Курсовая с практикой на тему Формирование у обучающихся в учебно-воспитательном процессе мотивации к труду и потребности к выбору профессии
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования у обучающихся мотивации
к труду и потребности к выбору профессии 7 1.1 Сущность мотивации к труду и
потребности к выбору профессии 7 1.2 Способы формирования
мотивации к труду и потребности в выборе профессии 11
1.3 Значение формирования у
обучающихся мотивации к труду и потребности к выбору профессии в
учебно-воспитательном процессе 15
Глава 2. Пути реализации формирования у обучающихся мотивации к
труду и последовательности к выбору профессии 20
2.1 Разработка вопросов
исследования в трудах А. С. Макаренко 20
2.2 Вопросы формирования
мотивации к труду и выбору профессии в деятельности А. Котоликова 23
2.3 Рекомендации по формированию
мотивации к труду и последовательности к выбору профессии. 26
Заключение 33
Список используемой литературы 35
Введение:
В нашей стране уделяется внимание
вопросам профессиональной ориентации молодёжи. Разработкой научных основ
профориентации учащихся занимались Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, С. Т.
Шацкий, А. С. Макаренко и среди нынешних методистов Климов Е. А., Пряжников Н.
С., С.Н. Чистякова., Махеева О.А., Савченко М.Ю. и другие.
Вопрос «Кем быть?» — один из
главных для каждого человека. Правильно выбранная профессия способствует
достижению наиболее высоких показателей в трудовой и общественной деятельности,
а удовлетворённость процессом труда и его результатами возможность
максимального проявления творчества, лучшего эмоционального настроя, более
полного осуществления всех жизненных планов как одного человека, так и общества
в целом.
От этого решения зависит вся
дальнейшая жизнь человека. Профессия, в сознании человека, нередко связана с
судьбой, с жизненным предназначением.
Особое внимание в рамках
профессиональной ориентации обучающихся школы уделяется работе с родителями.
Как показывает практика, процесс профессионального самоопределения подростков
без участия родителей возможен, но малоэффективен. Родители имеют на своих
детей огромное влияние, поэтому использование этого ресурса представляется
очень важным. Зачастую при работе с родителями мы сталкиваемся с жесткой
позицией в отношении выбираемого их детьми уровня профессионального
образования, в отношении выбираемой профессии, в определении форм, методов и
средств воздействия на ребенка. А этот период – период выбора профессии – часто
оказывается решающим для дальнейшего развития отношений между родителями и
детьми. Именно поэтому очень важно, помочь не только детям в выборе
профессионального пути, но и помочь родителям сохранить эмоциональную близость
с детьми в период становления самостоятельности ребенка.
Исторически сложилось так, что в
отечественной психологии формирование мотивационной сферы человека в процессе
его онтогенеза рассматривается в рамках формирования интересов человека как
основных причин, побуждающих его к развитию и деятельности.
Интересы отражают прежде всего познавательные потребности человека. Поэтому в
отечественной психологии развитие мотивационной сферы, как правило,
рассматривается в единстве с общим развитием психики человека, особенно его
познавательной сферы.
Заключение:
В
заключении изучения данной темы, мы
пришли к общему умозаключению, о том, что профессиональное самоопределение —
сложный, порой противоречивый процесс, в основе которого лежит естественное
стремление к самостоятельности. Наибольшей сензитивностью в развитии
профессионального самосознания обладают люди старшего школьного и юношеского
возраста, для которых проблема профессионального и личностного самоопределения
является насущной и актуальной.
Выбор
профессии будет осознанным и успешным тогда, когда е решению относительно
выбора профессии старшеклассники придут после длительных раздумий и тщательной
оценки своих возможностей. Не успешность в профессиональной сфере приводит к
стрессам, депрессии, т.е. нарушает состояние внутреннего здоровья человека, что
может вызвать проявление асоциальных действий, таких как алкоголизм,
наркомания. Поэтому можно утверждать, что приоритетным направлением в
деятельности общеобразовательной школы должна стать профессиональная ориентация
будущих выпускников.
В подростковом возрасте прослеживается возрастная динамика в осознанном
выборе круга профессий; наиболее значимыми субъектами, влияющими на
профессиональное самоопределение современного подростка являются сам ученик и
родители; для большинства подростков мотивом выбора профессии выступает мотив
реализации своего «Я»;
На
процесс профессионального самоопределения можно оказывать влияние, если помочь
сформировать профессиональную направленность, которую можно определить как
избирательное, ярко выраженное и мотивированное отношение к предстоящему виду
труда и выбору профессии в соответствии с интересами, склонностями. Зная
психологические закономерности развития мотивационной сферы, воздействуя на
нее, можно оказать существенное влияние на деятельность личности. Влияя на
мотивы выбора профессии, можно управлять процессом профессионального
самоопределения личности.
На
основании изученной психолого-педагогической литературы по проблеме мотивации и профессионального самоопределения
старшеклассников и проведенного исследования, можно предложить ряд рекомендаций для
педагогов и психологов-консультантов:
1.
Для обоснованного и сознательного выбора профессии необходимо вооружить
учащихся знаниями основных действий, операций и их порядка при решении,
обдумывании задачи о выборе профессии.
2.
Ознакомить учащихся с миром профессий, их содержанием, с требованиями, которые
они предъявляют к психическим и физическим качествам человека.
3.
Использовать для изучения готовности учащихся к выбору профессии комплекс
психолого-педагогических методов, включающих в себя: наблюдение, анкетирование,
индивидуальные и групповые консультации и беседы, а также предварительную
профессиональную диагностику, профессиональное консультирование и
профессиональное просвещение.
4.
Несмотря на наличие видимой склонности к тому или иному роду занятий,
необходимо включать учащихся в различные виды деятельности с целью формирования
опыта познавательно-созидательной деятельности для развития адекватной
самооценки и профессионального самоопределения.
5.
На профессиональное самоопределение старшеклассников можно оказывать влияние
путем воздействия на мотивационную сферу, т.к. мотивы являются наиболее
управляемым звеном в профессиональной направленности личности.
6.
Разнообразные диагностические методики могут носить только рекомендательный
характер для учащихся или их родителей.
В
тоже время для решения психологических проблем в профессиональном
самоопределении личности недостаточно дать рекомендации о том, какая профессия
подходит, а какая не подходит старшекласснику. Психолог-консультант должен
обеспечить условия, стимулирующие рост человека, в результате чего
старшеклассник сам мог бы взять на себя ответственность за тот или иной
профессиональный выбор.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы формирования у обучающихся мотивации к
труду и потребности к выбору профессии
1.1 Сущность мотивации к труду и потребности к
выбору профессии
Выбор профессии (труда человека) — это сложнейший процесс, на течение и
результат которого влияют самые различные факторы, как внутренние, так и
внешние. Гордиенко И. В. выделяет
следующие компоненты ситуации выбора профессии:
1. Структура потребностей общества в кадрах. В настоящий момент в мире наблюдаются две основные тенденции: с одной стороны,
выраженная дифференциация видов профессиональной деятельности и появление
новых; с другой стороны, «отмирание», исчезновение старых профессий.
2. Региональная
структура потребностей в кадрах. В каждом конкретном регионе, как правило, складывается своя
специфическая структура потребностей в кадрах (специалистах) .
3. Социальное
микроокружение. Прежде всего,
это — школа, училище, семья, учебный коллектив, круг друзей и сверстников,
знакомые.
4. Совокупность
содержательных особенностей различных видов трудовой деятельности и выработанных
в обществе оценочных отношений к ним.
5. Совокупность
психологических, психофизиологических особенностей самого человека. Наибольшую
роль играет в выборе такие характеристики субъекта, как мотивы, интересы,
склонности, способности, знания, способность к самоанализу, специфические
особенности темперамента и характера.
6. Степень и
направленность информированности субъекта выбора о мире профессий, о структуре
потребностей в кадрах.
В каждом конкретном случае степень выраженности этих факторов может быть
различной в зависимости от тех условий, в которых осуществляется профориентация
[6,с.93].