Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология

Курсовая с практикой на тему «Формирование у первоклассников норм поведения в школе»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ НОРМ ПОВЕДЕНИЯ В ШКОЛЕ 6
1.1. Проблема формирования у первоклассников норм поведения в школе в педагогической науке 6
1.2. Содержание норм поведения учащихся 1-х классов 9
1.3. Методы и приемы формирования у первоклассников норм поведения в школе 11
Вывод по первой главе 11
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ НОРМ ПОВЕДЕНИЯ К ШКОЛЕ 13
2.1. Цель и задачи исследования 13
2.2. Диагностика норм поведения первоклассников в школе 13
Вывод по второй главе 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27
Приложение 28

 

  

Введение:

 

Психологи уделяют должное внимание изучению поведения учащихся первых классов, так как именно в этом возрасте происходит формирование личности ученика, развитие потенциала для дальнейшего развития ребенка. Потенциал для дальнейшего роста личности закладывается именно в младшем школьном возрасте, так как будущее ребенка зависит не только от успешности этого этапа жизни, но и от его пределов. Именно в этот период могут возникать сложности и проблемы, известные как общие реалии современной школы: снижение общего соматического здоровья детей, увеличение различных видов недоразвития, снижение учебной мотивации, что отмечается в литературе как тенденции, характерные практически для всех учащихся.
Известно, что возможность успешного развития школьников на данном этапе зависит от их умения приспосабливаться к изменениям условий обучения при поступлении в 1 класс. Так как именно там они осваивают новый вид деятельности — обучение. Одной из насущных проблем начальной школы являются особенности норм поведения в первом классе. Данной проблеме посвящены работы множество исследований и научных трудов таких авторов как: Л. И. Божович, Г.С. Абрамовой, А. Н. Дорожевец, И. В. Дубровиной, Г.А. Балл, М. Ковалевой, В.Е. Кагана, Р.В. Овчаровой Ф. Обуховой, и др. В связи с быстротечностью внешних проявлений неоднозначного поведения первоклассника в первые месяцы пребывания в школе, видимого взрослому, в связи с множественностью педагогических задач, которые учитель решает в этот же период, процесс формирования норм поведения детей в современной школе и обуславливается актуальность данной работы.
Объект исследования: поведение учеников первых классов.
Предмет исследования: формирование норм поведения учеников первых классов.
Цель исследования: подобрать методы формирования норм поведения первоклассников в процессе обучения в школе.
Задачи исследования:
1) Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2) Рассмотреть проблему и содержание, которые влияют на формирование норм поведения первоклассников в процессе обучения в школе;
3) Подобрать методики для исследования норм поведения в процессе обучения в школе.
Структура представленного исследования. Работа состоит из введения, основной части, в которой включено две главы, заключение, список литературы и приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В ходе решения первой задачи была проанализирована проблема формирования норм поведения у первоклассников в школе в педагогической науке. Было выяснено, что ученые рассматривают готовность к школе как психологическую зрелость. Многие педагоги обращали внимание на необходимость глубокого изучения и правильного учета возрастных и индивидуальных особенностей детей в процессе воспитания. Эти вопросы, в частности ставили Д. Б. Эльконин, Л. С. Выготский, К. Д. Ушинский и др.
В ходе решения второй задачи было рассмотрено содержание норм поведения учащихся первых классов. Было выяснено, что в этом содержании выделаются такие конструкты как память, личность педагога, коллектив одноклассников, новый режим дня, ограничение двигательной активности, новые обязанности. Память в младшем возрасте развивается в направлениях – произвольности и осмысленности. Дети непроизвольно запоминают учебный материал, который им интересен и преподнесен в игровой форме, с яркими наглядными пособиями, презентациями. Но в этом возрасте, они способны произвольно запоминать материал, им не слишком интересный. Отмечается формирование такой психической функции, как внимание.
В ходе решения третьей задачи были показаны методы и приемы формирования норм поведения у учеников первого класса. Было показано, что используются такие методы как проективный, опросный, метод наблюдения и метод самоотчета.
В ходе решения четвертой задачи были представлены цели и задачи исследования. Целью исследования норм поведения учеников первого класса является определение их психологических особенностей, которые оказывают влияние на поведение ребенка. В совокупности задачи смогут ответить на вопрос о нормах поведения у исследуемых детей.
В ходе решения пятой задачи была представлена диагностика норм поведения первоклассников в школе. Были подобраны следующие методики: Методика «Лабиринт», Методика «Что увидел?», Игра «Найди путь к домику», Методика диагностики развития речи школьников, Методика изучения понимания ребенком предлога, Методика изучения понимания значения слов, Методика изучения умения вычленять причинно-следственные связи в предложении, Оценка вербально-логического мышления, Оценка образного мышления, Диагностика развития элементов логического и образного мышления, способности к анализу и синтезу, а также особенностей, внимания и восприятия цвета, формы и величины, Диагностика развития элементов логического мышления (методика «свободная классификация»), Изучение непроизвольного запоминания, Изучение произвольного внимания, Изучение оперативной слуховой памяти, Тест «Телевизор», Методика «Предложения», Методика «Две линии», Методика «Классификация». С целью исследования устойчивости внимания используется методика «Лабиринт». Методика предназначена для детей в возрасте от 5 лет. Особенное внимание приковано к методике «Рукавички» и методике «Диагностика потребности в общении и достижении».
Задачи исследования решены.
Таким образом, цели исследования достигнуты.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ПЕРВОКЛАССНИКОВ НОРМ ПОВЕДЕНИЯ В ШКОЛЕ

1.1. Проблема формирования у первоклассников норм поведения в школе в педагогической науке

Возраст от 5 до 10 лет считается критическим. Неудачи, с которым надо бороться в течение всего времени обучения в школе, легче всего предотвратить именно на этом этапе. Если ребёнку удаётся добиться успеха в школе, у него есть шансы на успех в жизни. По мнению Л.С. Выготского, поведение в этом процессе имеет одну из ключевых ролей.
Поведение, в свою очередь, зависит непосредственно от особенностей развития. Рассмотрим, как особенности развития, которые изучает возрастная психология, отражены в педагогике. Возрастная психология – это ключ к детям. Личностное психологическое развитие человека отражает его возрастные особенности, которые необходимо иметь в виду в процессе воспитания. С возрастом связан в том числе характер деятельности человека, особенности его мышления круг его запросов и интересов, как считает О.Г. Ивановская. Как уже отмечалось, развитие мыслительных способностей и памяти, наиболее интенсивно складывается в детские и юношеские годы. Именно в данный период необходимо развивать эти способности особенно, так как потом сделать это будет очень сложно и наверстать упущенное – будет невозможно. Многие педагоги обращали внимание на необходимость глубокого изучения и правильного учета возрастных и индивидуальных особенностей детей в процессе воспитания. Л.П. Баданина говорит о том, что эти вопросы, в частности, ставили Д. Б. Эльконин, Л. С. Выготский, К. Д. Ушинский и др.
Основой обучения, по мнению В. Горковенко, является активная самостоятельная учебная деятельность ребенка, иными словами – учебная деятельность должна рассматриваться как источник саморазвития личности. Все основные изменения поведения и деятельности ребёнка в процессе его возрастного развития представляют собой факты научения.
В первые дни в школе первоклассник сталкивается с задачами, решить которые необходимо, собрав все силы. Ребёнок попадает под влияние таких факторов, которые были выделены А. Воронцовым:
— личность педагога
— коллектив одноклассников
— новый режим дня
ограничение двигательной активности
— новые обязанности.
В этот период у ребенка наблюдается активное желание задавать вопросы, ответить на которые он самостоятельно не в силах. Среди них такие как: «Зачем сидеть смирно весь урок?», «Из-за чего нельзя носиться по коридору, играть, кричать?» После дошкольных игр в детском саду школьная жизнь кажется неинтересной и нудной. Соответствие всем правилам школьного режима кажется невозможным, ведь первокласснику сложно управлять своими эмоциями и регулировать свои желания.
Теперь самым важным становится результат: старательно учиться, получать высокие оценки. Вот поэтому и наступает кризис, а вместе с ним и первые обиды и разочарования. И учителей, и родителей подстерегают первые трудности, а именно: неуспеваемость, нежелание что-то делать, негативизм, демонстративность, лень.
Учебная деятельность выделяется, как основная. В данный период закладывается фундамент нравственного поведения происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности. Возникают новые отношения между ребенком и взрослым, отношения между сверстниками, происходит включение в систему коллективов, в новый вид деятельности – учение, которое предъявляет ряд особых требований к ученику, по мнению З.И. Калмыковой. Память в младшем возрасте развивается в направлениях – произвольности и осмысленности. Дети непроизвольно запоминают учебный материал, который им интересен и преподнесен в игровой форме, с яркими наглядными пособиями, презентациями. Но в этом возрасте, они способны произвольно запоминать материал, им не слишком интересный. Отмечается формирование такой психической функции, как внимание. Младший школьник способен заниматься одним делом от 10–20 минут. На уроке учитель старается привлечь внимание ученика и удерживать его, менять виды деятельности, чередовать активность, для наиболее продуктивного эффекта. В данный период в 2 раза увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, переключение и распределение.
Если необходимо научиться целенаправленно, своевременно и эффективно устанавливать дисциплину, предлагаем несколько ключевых вопросов:
1. Непокорное поведение.
2. Агрессивное поведение.
3. Поведение, привлекающее внимание.
4. Разрушительное поведение.
5. Опасное поведение.
6. Непочтительное поведение.
Выделяют несколько причин плохого поведения первоклассников:
— ребёнок попадает в малознакомое место, где он должен научиться ориентироваться;
— новые формальные отношения: директор, учитель, дежурный, охранник и т.д.;
— наличие большого количества незнакомых людей, с которыми нужно взаимодействовать;
— новые правила и требования, новые модели поведения;
— новый статус, который обязывает вести себя по-взрослому;
— постепенное увеличение учебной нагрузки;
— несовпадение ожиданий и реальности.
Таким образом, особенности поведения обязательно проявляются в процессе обучения, что является определенной трудностью.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы