Методика преподавания иностранных языков Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Формирование умений монологической речи на основе текста для чтения у обучающийся основной школы

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава
1. Теоретические основы обучения монологической форме речи на иностранном языке. 5

1.1
Сущность понятия «монологическая речь» в теории и практике методики обучения
иностранному языку. 5

1.2
Формирование и развитие умений монологической речи на основе текста для чтения. 13

1.3
Психолого-педагогические особенности учащихся. 17

Выводы
к первой главе. 20

Глава
2. Методические основы формирования умений монологической речи с помощью
текстов для чтения. 21

2.1
Работа с материалами для чтения на уроках английского языка. 21

2.2
Описание комплекса упражнений на формирование коммуникативных монологических
умений на уроке английского языка на основе текста для чтения  28

Выводы
ко второй главе. 36

Заключение. 37

Список
литературы.. 40

  

Введение:

 

Условия иноязычного общения в современном мире,
когда иностранный язык используется как средство международного общения,
познания, получения и накопления информации, предопределяют необходимость
овладения различными видами речевой деятельности. Основной целью использования
иностранного языка как предмета школьного образования является приобретение
учащимися навыков и умений использования иностранный язык для общения. Речь
идет о формировании коммуникативной компетенции, то есть способности и
готовности осуществлять прямое общение (говорение, аудирование) и непрямое
общение (чтение и понимание иноязычных текстов, письмо).

Опыт показывает, что человек испытывает наибольшие
трудности в общении на иностранном языке, слушая речь. Однако монологическая
речь, роль которой не менее важна, невозможна без понимания языка. Преподавание
речи как продуктивный процесс требует обучить ученика выстраивать высказывание
в зависимости от коммуникационной ситуации, является сложной методологической
задачей, поскольку овладение им связано с наибольшими трудностями для учащихся
и требует много времени и усилий как со стороны учителя, так и со стороны
учащихся.

Таким образом, актуальность этой работы
обусловлена проблемой адекватного овладения иностранным языком в процессе
общего образования в средних школах.

Объектом исследования является процесс преподавания
английского языка в средней школе.

Предметом исследования является методика
формирования умений монологической речи на основе текста для чтения у
обучающихся основной школы.

Цель этой работы заключается в разработке и
теоертическом обосновании комплекса упражнений, обеспечивающих эффективное
формирование и развитие монологических речевых умений посредством работы с
текстом для чтения в средней школе. Реализация заявленной цели предполагает
выполнение следующих задач:

1. Раскрыть сущность понятия «монологическая речь»
в теории и практике методики обучения иностранному языку;

2. Рассмотреть процесс формирования и развития
монологической речи на основе текста для чтения;

3. Описать процесс работы с материалами для чтения
на уроках английского языка;

4. Составить комплекс упражнений на формирование
коммуникативных монологических умений на уроке английского языка в на основе
текста для чтения

Для выполнения исследовательских задач
использовались следующие методы исследования:

— Анализ литературных источников;

— Описательный метод;

— Метод классификации;

— Изучение и анализ педагогического опыта формирования
умений монологической речи в общеобразовательной школе.

Практическая значимость работы заключается
в том, что была рассмотрена структура процесса обучения монологу; была уточнена
суть монолога и разработан комплекс задач по формированию монологических умений,
основанного на описании уроков английского языка в средней школе.

Структура. Работа включает введение, две
главы, выводы по каждой главе, заключение, список литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Монолог состоит из серии логически последовательных
и взаимосвязанных предложений, которые представляют собой комбинацию отдельных
элементов или тем высказывания. Монологи тренируют мышление, учат логически
мыслить и строить свои высказывания соответствующим образом, чтобы донести идеи
до аудитории. Используя эти методы для понимания понятия "монолог",
можно дать следующее определение: Монолог — это форма речи, направленная на
аудиторию (собеседника) или группу слушателей (собеседников), иногда на самого
себя; противоположность разговорной речи. Он характеризуется широким охватом,
что связано с указанием тематического содержания дискурса, наличием общих
структур и стремлениями его грамматического оформления.

Для средних школ наиболее актуальной является
информативная функция монолога. Каждая из этих функций монолога имеет свое
языковое выражение и специфические психологические стимулы. При описании
психологических особенностей монолога важно отметить, что монолог — это
относительно развернутая вербальная деятельность, в которой используется меньше
невербальной информации, почерпнутой из разговорной ситуации. Это активный и
произвольный тип речи, в котором у говорящего должна быть тема, на которой он
может основывать свое высказывание или последовательность высказываний. Кроме
того, это тип организованной речи, который включает в себя способность
планировать не только высказывание, но и целое сообщение, избирательное
использование языковых средств, соответствующих коммуникативному намерению, и
некоторых невербальных коммуникативных средств для выражения идей (в основном
интонации).

Опорные тексты являются важным средством
организации монологов. Необходимо развивать у говорящего способность к
самостоятельной речи. Важно отметить, что на этапе развития речевых умений
прямая опора на речевые материалы невозможна. Для контроля дискурса необходима
косвенная поддержка, но она уменьшается по мере развития умений учащихся. Цель
такой прямой или косвенной поддержки — помочь создать речевые высказывания,
которые вызывают связь с жизненным и речевым опытом учащегося.

Цель всех видов опор на этапе развития речевых умений
заключается в том, чтобы путем обращения к ассоциациям с опытом жизни и речевым
опытом школьников косвенно содействовать формированию речевых высказываний.
Критерием классификации опор может быть их функциональная ориентация в
зависимости от того, что они контролируют, или характер контроля за речевыми
заявлениями. Согласно этому критерию, все опоры можно разделить на осмысленные
и семантические, которые принимают во внимание два уровня высказываний: уровень
значения (кто? где? когда? как? и т.д.) и уровень значения (почему? зачем?).

Существует ряд требований к текстам, которые
помогают ученикам развивать монологические умения. Тексты, используемые в
учебном процессе, должны отвечать коммуникативным и познавательным интересам и
потребностям учащихся, а также степени сложности их лингвистического и
лингвистического опыта на родном и иностранных языках и содержать интересную
информацию для учащихся определенного возраста. группа. Такой текст должен
восприниматься учеником как средство осмысленной информации.

Прагматичные тексты предоставляют новую
информацию, другие влияют на чувства и мысли учащихся и их поведение. Это
говорит о важности рассмотрения основных аспектов используемых текстов.

На каждом этапе обучения предлагаемые тексты
должны отражать их коммуникативную функцию в общении. С их помощью студенты
должны создать объективный образ изучаемой страны и сформировать представление
о жизни сверстников за рубежом.

При выборе текста для того или иного типа чтения
важную роль играют его объем, логическая и композиционная структура, сложность
языкового материала. Для достижения результата в развитии монологической речи
школьников требуется комплексный подход, т.е. воздействие, направленное на
достижение целей и задач, который основан на хорошо продуманной логике
построения педагогического процесса. Для эффективного формирования
коммуникативных универсальных образовательных действий на основе
монолога-описания мы создали комплекс упражнений.

Таким образом, исходя из полученных данных, можно
сделать вывод о том, что систематическое развитие умений монологической речи
способствует преодолению различного рода трудностей, с которыми сталкиваются
учащиеся при порождении монологического высказывания. Вследствие этого
улучшается успеваемость учащихся, что ведет за собой повышение мотивации к
изучению иностранного языка.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы обучения
монологической форме речи на иностранном языке 1.1 Сущность понятия «монологическая речь» в теории
и практике методики обучения иностранному языку Отношение психологов и лингвистов к самому
существованию, а значит и к определению монолога, далеко не однозначно.
Академик Л.В. Щерба традиционно считает монолог в значительной степени
"искусственной формой", полагая, что "язык может раскрыть свое
реальное существование только в диалоге" [26]. При этом соотношение
участников диалога различно. Ответ одного из говорящих может быть представлен в
виде развернутого высказывания, поэтому некоторые ученые предлагают называть
это явление "диалогом монологов" или "монологами внутри
диалога". И.А. Зимняя утверждает, что монолог "является более или
менее частью диалога, который всегда предполагает присутствие собеседника"
[13, с. 336]. По мнению Г.В. Роговой, монолог — это форма устного связного
высказывания, в котором человек выражает мысль [24].

Монолог состоит из ряда логически последовательных
взаимосвязанных предложений, развитых и объединенных единым содержанием или
темой высказывания в соответствии с его тоном [17]. Монологи тренируют
мышление, учат логически мыслить и строить свои высказывания соответствующим
образом, чтобы донести идеи до аудитории. Используя эти методы для понимания
понятия "монолог", можно дать следующее определение: монологическая речь
— это форма речи, направленная на аудиторию (собеседника) или группу слушателей
(собеседников), иногда на самого себя; она противоположна диалоговой речи. Она
характеризуется широким охватом, что связано с наличием тематического
содержания и общих структур, которые указывают на дискурс и стремление к его
грамматическому оформлению. В контексте изучения иностранного языка в школе можно
выделить различные условия формирования умений монологической речи в свете
самостоятельности и креативности учащихся.

— Первый уровень (репродуктивный) не предполагает
самостоятельности и креативности ученика, как в плане выбора средств языка, так
и в определении содержания дискурса, создаваемого извне.

— Второй уровень (репродуктивно-продуктивный)
предполагает творчество и самостоятельность учащегося, и выражается в изменении
воспринятого языкового материала, использовании его в новых ситуациях,
изменении порядка и состава выражений.

— Третий уровень (продуктивный) характеризуется
полной независимостью выбора и оформления дискурса и творческим подходом к
оформлению высказывания, через оценку того, что происходит с говорящим.

Монологическая речь имеет следующие
коммуникативные функции.

— Информативную функцию (передача новой информации
в виде знаний, событий, действий, описания состояния предметов и явлений об
окружающей действительности)

— Побудительную функцию (убеждение кого-либо в
правильности определенных идей, взглядов, убеждений, действий; мотивы для
принятия мер или их предотвращения)

— Эмоциональную и контекстуальную функции [9].

Для средних школ наиболее актуальной является
информативная функция монологов. Каждая из перечисленных функций монолога имеет
свое языковое выражение и особые психологические стимулы. При описании
психологических особенностей монолога важно отметить, что монолог — это
относительно развернутая вербальная деятельность, в которой невербальная
информация, полученная из разговорной ситуации, используется в меньшей степени.
Это активный и произвольный тип речи, в процессе произведения которой у говорящего
должна быть тема, на основе которой он может основывать свое высказывание или
последовательность высказываний. Более того, это тип организованной речи,
предполагающий способность планировать не только высказывание, но и целое
сообщение, избирательно используя языковые средства, соответствующие
коммуникативным намерениям, а также некоторые невербальные коммуникативные
средства для выражения идей (в основном интонацию) [23].

Поэтому монологическая речь всегда отмечена
коммуникативными целями и задачами говорящего. Коммуникация является
существенным фактором для обеспечения адекватного общения на
логико-семантическом уровне. Диалогическая речь основывается на языковой
ситуации (ситуационная), в то время как монологическая речь относятся в первую
очередь к контексту (контекстуальная), и поэтому характеризуется связностью,
осмысленностью, ясностью мысли и большей независимостью от языковой ситуации.
Кроме того, к психологическим особенностям монологов следует отнести обращение
к слушателю, наличие эмоционального подтекста, который выражается внешне через
языковые и структурно-композиционные особенности высказывания.

С лингвистической точки зрения монологи
характеризуются использованием структурно сложных, многосоставных,
синтаксически сложных предложений с вводными словами, риторическими вопросами,
привлекающими внимание слушателя, клише и использованием союзов и союзных слов
для передачи порядка предложения [23].

Стоит подчеркнуть, что монолог — это сегмент речи,
который находится между двумя соседними заявлениями и имеет определенные
параметры. Это означает, что монолог рассматривается как неотъемлемая часть
процесса общения аудитории любого уровня — пары, группы людей, коллектива.

Монолог может иметь различные уровни: 1) слово
(форма слова); 2) словосочетание; 3) фраза; 4) фразовое единство; 5) текст. На
любом из уровней монолог действует в процессе коммуникации как речевой блок,
будь то слово: "Fire!",
заявление: "Such a great movie!",
вопрос: " When will he finally do the job?", убеждение: " Yes,
I’m sure he can do it. He
never once proved his attitude to the case. Besides, I know him as a responsible,
serious person" или доклад, историю и
т.д.

Для любого уровня речевых единиц существуют
трудные моменты в освоении: для уровня слов и фраз это морфологические
трудности, для уровня фраз — синтаксис, для уровня гиперфразовых единств и
текста — логика и синтаксис. Каждый уровень имеет свою модель. Для слов — это
типы соединений, для сочетаний слов — их типы, для всех остальных уровней — их
основные структурные особенности. Для преодоления данных трудностей, любая
модель может быть сформирована устно, а затем использована в качестве языкового
шаблона.

Каждый уровень высказывания имеет определенные
параметрические характеристики, где каждый уровень имеет общие и специфические
характеристики. С педагогической точки зрения, первые три уровня дискурса
связаны с изучением лексических и грамматических аспектов речи, о чем
говорилось выше; только уровень объединения сверхфразы и текста относится к
этапу развития речевых умений. Более того, когда речь идет об обучении
монологам, мы думаем только об уровне объединения сверхфразовых единств. Данный
факт звучит правдоподобно, поскольку именно этот уровень составляет всю
сложность этапа развития обучения языковым умениям, которые характеризуют
монолог и являются ключом к его освоению. На уровне объединения сверхфразовых
единств монолог можно рассматривать как деятельность (процесс) и как продукт.

В обоих случаях монолог характеризуется разными
параметрами. Как деятельность он всегда целенаправленный, связанный с
коммуникативным мышлением, с общей активностью человека, с личностью
говорящего, он контекстуальный и протекает в определенном темпе.

Как продукт, монолог всегда информативен,
продуктивен, выразителен, структурирован, логичен и целостен. Выделим следующие
типичные параметры монолога:

1. Относительная непрерывность высказывания.
Процесс изречения монологического высказывания длится в течение определенного
времени и никем (ничем) не прерывается. Это качество монолога определяет,
прежде всего, специфическую психоэмоциональность говорящего, а также высокую организованность
речи. Основным механизмом здесь является механизм сквозного лидерства. Именно
поэтому монолог не является суммой ответов на ряд вопросов.

2. Последовательность. Это качество выражается в
развитии идеи ключевой фразы в продолжении (переход к следующей ключевой фразе).
"Развитие идеи" подразумевает её толкование, обоснование, дополнение
и подбор адекватных языковых средств. Для прогресса обучения монологическим
умениям, ученику важно понимать, как разворачиваются предложения, какие
существуют речевые шаблоны и какие закономерности лежат в основе построения различных
типов монологов.

3. Относительная семантическая полнота,
коммуникативная направленность. Когда педагог довольствуется такими
"монологическими" заявлениями, как " I want to write a letter. I’m going to the post office. I buy
an envelope, stamp and paper. I write a letter, seal the envelope and put the
letter in a mailbox"- такое заявление не
вызывает особого интереса. Логика действий в них является
временной, а не семантической, что нужно только для формального использования
слов, временных форм и т.д. в процессе обучения. Однако в процессе коммуникации
такие заявления трудно обосновать [19].

Рассмотрим в качестве отправной точки обоснование
концепции термина «монологического умения», включающего три этапа работы.
Первый этап развивает способность выражать законченную мысль на уровне фразы,
высказывания по теме. Учитель предлагает тему, а ученики по очереди называют
одну фразу. Если ученик высказывает две фразы, то это могут быть два отдельных высказывания,
которые не обязательно связаны друг с другом.

В начале второго этапа ученики должны обратить
внимание на логическую связь устных фраз. Например: "Our classroom is big. Our classroom is clean"- является
плохим примером, потому что предложения построены без использования логической
связи. На этом этапе важно преодолеть возникшие противоречия, т.е. избежать
того, чтобы учащиеся производили бессмысленные наборы предложений, и научить их
логически связывать фразы.

Третий этап характеризуется обязательным
увеличением количества новых логических задач и приложений. Здесь ученики
должны включить элементы рассуждения и аргументации. Таким образом, очевидно,
что критерием для определения этапа является качество дискурса. На наш взгляд,
данный критерий является одним из основных для формирования умений
монологической речи в средней школе [14].

В связи с переходом на ФГОС второго поколения
перед учителем  стоит задача-формирование
учебных универсальных действий, обеспечивающих развитие способностей  обучающихся к саморазвитию и самосовершенствованию.
Термин «учебные универсальные действия» означает умение учиться [29].

Согласно требованиям ФГОС, монолог строится без
опоры на конкретный текст. Данный путь применяется учителем в следующих
случаях:

· На начальном этапе, когда обучающие не умеют
читать или когда учебные тексты не предлагают основу для развития говорения.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы