Методика преподавания русского языка Курсовая с практикой Гуманитарные науки

Курсовая с практикой на тему Формирование у школьников навыков самостоятельной работы на уроках русского языка

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ.. 3

Глава I. Теоретические основы
формирования у школьников навыков самостоятельной работы на уроках русского
языка. 6

1.1 Определение
и виды самостоятельной работы школьников на уроках русского языка  6

1.2 Особенности
организации самостоятельной работы на уроках русского языка  9

ВЫВОДЫ… 13

Глава II.
Исследование сформированности у школьников навыков самостоятельной работы на
уроках русского языка. 15

2.1 Реализация
современных методов по формированию навыков самостоятельной работы школьников
на уроках русского языка. 15

2.2 Ожидаемый
результат сформированности у школьников навыков самостоятельной работы на
уроках русского языка. 19

ВЫВОДЫ… 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 22

Список
использованной литературы.. 24

ПРИЛОЖЕНИЕ №1. 27

ПРИЛОЖЕНИЕ №2. 29

  

Введение:

 

Актуальность темы работы обусловлена назревшей
проблемой падения уровня навыков самостоятельной работы обучающихся на уроках
русского языка. Степень развития ученика измеряется и оценивается его
способностью самостоятельно приобретать новые знания и использовать их в
учебной и практической деятельности. Наилучшим результатом обучения становится
достижение такого уровня, когда учащийся готов к самообразованию.

Тема привития навыков самостоятельной работы на уроках
достаточно хорошо изучена, а термин «самостоятельная работа» понимается
различными авторами в разных значениях: как форма организации деятельности, как
метод обучения, как средство вовлечения учащихся в познавательную деятельность,
как вид учебной деятельности.

Несмотря на то, что проблема детской самостоятельности
изучается педагогами и психологами уже более ста лет, следует отметить, что необходимо
систематизировать разрозненные аспекты данной проблемы, и, более всего,
особенности и условия формирования познавательной самостоятельности. В
методической литературе по — разному характеризуется самостоятельная
деятельность ученика – это и учебная деятельность, и учебная самостоятельность,
и умение учиться. Смешение этих понятий приводит к ошибочности выбора
педагогических техник формирования учебной самостоятельности школьников.
Возрастная детерминация проблемы также требует переосмысления в новом аспекте  формирование у школьников навыков самостоятельной
работы в учебной деятельности.

Необходимость изучения методик формирования у
школьников навыков самостоятельной работы на уроках русского языка
обусловливает актуальность исследования. Исследование способов формирования у
школьников навыков самостоятельной работы на уроках русского языка позволит
повысить успеваемость обучающихся за счёт качественного усвоения учебного
материала.

Объектом исследования является процесс развития
самостоятельности школьников на уроках русского языка.

Предмет исследования – способы организации
самостоятельной работы школьников на уроках русского языка.

Цель исследования – разработка методик организации
самостоятельной работы школьников на уроках русского языка.

Для
достижения поставленной цели потребовалось решение следующих исследовательских
задач:

1) Систематизировать труды
отечественных учёных о проблеме самостоятельности школьников на уроках.

2) Описать
виды самостоятельной работы учеников на уроках русского языка.

3) Проанализировать психолого
– педагогическую и методическую литературу по проблеме формирования навыков
самостоятельной работы школьников на уроках русского языка.

4) Построить
модель
заданий, для самостоятельной работы учеников на уроках русского языка.

Источниками материала стали Федеральный
государственный образовательный стандарт нового поколения, методическая
литература по проблеме формировании у школьников навыков самостоятельной работы
на уроках русского языка – Ашукин Н.С., Ашукина М.Г., Л.А. Ахраменкова, Е.П.
Артеменко, В.Б. Базилевская и др., труды отечественных учёных – К.Д. Ушинского,
М.Р. Львова, Л.Г. Вяткина и др.

Для решения поставленных задач использовались
следующие методы:

1. теоретический – в первой главе проводится анализ
психолого – педагогической и методической литературы по цели исследования;

2. эмпирический – приводится анализ ожидаемых
результатов сформированности у школьников навыков самостоятельной работы на
уроках русского языка.

Теоретическая
значимость исследования состоит в том, что в нём приводится
анализ методик формирования навыков самостоятельной работы школьников на уроках
русского языка.

Практическая
значимость исследования заключается в том, что его основные
выводы, результаты и материалы могут быть рекомендованы для повышения
эффективности усвоения материала на уроках русского языка путём организации
самостоятельной работы школьников. Кроме того, навыки самостоятельного мышления
необходимы ученикам при сдаче Государственной итоговой аттестации.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения,
списка литературы, списка словарей и справочников, списка текстовых источников
и двух приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, можно с
уверенностью сказать, что самостоятельная работа на уроках русского языка
способствует выработке высокой культуры умственного труда, которая предполагает
не только технику чтения, изучение книги, ведение записей, а прежде всего ума,
стремление вникнуть в сущность вопроса, идти в глубь ещё не решенных проблем. В
процессе такого труда наиболее полно выявляются индивидуальные способности
школьников, их наклонности и интересы, которые способствуют развитию умения
анализировать факты, учат самостоятельному мышлению, которое приводит к
творческому развитию и созданию собственного мнения, своих взглядов,
представлений, своей позиции.

В работе достигнута цель
– представлены разработки методик организации самостоятельной работы школьников
на уроках русского языка и способы их технического воплощения.

На пути к достижению цели
решены выдвинутые задачи:

 — в первой главе систематизированы труды
отечественных учёных о проблеме самостоятельности школьников на уроках;

— описаны виды
самостоятельной работы учеников на уроках русского языка;

— дан анализ психолого –
педагогической и методической литературы по проблеме формирования навыков
самостоятельной работы школьников на уроках русского языка;

— построена модель
задания для самостоятельного выполнения учащимися на уроках русского языка;

— во второй главе описаны
методологические и технические приёмы проведения самостоятельной работы на
уроках русского языка, а также приведены примеры ожидаемых результатов от
самостоятельного выполнения заданий учащимися.

Тема влияния
самостоятельной работы учащихся на их всестороннее развитие волновала учёных в
прошлом и остаётся актуальной по сей день. ФГОС нового поколения диктует
учителю новые требования: ученик должен научиться учиться. Это значит, что
учащимся не следует давать готовые знания, а лишь научить самостоятельному
поиску и интерпретации информации. В связи с этим представляется, что
технологии отработки навыков самостоятельности на уроках русского языка будут
только расширяться и совершенствоваться.

Опыт педагогической
общественности убедительно говорит о положительном эффекте самостоятельного
решения заданий учащимися на уроках русского языка. Учащимся нравится быть
исследователями, самим добывать ответы на поставленные вопросы, а не получать
чужой, готовый опыт. Также применение современных компьютерных технологий на
уроках русского языка наглядно показывает, что «теория» (уроки русского языка)
и «практика» (использование Google
Classroom
и
QR-кодов)
не противоречат друг другу, а, наоборот, гармонично дополняют.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава I. Теоретические основы формирования у школьников навыков
самостоятельной работы на уроках русского языка

1.1 Определение и виды
самостоятельной работы школьников на уроках русского языка В соответствии с ФГОС приоритетной
целью современного образования является развитие у обучающихся способности
самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать
и оценивать свои достижения. Навыки образовательной самостоятельности
формируются в процессе деятельности ученика по заданию учителя, поэтому ФГОС
предписывает системно–деятельностный подход в обучении.

Отдельные авторы под самостоятельной
работой учащихся понимают специфический вид учебно–познавательной деятельности.
Так, Данилов М. А., Нильсон О. А., Усова А. В. и др. рассматривают
самостоятельную работу как вид учебной деятельности, направленной на формирование
знаний, умений и навыков; Я. Г. Гендлер, Б. П. Есипов, А. С. Лында и др. рассматривают
самостоятельную работу как организацию индивидуальной, групповой и фронтальной
познавательной деятельности.

Представляет интерес точка зрения
советского педагога А. М. Лушникова о назначении самостоятельной работы в углублении
и конкретизации имеющихся у ученика знаний, проявлении творческого подхода к
изучаемой проблеме, развитии навыков работы с книгой, умении анализировать
прочитанное, систематизировать материал, вести записи, предлагать и отстаивать
в дискуссии свою точку зрения. По мнению А.М. Лушникова «самостоятельная работа
— хороший способ подготовить себя к научным исследованиям, творческому решению
задач учебно-воспитательного процесса и, в конечном счёте, профессиональному
становлению» [Лушников, 1995, с. 8].

П. И. Пидкасистый считает, что под
самостоятельной учебной работой следует понимать любую организованную учителем
активную деятельность учащихся, направленную на выполнение поставленной
дидактической цели в специально отведенное для этого время: поиск знаний, их
осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и
систематизацию знаний [Пидкасистый, 1995, с. 112]. Как дидактическое явление,
самостоятельную работу можно разделить на составляющие:

1) учебное
задание, т.е. то, что должен выполнить учащийся, объект его деятельности;

2) форма
проявления соответствующей деятельности: памяти, мышления, творческого
воображения при выполнении учащимся учебного задания, которое, в конечном счёте,
приводит ученика либо к получению совершенно нового, ранее неизвестного ему
знания, либо к углублению и расширению сферы действия уже полученных знаний.

Таким образом, самостоятельная
работа — это такое средство обучения, которое:

— в каждой конкретной ситуации
усвоения, соответствует конкретной дидактической цели и задаче;

— формирует у обучающегося, на каждом этапе его
деятельности, необходимый объём и уровень знан

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы