Курсовая с практикой на тему Формирование умений иноязычной письменной речи на ступени основного общего образования
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ НА СТУПЕНИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 6
1.1. Понятие письменной речи на уроке иностранного языка на ступени основного общего образования 6
1.2. Содержание обучения иноязычной письменной речи на ступени основного общего образования 10
1.3 Методы и приемы обучения иноязычной письменной речи на ступени основного общего образования 14
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ НА СТУПЕНИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 17
2.1. Рецензия на УМК «Spotlight» 6 класс, авторы: Е. Ваулина, Д. Дули, В. Эванс, О. Подоляко 17
2.2. Этапы написания письма личного характера в 6 классах 19
2.3 Методические рекомендации для учителя иностранного языка по обучению письменной речи в 6 классе 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
ПРИЛОЖЕНИЕ 33
Введение:
Вследствие глобальных изменений в обществе, как в России, так и во всем мире, изменилась роль иностранного языка в системе образования, и из обычного учебного предмета он превратился в базовый элемент современной системы образования, в средство достижения профессиональной реализации личности. Это отражено в действующем Федеральном законе «Об образовании», который требует «обеспечение адекватной мировому уровню общей и профессиональной культуры общества и интеграцию личности в национальную и мировую культуру». В условиях введения ФГОС С(П)ОО главная цель обучения иностранному языку — это формирование иноязычной коммуникативной компетенции у учащихся, т.е. способности к адекватному взаимодействию с носителем языка в ситуациях межкультурного общения.
Неотъемлемой частью межкультурного общения является владение письменной речью. В связи с этим раздел «Письмо» стал обязательной частью ЕГЭ. Несмотря на потребности общества в профессионалах, владеющих письменной речью на иностранном языке, большинство выпускников школ не готовы к письменному межкультурному общению. Несмотря на то, что раздел «Письмо» введён в Единый государственный экзамен, методика обучения письму не разработана на таком уровне, чтобы сформировать иноязычную коммуникативную компетенцию у учащихся. Вышеизложенное противоречие привело к формулировке проблемы, суть которой заключается в том, как и каким образом должно быть организовано обучение иноязычному письму учащихся в основной школе, чтобы сформировать иноязычную коммуникативную компетенцию.
Актуальность избранной темы исследования обусловлена противоречием между потребностью общества в профессионалах, владеющих письменной речью на иностранном языке и недостаточной практической и методической разработанностью проблемы обучения иноязычному письму в школе.
Актуальность и недостаточная разработанность обозначенной выше проблемы обусловили выбор темы исследования: «Формирование умений иноязычной письменной речи на ступени основного общего образования».
Объектом исследования является процесс формирования умений иноязычной письменной речи на ступени основного общего образования.
Предмет исследования – педагогические условия использования написания писем в процессе формирования умений иноязычной письменной речи на ступени основного общего образования.
Гипотеза исследования заключается в том, что написание писем в формировании умений иноязычной письменной речи на ступени основного общего образования будет эффективным, если, реализовать педагогические условия, предусматривающие: разработку кейсов по гуманитарным дисциплинам с учетом интересов, потребностей и целей учащихся; формирование у преподавателей качеств педагога-фасилитатора с целью обеспечения педагогической поддержки учащихся в процессе работы над кейсом «Написание письма»; организацию преподавателем поэтапной работы учеников над кейсом «Написание письма» на основе алгоритма, обязательными элементами которого являются индивидуальная работа с игровыми программами, в частности, с кейсом, обработка его в мини-группах, презентация и коллективное обсуждение результатов выполненного задания.
Цель исследования состоит в разработке комплекса заданий и упражнений, предназначенного обучить иноязычному письму и письменной речи в основной школе.
Для достижения поставленной цели нужно было решить следующие задачи:
1. Провести анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме;
2. Рассмотреть основные принципы и методы обучения письму и письменной речи в основной школе;
3. На основе изученного теоретического материала разработать комплекс упражнений и заданий по обучению иноязычному письму и письменной;
4. Составить методические рекомендации по формированию умений иноязычной письменной речи на ступени основного общего образования на основе использования написания писем
В ходе исследования применялись следующие методы: анализ методической и психолого-педагогической литературы; изучение и обобщение педагогического опыта.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют работы:
в области психологии (Зимняя И.А., Артёмов В.А., Леонтьев А.А.,. и другие);
в области педагогики (Выготский Л.С., Мусницкая Е.М и другие);
в области методики (Пассов Е.И., Гальскова Н.Д., Соловова И.Л., Азимов Э.Г., Миролюбов А.А., Рогова Г.В., Бим И.Л., Т.Е Сахарова, Мильруд Р.П,. Вербицкая М.В., Гез Н.И . и другие).
Теоретическая значимость данной работы состоит в уточнении теоретических основ обучения иноязычному письму и письменной речи школьников на уроках английского языка в основной школе.
Практическая значимость работы заключается в разработке комплекса упражнений и заданий по обучению письму и письменной речи в основной школе. Этот комплекс может представлять определённую ценность для всех учителей иностранных языков, т.к. помогает совершенствовать навыки письменного иноязычного общения учащихся.
Заключение:
Письмо — это продуктивный вид деятельности, при котором человек записывает речь с целью, чтобы можно было передать другим. Продуктом данной деятельности является речевое произведение или текст. Как вид речевой деятельности, письмо основывается на умении писать. Умение писать – сложное явление, базирующееся на следующих навыках: 1) начертание знаков письма (т.е. каллиграфия); 2) правильное перекодирование звуков речи в адекватные графические знаки речи (т.е. орфография); 3) построение письменного высказывания (т.е. композиция); 4) лексические и грамматические навыки письма.
Рассмотрев теоретические аспекты обучения письму, а именно: понятие иноязычной письменной речи, цели и содержание обучения письму, пути и средства формирования иноязычной письменной речи, можно сделать вывод о том, что обучение письменной речи неразрывно связано с обучением другим видам речевой деятельности. Письменная речь позволяет сохранить языковые и фактические знания, служит надежным инструментом мышления, стимулирует говорение, слушание и чтение на иностранном языке.
Метод написания писем позволяет формировать несколько компетенций: предметную – путем тренировки навыков общения на иностранном языке в сфере профессиональной деятельности; социокультурную – в процессе работы над письмом ученики приобретают навыки построения обсуждения и работы в команде, проявляются организаторские и лидерские навыки некоторых членов команды, навыки межкультурной коммуникации в процессе изучения страноведческих текстов и статей на иностранном языке. Написание писем позволяет сделать занятия по иностранному языку более приближенными к реальной жизни и практически-ориентированными к будущей специальности учащихся.
Ценность написания писем на занятиях по английскому языку определяется полифункциональностью, способностью решения поставленных задач в комплексе, возможностью актуализации полученных ранее знаний и жизненного опыта. Кейс-метод способствует формированию профессиональной и коммуникативной компетентности.
Проверка кейса в аудитории является заключительной оценкой, которая предусматривает возможности применения кейса в учебном процессе. Ученик должен понимать систему оценки его работы, объяснить которую преподаватель может при ознакомлении с правилами работы над кейсом. Для удобства оценки мы выделили важнейшие, по нашему мнению, критерии, по которым нужно оценивать учеников при выполнении ими кейса: способность создавать модели решения проблем; системное, аналитическое и стратегическое мышление; умение применять знания по профильным дисциплинам; соблюдение правил использования иностранного языка и знания терминологии, самостоятельность и инициативность; оригинальность подхода; коммуникативные умения и навыки; умение работать с информацией; умение аргументировать и отстаивать свою точку зрения; презентация результатов анализа кейса.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ НА СТУПЕНИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Понятие письменной речи на уроке иностранного языка на ступени основного общего образования
Из истории мы знаем, что появление письма как вида речевой деятельности относится к процессу развития культуры человечества и осуществлялось оно первоначально с помощью примитивных знаков. Такими знаками на разных этапах развития письма служили рисунки-символы, письменные знаки (идеограммы), иероглифы, знаки-буквы, алфабетическое письмо (одна буква означает один звук). Последний вид письма указывает нам на основной механизм данной речевой деятельности, а именно составление слов из букв и составление словосочетаний и письменных сообщений.
Оценивая письменную речь с точки зрения её коммуникативной природы, мы отметим преобладание монологического характера. Однако под влиянием новейших технологий письменная речь приобретает диалогическую форму (возникновение сети «Интернет», позволяющей осуществлять мгновенную письменную коммуникацию на расстоянии).
Одним из видов письменной речи является письмо – сложный психический процесс. «Письмом современная наука о языке называет систему знаков, используемую для фиксации звуковой речи» — так определяет письмо Б. Н. Головин. А. А. Волков выделяет письмо как особое понятие и пишет: «Письмо — система графических знаков, правил их реализации в тексте и референции в звуковом языке».
Н.И. Гез, Н.В. Ляховицкий, А.А. Миролюбов считают, что «письменная речь представляет собой специфический вид речевой деятельности: кодирование информации с учетом графического канала связи или порождение речи в графическом оформлении».
В нашем исследовании мы будем оперировать следующим определением: «Письменная речь – специфический вид речевой деятельности: кодирование информации с учетом графического способа связи». Письмо имеет много общего с остальными видами речевой деятельности. Однако по некоторым параметрам оно отличается. По характеру вербального общения письмо, в отличие от говорения и слушания, реализует письменное общение. По характеру роли, выполняемой письмом в процессе общения, оно является, как и говорение, инициативным видом речевой деятельности в то время, как слушание и чтение – реактивными (ответными).
По направленности речевой деятельности, осуществляемой человеком на выдачу или прием информации, письмо, как и говорение, является продуктивным, а чтение и слушание являются рецептивными. То есть посредством письма человек создает и выдает речевое сообщение. Данная классификация позволяет увидеть отличие рецептивных и продуктивных видов речевой деятельности по способам их психофизиологической организации. В процессе осуществления продуктивных видов речевой деятельности приходят в работу речеслуховые и речедвигательные анализаторы, а во время реализации рецептивных видов речевой деятельности функционируют зрительных и слуховой анализаторы. Следовательно, продуктивные виды речевой деятельности определяются особенностями и состоянием двигательной сферы, а рецептивные – состоянием зрительного и слухового восприятия. Для осуществления письма необходимы способ формирования мысли, вид организации речи и форма речи.
Согласно И. А. Зимней существует три формы речи – внешняя устная, внешняя письменная и внутренняя речь. Нас интересует письменная речь, так как одним из её компонентов является письмо. Особенностью письма является то, что в нем реализуется нервно-мышечная обратная связь от органа-исполнителя (пишущей руки) к участку головного мозга, ответственному за организацию данной деятельности. Эта обратная связь обеспечивает контроль и корректировку. Так, на начальном этапе обучения детей письму участвуют обе формы мышечного контроля (внутреннее или внешнее проговаривание слова и импульсы от мышц руки, выполняющей определенные движения).
При обучении иноязычной коммуникации, письмо часто сравнивают с говорением по тому признаку, что оба этих вида речевой деятельности продуктивные. Письмо, как и говорение, характеризуется трехчастной структурой: побудительно-мотивационной (мотив в виде желания письменно передать информацию; появление замысла высказывания), аналитико-синтетической (формирование и реализация самого высказывания) и исполнительной (фиксация продукта с помощью графических знаков).
В методике преподавания иностранных языков различают понятия «письмо» и «письменная речь». Письменная речь – это процесс выражения мыслей в графической форме. Она строится на базе устной речи. Письмо неразрывно связано с чтением, так как в основе этих видов речевой деятельности лежит одна графическая система языка. В обучении иностранному языку письмо играет важную роль, являясь целью усвоения техники письма на новом языке в начале обучения, а впоследствии помогает прочному усвоению языкового материала и формированию навыков в чтении и устной речи. Сам процесс овладения техникой письма на иностранном языке оказывает положительное воздействие на учащихся, развитие их памяти и волевых качеств.
Обучение технике письма включает в себя овладение алфавитом, графикой, орфографией и пунктуацией. Письмо (техника письма) является средством обучения иноязычной речи, начальным этапом в развитии продуктивной письменной речи.
Продуктивная (экспрессивная) письменная речь в зависимости от назначения подразделяется на два уровня:
• Учебную письменную речь (выполнение в письменной форме разнообразных языковых и условно-речевых упражнений, направленных на овладение продуктивными лексико-грамматическими навыками, а также речевыми умениями, включая умения коммуникативной письменной речи);
• Коммуникативную письменную речь (экспрессивный вид речевой деятельности, нацеленный на порождение речевого сообщения в письменной форме)
Таким образом, целью обучения коммуникативной письменной речи является развитие умений создавать различные типы или жанры письменных сообщений – текстов, которые могут понадобиться обучаемым в их учебной или профессиональной деятельности, а также в личных.
В самом общем виде можно выделить несколько функциональных типов письменной речи, обучению которых уделяется внимание в школьной программе: повествование, описание, рассуждение. Им соответствуют различные типы письменных высказываний. Согласно примерной программе основной школы, учащийся должен научиться писать личное письмо в ответ на письмо-стимул с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка. Помимо этого, он получит возможность научиться писать небольшие письменные высказывания с опорой на образец. Что касается старшей ступени, то, согласно примерной программе среднего общего образования по английскому языку, выпускник должен также уметь писать личное письмо; заполнять анкеты, бланки; излагать сведения о себе в форме, принятой в англоязычных странах (автобиография, резюме); составлять план, тезисы устного/письменного сообщения, в том числе на основе выписок из текста.
Письмо и письменная речь в методике обучения иностранному языку выступают не только как средство обучения, но всё более как цель обучения иностранному языку. Письмо – это технический компонент письменной речи. Письменная речь наряду с говорением представляет собой так называемый продуктивный (экспрессивный) вид речевой деятельности и выражается в фиксации определённого содержания графическими знаками.
1.2. Содержание обучения иноязычной письменной речи на ступени основного общего образования
Целью обучения иностранной письменной речи является формирование у учащихся коммуникативной компетенции, которая включает знание письменных знаков, правописания слов, лексики и грамматики, композиции письменных текстов, умение создавать различные типы письменных сообщений, владение содержанием и формой письменного произведения речи, способами выражать мысли в письменном виде.
На основе теоретических положений, выявленных в параграфе 1.1., можно наметить основные направления работы по обучению иноязычному письму и письменной речи. Главная цель работы — сформировать письменную коммуникативную иноязычную компетенцию, структура которой представлена в таблице 1. и опирается на навыки письма и виды письменной речи.