Педагогика (Теория воспитания) Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Формирование у подростков ценностного отношения к родителям во внеклассной воспитательной работе

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы процесса формирования у подростков ценностного отношения к родителям во внеклассной воспитательной работе 7
1.1 Формирование у подростков ценностного отношения к родителям как актуальная психолого-педагогическая проблема 7
1.2. Сущность понятия «ценностное отношение» 11
1.3. Психолого-педагогические основы процесса формирования ценностного отношения подростков к родителям во внеклассной воспитательной работе 18
Выводы по 1 главе 23
Глава 2. Процесс формирования у подростков ценностного отношения к родителям во внеклассной воспитательной работе 24
2.1 Анализ опыта работы классных руководителей по формированию у подростков ценностного отношения к родителям 24
2.2 Задачи, принципы, содержание, формы и методы процесса формирования у подростков ценностного отношения к родителям во внеклассной воспитательной работе 31
2.3 Психолого-педагогические условия повышения эффективности процесса формирования у подростков ценностного отношения к родителям во внеклассной воспитательной работе 34
Выводы по 2 главе 36
Заключение 38
Список литературы 39
Приложение 42

 

  

Введение:

 

Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что на современном этапе развития общества проблема формирования у подростков ценностного отношения к родителям становиться главным приоритетным направлением педагогической работы. Такая работа направлена на формирование у подростков ценностного отношения к родителям, к развитию нравственных ценностей. Тем самым можно сказать, что формирование у подростков ценностного отношения к родителям становится одной из приоритетных задач образования.
В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 году указано, что «Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичности, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом». Государственная политика в отношении семьи обусловлена осуществлением некоторых мероприятий, которые проводят не только в отношении отдельных членов семьи, а в отношении семьи в целом. Именно семья в первую очередь ощущает кардинальные перемены в нашем обществе.
Сегодня в современной российской семье происходят кардинальные перемены – переход от традиционной модели семьи к новой. Постепенно меняются виды семейных отношений, меняются роли супругов, положение детей также претерпевает изменения. Семья идет к автономизации, что ведет к ослаблению социальной значимости института семьи, что неизбежно повлечет за собой такие негативные факторы, как снижение рождаемости, рост количества разводов и рост доли бездетных браков (чайлдфри), вырастет количество одиноких людей, будет наблюдаться снижение уважения к родителям со стороны детей, грубость и хамство в отношении родителей. Вопрос формирования у подростков ценностного отношения к родителям на современном этапе начального образования занимает центральное место.
Многие современные исследователи (С.П. Акутина, Ю.П. Азаров, В.А. Караковский, Н.Е. Щуркова и т.д.) указывают на необходимость формирования у подростков ценностного отношения к родителям. Многие исследователи (Ю.П. Азаров, О.И. Волжина, В.Н. Дружинин, О.С. Пермовская и т.д.) подчеркивали, важность уважительного отношения к родителям у подростков, как одно из условий дальнейшего развития гармоничной личности.
В ФГОС подчеркивается, что «для полноценного прохождения процесса обучения и формирования личности ребенка необходим соответствующий микроклимат между педагогом, обучающимися и семьей в целом».
Согласно теоретическим положениям психолого-педагогической науки, формирование у подростков ценностного отношения к родителям является важной и сложной задачей, как считают педагоги Н.А. Бердяев Л.О. Володина, В.А. Василенко, П.Е. Кильдюшова и т.д. Формирование у подростков ценностного отношения к родителям предполагает воспитание уважительного и заботливого отношения к своим родителям. С одной стороны, существует задача по формированию у подростков ценностного отношения к родителям, а с другой стороны, наблюдается отсутствие специально разработанной научно-методической системы для реализации данного процесса во внеурочной деятельности.
Таким образом, проанализировав психолого-педагогическую литературу и результаты исследования по проблеме формирования ценностного отношения к семье у подростков во внеурочной деятельности, изучив современные требования ФГОС по данному направлению, мы можем выделить следующие противоречие: между необходимостью формирования ценностного отношения к родителям у подростков в процессе внеурочной деятельности и недостаточной разработанностью теоретических основ и дидактических средств её формирования.
Актуальность данного исследования усиливает необходимость разрешения указанных выше противоречий, а также устанавливает проблему исследования: какова модель и содержание формирования у подростков ценностного отношения к родителям и условия её реализации во внеурочной деятельности?
Объект исследования: процесс воспитания подростков во внеурочной деятельности.
Предмет исследования: модель и педагогические условия формирования ценностного отношения к родителям у подростков во внеурочной деятельности.
Цель исследования: изучить особенности формирования ценностного отношения к родителям у подростков во внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования: формирование ценностного отношения к семье у подростков во внеурочной деятельности будет успешным, если:
— определена сущность и характеристика категории ценностное отношение к родителям у подростков во внеурочной деятельности;
— разработана и внедрена модель формирования ценностного отношения к родителям у подростков во внеурочной деятельности;
— обоснованы, доказаны и реализованы педагогические условия: использование разнообразных методов и форм, активизирующих ценностный опыт отношения к родителям; вовлечение учащихся в совместную деятельность, отвечающую их интересам и потребностям; побуждение к приобретению новых социально значимых знаний и отношений.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности формирования у подростков ценностного отношения к родителям как актуальная психолого-педагогическая проблема.
2. Изучить сущность понятия «ценностное отношение».
3. Раскрыть психолого-педагогические основы процесса формирования ценностного отношения подростков к родителям во внеклассной воспитательной работе.
4. Проанализировать опыта работы классных руководителей по формированию у подростков ценностного отношения к родителям.
5. Раскрыть задачи, принципы, содержание, формы и методы процесса формирования у подростков во внеклассной воспитательной работе.
6. Рассмотреть психолого-педагогические условия повышения эффективности процесса формирования у подростков ценностного отношения к родителям во внеклассной воспитательной работе.
Методы исследования: теоретические: анализ психолого-педагогической и специальной литературы по теме исследования; изучение нормативно-правовых документов; обобщение и систематизация научных данных, сравнение, анализ и обобщение опыта; эмпирические: наблюдение, беседа, опрос, анкетирование, анализ документации.
Практическая значимость исследования состоит в том, что рассмотренные психолого-педагогические условия обеспечили высокий уровень сформированности ценностного отношения к семье; материалы курсовой работы можно применить при подготовке организации внеурочной деятельности учителями, педагогами-методистами дополнительного образования, при повышении курсов квалификации учителей.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Формирование ценностного отношения к родителям может быть весьма эффективным во внеклассной воспитательной деятельности. Внеклассная деятельность – это активность учащихся, протекающая в свободное от занятий время и не выполняющую учебных задач. Для того, чтобы достичь поставленных целей по формированию представлений о ценности семьи, педагог должен научиться грамотно подбирать и использовать эффективные педагогические средства организации внеклассной воспитательной работы.
В результате изучение сформированности у подростков ценностного отношения к родителям и семье в целом было выявлено, что у большинства опрошенных школьников достаточно четко сформированы в сознании семейные ценности. Семья по-прежнему является одной из жизненно важных ценностей современной молодежи. Молодые люди ищут в семье своих родителей поддержку и опору в процессе социализации, а свою будущую семью готовы строить на основе гуманистических и нравственных принципов, но испытывают при этом огромный недостаток в психологических знаниях и умениях. Следует отметить, что ответы некоторых учащихся требуют дальнейшей детализации и проработки с психологом, педагогом, совместно с родителями.
На основе проведенного исследования была разработана программа внеклассной воспитательной работы с целью формирования у подростков ценностного отношения к родителям и семье в целом. Реализация социально-педагогической программы осуществляется в 3 этапа: диагностический этап, внедренческий этап, рефлексивный (аналитический) этап.
Основными формами работы по формированию ценностного отношения к семье у подростков являлись: беседа, диалог, технология «видеокейс», воспитательный час, классный час, дидактическая игра.
Таким образом, мы можем сделать вывод об эффективности выявленных педагогических формирования у подростков ценностного отношения к родителям и семье в целом. Задачи исследования решены, цель достигнута.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы процесса формирования у подростков ценностного отношения к родителям во внеклассной воспитательной работе

1.1 Формирование у подростков ценностного отношения к родителям как актуальная психолого-педагогическая проблема
Согласно многим периодизациям психического развития личности, подростковый период определяется возрастом от 11-12 до 14-15 лет – периодом между детством и юностью. Мы будем опираться на возрастную периодизацию Л.С. Выготского, который выделяет пубертатный возраст – старший подростковый возраст (с 14-18лет) [10].
Важнейшими процессами переходного возраста являются: расширение жизненного мира личности, круга ее общения, групповой принадлежности и увеличения числа людей, на которых она ориентируется.
Для подросткового возраста типичными являются внутренняя противоречивость, неопределенность уровня притязаний, повышенная застенчивость и одновременно агрессивность, склонность принимать крайние позиции и точки зрения. Чем резче различия между миром детства и миром взрослости, чем важнее разделяющие их границы, тем ярче проявляются напряженность и конфликтность [23].
Подростковый возраст характеризуется беспокойством, тревогой, раздражительностью, диспропорцией в физическом и психическом развитии, агрессивностью, противоречивостью чувств, меланхолией, снижением работоспособности. Положительными моментами является то, что у подростка появляются новые ценности, потребности, ощущение близости с другими людьми, с природой, новое понимание искусства.
Подростковый возраст определяется выраженной эмоциональной нестабильностью, резкими переменами настроения. Сильные эмоциональные вспышки в старшем подростковом возрасте часто сменяются внешним

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы