Курсовая с практикой на тему Формирование учебной мотивации у младших школьников с задержкой психического развития
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ЗПР
Проблема мотивации учения в психологии и мотивы обучения младшего школьника 6
Специфика обучения детей с задержкой психического развития 9
Психолого — педагогическая характеристика учащихся с ЗПР 14
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ 21
Результаты исследования и статистической обработки диагностики мотивов учения младшего школьника 21
Анализ результатов исследования 23
Рекомендации по повышению учебной мотивации у школьников с задержкой психического развития 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31
Введение:
Актуальность. Проблема мотивации — одна из ключевых проблем психологии. Фактически ни одна из психологических теории не может обойти вопрос побуждений к активности, то есть мотивов. А мотивация учебной деятельности занимает особое место в структуре мотивации. Если рассматривать обучение как процесс приобретения индивидуального опыта, то становится понятным, что именно мотивы учения — первые в структуре мотивов человека и во многом предопределяют всю ее активность. Важность изучения мотивов учения является общепризнанной, и поэтому существует значительное количество соответствующих исследований. Мотивация учения по значимости является вторым после способностей фактором, определяющим уровень достижений. Вместе с тем следует отметить, что мотивы обучения значительно меняются со временем. Скорее всего, мотивы учения школьников тридцать, двадцать и десять лет назад отличаются от мотивов современных школьников. Поэтому вопрос мотивов учения младших школьников является актуальным.
Актуальность темы также заключается и в ее практическом смысле. Понимая мотивацию обучения младших школьников с ЗПР, педагоги могут оптимизировать процесс обучения, составлять такие учебные программы и планы, которые максимально соответствуют мотивам учеников, и поэтому гарантировать максимальный результат.
Объектом исследования данной работы является мотивация учения.
Предметом исследования являются мотивы обучения младших школьников с ЗПР и методики их диагностики.
Цель исследования: проанализировать и исследовать связь мотивов учения младших школьников с успеваемостью в учебе.
Изучение литературы по теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу:
1. Существует связь между уровнем школьной мотивации учащихся и их академической успеваемостью.
2. Существует связь между ведущими мотивами обучения младших школьников и их академической успеваемостью.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Проанализировать научную литературу, посвященную проблемам мотивации.
2. Подобрать методики исследования мотивов учения младших школьников с ЗПР и провести исследования;
3. Использовав методы математической статистики, для выявления связи между мотивацией обучения младшего школьника и уровнем его успешности.
В работе использовались два метода сбора информации: метод опроса (Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н.Г. Лускановой, Типология мотивов учения «Ступенька побуждений» А.И. Божович и И.К. Марковой, Методика «Мотивы учебной деятельности младших школьников» Калининградского Государственного Университета) и метод анализа документации (анализ успеваемости по классным журналом) и статистические методы обработки информации (определение рангового коэффициента к корреляции Спирмена и определения t-критерию Стьюдента). Выборка состояла из 40 учеников двух третьих классов общеобразовательной школы. Классы учатся по одинаковым программам. Диагностика проводилась групповым методом.
Теоретико-методологическая основа исследования: В контексте обучения, многочисленные ученые косвенно рассматривают саморегуляцию в соотношении с учебной деятельностью: как умственное действие (П. Гальперин, Н. Талызина), как учебную самостоятельность (Д. Эльконин, В. Давыдов), в аспекте целенаправленного познавательного саморазвития (Л. Выготский), приобретение самостоятельного опыта деятельности в зависимости от психического развития (Л. Занков, Д. Ельконин, В. Давыдов, Н. Менчинской, И. Якиманская и др ..).
Структура и объем работы обусловлена логикой исследования и состоит из введения, двух глав, выводов к разделам, общих выводов, списка литературы (19 позиций). Общий объем курсовой работы — 32 страницы.
Заключение:
Из-за недостаточной диагностики развития детей в дошкольном возрасте ЗПР проявляется преимущественно с началом их обучения в школе, где они испытывают чрезмерные трудности. Поэтому задача психолога дошкольного учреждения состоит в своевременном реагировании на те недостатки, под влиянием которых искажается психическое развитие ребенка, отклоняется от нормального течения, свойственного здоровым детям этого возраста.
Незрелость эмоциональной сферы и недоразвитие познавательной деятельности детей с задержкой психического развития имеют свои качественные особенности, обусловленные типом аномалии развития. В этиологии задержки психического развития играют роль конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, длительные неблагоприятные условия воспитания и главным образом органическая недостаточность нервной системы.
Значительная часть детей с задержкой психического развития, получив своевременную коррекционную помощь в дошкольном возрасте, может начать обучение вместе со сверстниками; они полностью усваивают программный материал и «выравниваются» до окончания начальной школы. Поэтому тесное сотрудничество психолога дошкольного учреждения с психологической службой учреждений позволяет отслеживать динамику развития ребенка. В то же время немало учеников и в последующие годы школьного обучения требуют особых условий организации педагогического процесса через значительные трудности в усвоении учебного материала.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ЗПР
1.1. Проблема мотивации учения в психологии и мотивы обучения младшего школьника
Что именно является побуждением к активности человека — одна из самых старинных проблем наук о человеке. Вопрос детерминации поведения человека был поставлен еще древнегреческими философами. Гераклит подробно рассматривал потребности и нужды, связывая потребности с условиями жизни. Сократ подчеркивал важность контроля за собственными потребностями. Платон считал, что потребности, нужды и страсти представляют собой «душу, жаждущую», которая нуждается в управлении со стороны «благородной и умной души». Аристотель связывал стремление с целью, в которой представлен красный или вредоносный объект.
В ХХ в. появились теории мотивации, которые касаются только человека. Наряду с органическими, то есть врожденными естественными потребностями в психологии появляется понятие о вторичных, психогенных потребностях, которые формируются в ходе обучения и воспитания (в широком смысле).
Исторически первыми были биологизаторские теории мотивации (В. Мак Даугалл, Великобритания). Современный вариант биологизаторской теории — психобиология А. Уилсона (США).
Значительный вклад в проблему мотивации внесли этологи К. Лоренц (Австрия), Н. Тинберген (Нидерланды), К. фон Фриш (Германия). Значительное место вопрос мотивации занимает в психоанализе Фрейда (Австрия) и неофрейдистов Э. Фромма (Германия-США), К. Хорни (Германия-США), теории К. Левина (Германия-США), трудах Г. Олпорт (США). Основательно занимался проблемами потребностей Г. Мюррей (США). Известную классификацию потребностей предложил А. Маслоу (США).
Среди отечественных ученых необходимо отметить Ф. Лазурского, Н. Ланге, которые работали в начале ХХ в. в 1920-е гг. отечественные ученые стояли на биологизаторских позициях, апофеозом которых была теория Енчмена. Позже значительный вклад в вопрос мотивации внес Л.С. Выготский и его коллеги и последователи А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович и др. проблемами мотивации занимался С.Л. Рубинштейн.
Мотивационная сфера младшего школьника имеет определенные возрасто-специфические особенности.
По Немову, в младшем школьном возрасте закрепляется и становится устойчивой личностная черта мотивации достижения. Мотивация достижения связана с двумя мотивами — мотивом достижений успеха и мотивом избегания неудач. Мотив достижения успеха способствует большим достижением и считается более благоприятным для личностного развития. Формирование этого мотива происходит именно в младшем школьном возрасте главным образом в ходе учебной деятельности. Это является главной особенностью мотивационной сферы младшего школьника с точки зрения новообразований личности.
Среди других новых мотивов Немов выделяет признание, одобрение со стороны значимых взрослых, стремление получить высокую оценку.
Эти мотивы являются новообразованиями, которые формируются главным образом в учебной деятельности в младшем школьном возрасте.
Маркова выделила положительные и отрицательные особенности учебных мотивов младших школьников. Положительные:
1. Общее положительное отношение к школе.
2. Широта их интересов.
3. Любознательность.
Отрицательные:
1. Недостаточная действенность мотивов.
2. Неустойчивость.
3. Малая осознанность.
4. Слабая обобщенность.
В ходе обучения в младшей школе мотивы самого обучения меняются. Общий «нормативный» порядок изменения мотивов такой:
1. Интерес к внешней стороне пребывания в школе (звонки, школьные принадлежности, доска и т.п.).
2. Интерес к первым результатам учебного труда (написанные цифры, буквы, полученные оценки).
3. Интерес к процессу и содержанию обучения.
4. Интерес к способам добывания знаний.
Такой порядок формирования мотивов обучения в младшей школе является желательным, но не всегда таким, который реально происходит. Часто формирования мотивов заканчивается на 3-м этапе или даже на втором (интересует только оценка). Следует сказать, что в более старшем (подростковом и юношеском) возрасте интерес к различным предметам формируется по-разному, где-то достигая 4-го, где-то 3-го, а где-то оставаясь на 2-м этапе. В младшем школьном возрасте, как правило, формирование интереса к учебе не так сильно зависит от конкретного предмета.
Изменения познавательных и социальных мотивов имеют определенные различия.
Познавательные мотивы изменяются по следующей схеме:
1. Интерес к отдельным фактам.
2. Интерес к закономерностям и принципам.
3. Интерес к способам приобретения знаний. Схема изменения социальных мотивов следующая:
1. Общее недифференцированное понимание социальной значимости учения.
2. Более глубокое осознание причин необходимости учиться.
3. Понимание содержания обучения «для себя».
Еще раз необходимо подчеркнуть, что данные схемы являются «нормативными», а реальное развитие мотивационной сферы ребенка может быть искривлено по разным причинам и обстоятельствам.