Курсовая с практикой на тему Формирование у старшеклассников умений иноязычной диалогической речи на основе ролевой игры
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава I. Теоретические основы формирования диалогической речи у старших школьников 6
1.1 Возрастные особенности старших школьников 6
1.2 Трудности обучения диалогической речи обучающихся старших классов на уроках английского языка 11
1.3 Ролевая игра как средство формирования умений диалогической речи у старшеклассников 17
Выводы по главе I 23
Глава II. Практика формирования умений диалогической речи у старшеклассников посредством использования ролевой игры на уроках английского язык 25
2.1 Анализ УМК «Английский в фокусе» 11 класса на предмет формирования умений диалогической речи на основе ролевой игры 25
2.2 Комплекс ролевых игр на английском языке для формирования умений диалогической речи 28
2.3 Общие методические рекомендации по формированию умений иноязычной диалогической речи у старшеклассников 31
Выводы по главе II 42
Заключение 43
Список литературы 45
Приложение 48
Введение:
Языковое общение осуществляется в форме устной диалогической и монологической речи. Обе формы устной речи (диалог и монолог) имеют характерные особенности и отличия. Обучение устной речи следует начинать сначала с развития навыков и умений монологической, переходя к развитию диалогической речи.
Возможности формирования диалогических умений при решении учебно-познавательных задач рассматриваются в исследованиях А.А. Алхазишвили, М.Л.Вайсбурда, И.А. Зимней, А.А. Миролюбова, А.П. Петращук, Г.П. Мильруд, Ю.И. Пассова, В.Л. Скалкина, J. Anderson, N. Bilbrough, L. Dawes, S. Thornbury и др.
Актуальность рассмотрения вопроса формирования умений иноязычной диалогической речи на основе ролевой игры объясняется объективными причинами. Эта проблема изучалась многими методистами, среди которых известные методисты И.Л. Бим, С.Ф. Шатилов, Г.В. Рогова, Н.И. Гез, В.Н. Рахманинова, Л. С. Панова, С.Ю. Николаева, М.И. Жинкин и другие. Но и до сих пор этот вопрос является недостаточно изученным. В методической и периодической литературе довольно часто встречаются советы учителей и методистов по обучению диалогической речи на различных этапах изучения иностранного языка. Но, поскольку программы меняются, а соответственно меняются требования к знаниям учащихся, методические приемы требуют постоянного совершенствования. Кроме того, нет обобщенной системы советов и упражнений, которые мог бы использовать учитель при решении данной задачи в учебном процессе. Следовательно, эта проблема остается актуальной и сегодня.
Цель данной работы рассмотреть особенности формирования у старшеклассников умений иноязычной диалогической речи на основе ролевой игры. При этом поставлены следующие задачи:
— исследовать влияние возрастных и индивидуально-психологических особенностей учащихся старших классов на процесс обучения;
-выявить трудности обучения диалогической речи обучающихся старших классов на уроках английского языка;
-рассмотреть комплекс упражнений по формированию у учащихся основной школы навыков ведения англоязычной диалогической речи;
-определить роль ролевых игр при обучении диалогической речи английского языка в старших классах.
— проанализировать диалогические тексты УМК «Английский в фокусе», созданные на основе ролевой игры.
Объектом исследования являются теоретические вопросы обучения диалогической форме говорения.
Предметом исследования — формирование навыков ведения диалогической речи с учетом возрастных особенностей.
Для решения поставленных задач использованы следующие методы исследования: изучение требований действующей программы по формированию умений иноязычной диалогической речи на основе ролевой игры, анализ научной литературы по методике обучения иностранных языков, научное наблюдение за процессом обучения учащихся основной школы диалогической речи.
Данное исследование вносит вклад в развитие теории лингвистики и методики преподавания английского языка в целом, и в разработку методики обучения диалогической речи в старшем классе с помощью ролевой игры.
Материалы курсовой работы могут быть использованы в теоретических исследованиях по проблемам общей и частной теории методики преподавания иностранного языка.
Новизна данной работы в том, что она вносит вклад в развитие методики преподавания английского языка в целом, и в разработку методики
формирования умений и навыков организации спонтанной речи.
Практическая значимость обусловлена тем, что результаты работы могут быть использованы при дальнейшем обучении ведению диалогической речи с использованием ролевой игры при изучении английского языка.
Курсовая работа имеет традиционную структуры: включает введение, две главы с выводами, заключение и список литературы. Во введении сформулирована актуальность поставленной проблемы, определены объект, предмет и методы исследования, обозначены ее цель и определяемые ею задачи.
Первая глава «Теоретические основы формирования диалогической речи у старших школьников» раскрывает такие вопросы как возрастные психологические особенности старшеклассников и их влияние на процесс обучения иностранному языку.
Во второй главе представлено детальное описание формирования умений диалогической речи на старшем этапе обучения с помощью ролевых игр.
В заключении подведены основные итоги исследования.
Заключение:
Как свидетельствует анализ описанных выше основных методов обучения диалогической речи на английском языке старших школьников, фактически, каждый из них имеет положительные характеристики, которые могут быть учтены при разработке или модификации такого метода (или методов), который бы наиболее полно соответствовал целям и задачам современной общеобразовательной школы. Впрочем, несмотря на то, какой метод используется, он должно обеспечить уровень умений и навыков в диалогической речи школьников, определенных действующей учебной программой.
Ролевая игра — это способ перенести ситуации из реальной жизни в класс. Это может включать небольшая пьеса, инсценировка или интервью. В ролевой игре учащимся необходимо представить себе роль, контекст или и то, и другое вместе и импровизировать беседу. Контекст обычно определяется обсуждаемой темой, но учащиеся развивают диалог по ходу беседы.
Причины использования ролевых игр в классе, в том, что они помогают подготовить учащихся в к общению в реальной жизни. Моделируя реальные ситуации, они непринужденно ведут к разговору о той или иной проблеме и приближены к той роли, которые они должны играть в своей собственной жизни. В этом смысле преодолевается разрыв между учебной деятельностью в классом и миром за его пределами.
Имитируя реальность, они позволяют начинающим учащимся почувствовать, что они действительно используют язык в коммуникативных целях. Это, в свою очередь, способствует их уверенности в своей способности использовать английский язык.
Они повышают самооценку учащихся и улучшают их способность к парной, коллективной работе.
Они позволяют экспериментировать с языком, который они изучают. Где учащиеся сами придумывают диалоги, которые предоставляют особую возможность выйти за рамки того, чему их учили на занятиях, и использовать весь спектр своих языковых компетенций.
В процессе обучения иностранному языку старшеклассников используется ролевая игра, в основе которой лежит модель какой-либо реальной деятельности. Широко известны такие игры, как «Погода», «Путешествие», «Спорт» и другие .
Игра позволяет приблизить ситуацию учебного процесса к реальным условиям формирования потребности в знаниях и их практическом применении. Что касается использования ролевых игр в учебном процессе учащихся средней школы, то здесь целесообразность использование этой методики связать с психологической потребностью подростка.
А поскольку ролевая игра просто имитирует межличностное групповое общение, она находит отклик у учащихся 9 -11 классов. Ролевая игра используется для решения сложных задач усвоения нового материала, закрепления и развития творческих способностей, а также для формирования общеучебных навыков. Это дает учащимся возможность понимать и усваивать учебный материал с различных точек зрения.
Социальная значимость ролевой игры заключается в том, что в процессе решения определенных задач активизируются не только знания, но и развиваются коллективные формы общения, в том числе коммуникативная компетентность.
Фрагмент текста работы:
Глава I. Теоретические основы формирования диалогической речи у старших школьников
1.1 Возрастные особенности старших школьников
Данные о возрастных различиях в интеллектуальных способностях имеют большое значение для управления образованием школьников, для выявления их доступного интеллектуального потенциала, для мониторинга динамики развития и прогнозирования образовательного процесса.
Изучение интеллектуальных способностей учащихся (ИИС) на разных уровнях обучения актуально для школьного образования, поскольку тесно связано с «вечной» проблемой педагогики и психологии – проблемой школьной успеваемости, Речь идет не об изменении интеллектуальных способностей человека, данных природой, а об использовании уже существующего интеллектуального потенциала. У старшеклассника уже заложены определенные принципы поведения, сформирован образ собственного «Я», приобретены свои ценностные ориентации. У него уже четко выявлены интересы и любимые предметы.
Большую значимость в этом возрасте приобретают такие характерные черты, как самоутверждения, самовыражения, отстаивание своих взглядов и убеждений. Именно поэтому важно создать благоприятный психологический климат для общения, придать коммуникативную направленность обучению.
Особую значимость приобретают принципы отбора учебного материала, который побуждает к размышлениям, стимулирует обмен мнениями и который носит проблемный характер. У старшеклассника более высокий потенциал познавательных интересов, мотивации к самообразованию, стремления к выбору будущей профессии. Накопленный опыт многочисленных научных работ свидетельствует о том, что характеристики интеллектуального развития влияют как на успешность обучения, накопление знаний, так и на определение будущих профессиональных интересов и успешность самой профессиональной деятельности. При освоении единой образовательной программы выделяются учащиеся с пониженным и повышенным темпом усвоения содержания учебного материала.
У старшеклассника хорошо развиты умственная активность, навыки теоретического, абстрактного и логического мышления, повышена эффективность мыслительной деятельности. Повышение чувства ответственности, сознательного отношения к учебе открывает большие возможности для организации самостоятельной работы, для стимулирования потребности в самообразовании.
Старшеклассник уже знаком с навыками работы со справочной литературой, иностранным текстом, техническими средствами, важно систематизировать эти знания, дополнить их и направить интеллектуальные способности в правильное русло, создать условия для самообразования. Следовательно, на старшем этапе обучения иностранному языку больший упор сделать на сочетание индивидуальной, парной и групповой работы, во время которой учитель выступает в роли, организатора, режиссера, сценариста и т.п.
Следует учитывать тот факт, что у старшеклассника высокий уровень коммуникативного развития: он уже знаком с морфологическими и синтаксическими аспектами речи, знаком с логичностью и последовательностью высказывания. В его речи уже проявляются умения анализировать, делать выводы, прогнозировать. При обучении навыкам ведения диалогической речи следует учитывать все эти особенности. Необходимо при этом использовать приемы, побуждающие к высказыванию личного отношения к обсуждаемым проблемам, ориентировать их на использование иностранного языка в практической деятельности самостоятельной работы [Зимняя, 2004].
Возрастные особенности каждой возрастной группы школьников является предпосылкой определения методических подходов к преподаванию иностранного языка на каждом конкретном этапе обучения в среднем общеобразовательном учебном заведении. Сегодня, как никогда для старшеклассников возрастает значимость методов и форм обучения. Учителю необходимо организовывать процесс обучения таким образом, чтобы обеспечить формирование у учащихся способности к общению, побуждать их не только к порождению или восприятию речевого выражения, но и достигать при этом взаимопонимание с собеседниками как в речевой, так и культурной сфере, если даже некоторые аспекты чужой культуры не совсем привычны нашему социуму.
На данном этапе обучения нужно ввести игровые моменты, которые предполагают приобретение языковой и речевой компетенции на иностранном языке, дают возможность свободного диалога на нем, расширяет и углубляет поликультурное понимание мира, готовит основу для использования иностранного языка в будущей профессиональной деятельности.
Проведение ролевых игр, в ходе которых создаются учебные ситуативные задачи по использованию парных и групповых форм работы способствуют подготовке учащихся к толерантному отношению ко всем участникам игры, к соблюдению этических норм ведения диалога по той или иной теме, к ответственности за результативность выполненного задания и критического отношения за полученные результаты. Кроме того, такие виды деятельности мотивируют обучение, придают ему большей прагматичности.
На этом возрастном этапе важно использовать аутентичные материалы современности: текстов, диалогов, иллюстраций и видео и аудиоматериалы.
Здесь можно использовать и неадаптированные аутентичные тексты художественного или публицистического стиля, с целью активизации и семантизации лексики общественной – политической принадлежности.
Кроме того на старшем этапе обучения материал должен отражать и профессиональную сферу общения. Для старшего подростка Д.Б. Эльконин называет ведущей образовательную и профессиональную деятельность. В предподростковом возрасте дети ориентируются на отношение учителей к предмету, а в старшем — на качество преподавания. Если в младшем подростковом возрасте дети оценивают предметы по тому, какие оценки они получают, то в старшем — по содержанию. Разделение на «нужные» и «ненужные» предметы определяется профессиональными намерениями подростка. Для старшеклассников иностранный язык должен стать надежным средством расширения и углубления знаний общегуманитарного или технического материала, ориентированного на его будущую профессию. В IX-X классах развивается размышляющий тип речи. Старшеклассник, абстрагируясь от конкретного, наглядного пособия, рассуждает в чисто словесных терминах. Особенности теоретического рефлексивного мышления позволяют старшеклассникам анализировать абстрактные идеи, искать ошибки и логические противоречия в суждениях. Они говорят об идеалах, о будущем, иногда создают собственную теорию, приобретают новый, более глубокий и обобщенный взгляд на мир.
Методы и виды учебной деятельности должны приближаться к реальным условиям общения, академическим и профессиональным интересам старшеклассников. Важнейшим мотивационным стимулом изучения иностранного языка старшеклассниками является стремление к расширению своего общего кругозора, причем ведущую роль играет желание познакомиться с жизнью страны изучаемого языка, с ее географией, историей, бытом. Немаловажным является и тот фактор, что интернационализация всех аспектов жизни общества, изменение политики государства дает возможность наглядно познакомиться со страной, язык которой изучается, посетить ее как турист, или участвуя в многочисленных международных образовательных программах. Учителю следует учитывать, что в процессе взросления чувство самостоятельности часто перерастает у старшеклассников в чрезмерную независимость и превосходство, которые мешают решению учебных задач, особенно в условиях коммуникативного характера проведения занятий по иностранному языку. Преодоление этой проблемы возможно путем создания ситуаций, побуждающих к размышлению, ознакомления с образцами позитивного поведения, создания условий для партнерского общения.