Курсовая с практикой на тему «Формирование умений диалогической речи младших школьников посредством ролевой игры на уроках английского языка».
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы
формирования умений диалогической речи младших школьников посредством ролевой
игры на уроках
английского языка. 6
1.1. Особенности обучения
диалогической речи младших школьников на уроках английского языка. 6
1.2. Ролевая игра как способ
интенсификации процесса обучения диалогической речи на уроках английского языка
в начальной школе. 14
Глава 2. Практические аспекты
формирования умений диалогической речи младших школьников посредством ролевой
игры на уроках
английского языка. 21
2.1. Диагностика уровня развития
диалогической речи у учащихся младших классов 21
2.2. Комплекс упражнений для
формирования умений диалогической речи младших школьников посредством ролевой
игры на уроках английского языка. 25
2.3. Анализ результатов исследования. 34
Заключение. 37
Список литературы. 38
Введение:
На протяжении всей истории человечества
феномен игры привлекал внимание выдающихся мыслителей. В разные периоды
развития цивилизации возникали философские, педагогические и культурологические
концепции игры, отмечавшие ее образовательный потенциал. Исследователи игры
видели в ней эффективный способ приобщения учащихся различных возрастных групп
к творческой деятельности, обретения ими навыков сотрудничества и мотивации.
Сегодня игры активно используются в самых
разных сферах жизни общества и направлениях обучения. Например, большое
распространение в последние годы как в средней, так и в высшей школе получили
ролевые и деловые игры в обучении литературе, географии, истории,
юриспруденции, туризму, менеджменту и, конечно, иностранному языку.
Однако, потенциал игры в образовании все
еще используется недостаточно. Игровая деятельность в учебном процессе часто
воспринимается педагогами несерьезно, как средство снятия напряжения.
Основной целью обучения иностранному языку
на современном этапе является формирование личности, которая способна
участвовать в межкультурной коммуникации. В связи с чем широкое распространение
получил коммуникативно-ориентированный подход к обучению иностранным языкам.
Актуальность данной работы связана с тем, что на уроках иностранного языка над
приемами обучения естественной коммуникации еще преобладают приемы бланкового
тестирования лексики и грамматики, чтения и слушания. При этом часто остается
забытой (необходимая для достижения указанной выше цели обучения иностранному
языку) организация учебных заданий по аналогии с функционированием устного
языка в реальных жизненных обстоятельствах [21].
Важно также отметить, что для большинства
научных концепций характерна трактовка игры как преимущественно деятельности
детей дошкольного возраста. Мы же считаем, что потребность личности в игре и
способность входить в игру сохраняется и в начальной школе, хотя и имеет свои
особенности. В этом также проявляется актуальность данного исследования. В
любом возрасте игра помогает превратить довольно сложный процесс обучения в
увлекательное занятие, способствует интеллектуальному развитию, воспитывает
культуру общения и раскрывает личностный потенциал учащихся.
Объект исследования
– процесс формирования умений диалогической речи младших
школьников на уроках английского языка.
Предмет исследования
– особенности формирования умений диалогической речи младших школьников
посредством применения ролевых игр на уроках английского языка.
Цель исследования
– изучить теоретические и практические аспекты применения ролевых игр как
средства формирования диалогической речи младших школьников на уроках
английского языка.
Гипотеза исследования.
В основу исследования положено предположение о том, что обучение диалогической
речи на основе ролевых игр является самостоятельным видом речевой деятельности,
на базе которой происходит дальнейшее формирование коммуникативного навыка и
умения воспринимать и воспроизводить иностранную речь.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать диалогическую речь как
важный компонент связной речи
2. Рассмотреть ролевую игру как средство
обучения младших школьников диалогической речи
3. Провести констатирующий эксперимент.
4. Разработать комплекс ролевых игр для
формирования диалогической речи младших школьников на уроках английского языка.
5. Провести контрольный эксперимент.
Методы исследования:
теоретические, такие как анализ литературных источников, научных публикаций,
обобщение. Эмпирические (педагогический эксперимент, наблюдение, опрос,
проектно-исследовательская деятельность, математико-статистическая обработка
данных).
Практическая значимость.
Результаты исследования могут быть использованы для разработки и
совершенствования учебно-методических – комплексов, планирования занятий,
составления учебных программ и требований. Также результаты могут быть
использованы в качестве учебного материала для студентов педагогических учебных
заведений, обучающих детей диалогической речи, коммуникативному навыку, умению
понимать иностранную речь.
Структура работы.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой
литературы.
Заключение:
Применение игровых технологий на уроках
английского языка является очень важным аспектом при обучении диалогической
речи. На начальном этапе обучения игра также является важной составляющей, т.к.
на данной ступени обучения у учащихся падает мотивация. Ролевая игра является
отличным способом поднятия мотивационного уровня у учащихся, потому как при ее
проведении учащиеся испытывают эмоциональный всплеск, также ролевая игра делает
процесс обучения, порой трудный и утомительный, веселым, а это усиливает мотивацию
к учению. Таким образом, подводя итоги проделанной работе, можно сказать, что
поставленные нами ранее цели и задачи достигнуты.
Результаты проведенного исследования
показали, что ролевая игра действительно имеет положительное воздействие на
учащихся. Благодаря ей ученики не только стали более заинтересованными в
изучении иностранного языка (английского), с легкостью запомнили лексический
материал и научились употреблять его в режиме реального общения (в форме
диалога).
Таким образом, можно сделать вывод о том,
что ролевая игра имеет положительное влияние на учащихся и повышает их
мотивацию к изучению иностранных языков. Так же она способствует развитию
умения диалогической речи на среднем этапе обучения иностранному языку
(английскому), что немало важно для нашего исследования. Итак, мы доказали, что
применение ролевых игр на начальном этапе обучения способствует эффективному
развитию умения диалогической речи при изучении иностранного языка
(английского). Говоря о задачах обучения диалогической речи с использованием
ролевых игр, надо отметить, что сейчас активно практикуются экспериментальные
методы обучения диалогической речи. Однако в этой области есть еще много
вопросов, требующих теоретического и экспериментального исследования.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические
основы формирования умений диалогической речи младших школьников посредством
ролевой игры на уроках английского языка 1.1. Особенности обучения
диалогической речи младших школьников на уроках английского языка
Основная цель обучения иностранного языка,
в том числе и немецкого является обучение устной речи. Устная речь является
одним из главных видов межличностного взаимодействия. При этом под речью
понимается форма общения, которая исторически сложилась в результате
деятельности людей в материальной плоскости. Речь рассматривается в качестве
универсального средства общения, в качестве сложной и специфически
организованной формы сознательной деятельности, с участием двух субъектов –
формирующего речевое высказывание и воспринимающего его [1].
Устная форма речи – это речь, которая
состоит из комплекса умений понимания речи, которая звучит (аудирование) и
умений производить речь в звуковой форме (говорение) [11]. В свою очередь говорение – это
одни из продуктивных видов речевой деятельности, посредством которого
происходит устное вербальное общение, связанное с устным выражением мыслей [2]. Благодаря развитым навыкам
говорения происходит обмен информацией, устанавливается контакт, осуществляется
воздействие на собеседника [13].
Основой говорения является единая модель
речевой коммуникации. В основе данной модели находится сообщение – устный
текст, также адресант, т.е. говорящий, который является источником информации и
непосредственно адресат, человек, который получают информацию.
Основные виды говорения представлены на
рис. 1. Рис. 1. Виды говорения на уроках
иностранного языка
Обучение говорения включает два
взаимосвязанных процесса: обучение диалогической и монологической речи.
Под диалогической речью обычно понимают
обмен высказываниями, которые образуются в процессе общения двух или нескольких
собеседников. Эти отдельные высказывания, взаимосвязаны в диалоге, называют
репликами. Две или более переменные реплики, взаимосвязаны между собой по
содержанию, а иногда и с помощью лексико-грамматических и ритмико-интонационных
средств, называются диалогическим единством [14]. Таким образом, минимальной
единицей измерения и обучения диалогической речи выступает диалогическое
единство, задачей которого является обучение механизмов специальных реплик.
Система работы над структурным оформлением
диалогической речи имеет четыре уровня: 1) овладение ее элементами, то есть
отдельными репликами; 2) их сочетания в пределах сверхфразового единства, то
есть в микродиалоге; 3) тематический макродиалог; 4) развитие умения вести
относительно непринужденную и разнообразную в структурном отношении беседу
(парную или групповую) [16].