Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Формирование у младших школьников умения планировать учебное сотрудничество в процессе обучения

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

 

Введение. 3

Глава
1. Теоретические аспекты формирования у младших школьников умения планировать
учебное сотрудничество в процессе обучения
. 7

1.1.
Психолого-педагогический аспект развития учащихся младших классов
  7

1.2.
Сущность понятия «сотрудничества» в учебном процессе
. 10

1.3.
Условия развития навыков сотрудничества у младших школьников в процессе
обучения
. 15

Глава
2. Практические аспекты формирования у младших школьников умения планировать
учебное сотрудничество в процессе обучения
. 18

2.1.
Диагностика умения планировать учебное сотрудничество в процессе обучения
. 18

2.2.
Рекомендации по формированию у младших школьников умения планировать учебное
сотрудничество в процессе обучения
. 28

Заключение. 40

Список
использованной литературы
.. 42

  

Введение:

 

 

С переходом на
работу по стандартам второго поколения современная школа ставит перед учителем
новые задачи, направленные на формирование личности, способной к саморазвитию,
самосовершенствованию, самостоятельному приобретению знаний, обладающей
коммуникативными навыками, умению применять полученные знания в реальной жизни
и повседневной жизни, то есть умению учиться. Новые социальные потребности
заставляют учителей осваивать новые развивающиеся общеобразовательные
технологии, в которых молодые ученики переходят от пассивных учеников к
эффективным учебным предметам.

Психология
признает, что общение и совместная деятельность со сверстниками являются одним
из основных факторов интеллектуального развития ребенка и необходимы для
общения со взрослыми. Но современная школьная жизнь устроена так, что в
образовательной деятельности младших школьников такой важный фактор развития,
как сотрудничество в области образования детей, слаб, а его богатые возможности
практически не используются. Многие современные педагогические технологии
включают в себя принцип образовательного сотрудничества, в котором учитель и
ученик являются одними и теми же предметами обучения. Образовательное
сотрудничество соответствует новой парадигме образования, гуманистическому,
личностно-ориентированному подходу, а сформулированные в наше время проблемы
соответствуют модернизации российского образования, наиболее полно
удовлетворяющей потребности людей современности.

Под
образовательным сотрудничеством понимается особая форма образовательного
взаимодействия между детьми, которая проявляет максимальную индивидуальную
инициативу детей, обменивается информацией друг с другом, положительно
реагирует на"отличия"участников взаимодействия.

Сотрудничество,
на наш взгляд, означает появление образовательного диалога между участниками
взаимодействия. Анализ психолого-педагогической литературы позволил выделить
два основных аспекта педагогического сотрудничества:

а)
образовательное взаимодействие между учениками;

б)
образовательное взаимодействие с учителем.

В психологической
науке проблемы развития партнерских отношений выделяются в себе относительно
долгое время. Научной базой при выделении этой проблемы как самостоятельной и
дальнейшей её разработки послужили работы Л.С.Выготского, П.Я.Гальперина,
А.НЛеонтьева, С.Л.Рубинштейна, Д.Б.Эльконина. Наиболее значимыми вопросами в
рамках изучаемой нами проблемы представляются следующие: генезис общения со
сверстниками (М.И.Лисина, А.Г.Рузская, Р.И.Деревенко, А.В.Мудрик).

Накопленные в
ходе многочисленных теоретических и научно-методических исследований данные в
значительной степени характеризуют общение детей со взрослыми и сверстниками
изолированно, что не может не затруднять создание единой картины социализации
ребёнка. Чрезвычайно важной и малоизученной, на наш взгляд, является проблема
взаимодействия и взаимовлияния вышеуказанных сфер общения между собой.

Обращает на
себя внимание и тот факт, что большинство исследований такого рода выполнено на
материале дошкольного и подросткового возрастов, что связано с изучением
ведущих видов деятельности этих периодов.

Младший
школьный возраст в плане социального развития требует более глубокого изучения.
Между тем, в исследованиях отмечается, что младший школьный возраст
представляет собой достаточно специфическую ступень детского развития.

Анализ
состояния проблемы учебного сотрудничества младших школьников показывает, что
способность младших школьников к учебному сотрудничеству не была предметом
специального исследования и позволяет выявить противоречия:

·                    
между
общей установкой современного начального образования наразвитие младшего
школьника как субъекта учебной деятельности и
традиционно сложившимися формами организации учебной деятельности детей,
ориентированными на передачу ее исполнительского компонента;

·                    
между
потребностью первоклассника в освоении новых, учебных форм отношений со
взрослым и сверстником и недостаточной разработанностью
теоретико-методологических оснований его становления как субъекта учебного
сотрудничества.

Стремление
найти пути разрешения названных противоречий и определило проблему нашего
исследования. В теоретическом плане это проблема обоснования технологии
развития способности учащихся школьного возраста к учебному сотрудничеству. В
практическом плане – проблема определения психолого-педагогических условий, факторов
и механизмов развития способности ученика к учебному сотрудничеству.

Цель
исследования
: проанализировать
возможности формирования у младших школьников умения планировать учебное
сотрудничество в процессе обучения.

Объект
исследования
: формирование
у младших школьников умения планировать учебное сотрудничество в процессе
обучения.

Предмет
исследования:
условия
формирования у младших школьников умения планировать учебное сотрудничество в
процессе обучения.

Гипотеза
исследования:
Мы
исходим из того, что развитие способности школьников к учебному сотрудничеству
становится возможным, если создана технология организации этого процесса,
реализация которой предусматривает комплекс психолого-педагогических условий,
обеспечивающих становление личности ученика как субъекта учебного
сотрудничества.

В
соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были определены задачи
исследования:

1. Изучить психолого-педагогический
аспект развития учащихся младших классов

2. Определить
сущность понятия «сотрудничества» в учебном процессе.

3. Выявить
условия развития навыков сотрудничества у младших школьников в процессе
обучения.

4. Провести
диагностику умения планировать учебное сотрудничество в процессе обучения.

5. Предложить
рекомендации по формированию у младших школьников умения планировать учебное
сотрудничество в процессе обучения.

Методологические
основы исследования были определены на основе достижений современной
психологической науки, в частности: идеи о социально-исторической природе
психики человека, о значении общения в развитии ребёнка (Л.С.Выготский,
М.ИЛисина, С.Л.Рубинштейн, Э.Эриксон и др.); идеи использования личностно
ориентированных гуманистических подходов в обучении и развитии ребёнка
(И.А.Колесникова, И.С.Якиманская и др.); положения о развитии психики ребёнка в
деятельности и роли субъективного фактора в этом процессе (Л.С.Выготский,
В.В.Давыдов, А.НЛеонтьев, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин и др.).

Методы
исследования:

·                    
теоретический
анализ исследований, выполненных в области возрастной, педагогической и
социальной психологии;

·                    
констатирующий
эксперимент, направленный на диагностику особенностей развития учебного
сотрудничества у детей;

В качестве
дополнительных методов использовались: наблюдение, беседа, изучение продуктов
деятельности детей.

Структура
курсовой работы соответствует логике научного исследования. Работа состоит из
титульного листа, содержания, введения, двух глав, включающих по 3 параграфа,
заключения, списка литературы, приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

 

Одним из
ведущих ориентиров в проектировании современного образования является
содействие развитию конструктивных особенностей личности каждого ребенка, его
субъективности, обеспечение такой организации процесса развития в процессе
развития образовательной деятельности, формирование образовательного процесса.

В связи с
этим наиболее активно изучаемая категория"сотрудничество"связана с
образовательной деятельностью, как взаимосвязанной деятельностью учеников с
преподавателями и другими учениками, в процессе создания и изменения форм
сотрудничества и общения. Первая задача в контексте такого педагогического
анализа заключается в выявлении типов сотрудничества, которые могут
рассматриваться как ведущие к психологическому развитию личности ученика.
Согласно многочисленным исследованиям, именно образовательное сотрудничество
впервые появилось в начальной школе.

Среди других
видов сотрудничества он занимает особое место в педагогической мотивации, в
деятельности преподавателей и учеников, а также в богатстве и разнообразии
отношений и отношений между ними.

В
образовательное сотрудничество входят и могут быть реализованы различные формы
взаимодействия ребенка с окружающим миром: развитие предметной области,
межличностное общение, развитие собственного " я " — т. е. содержит
мотивацию, охватывающую все основные аспекты жизни ребенка.

Он также
реализует отношения между детьми через конкретные действия, обмен информацией,
сочувствие, взаимопомощь, солидарность и позитивное выражение "эмпатии к
общим ценностям".

Развитие у
младших школьников как субъекта образовательной деятельности характеризуется:
приобретением у детей потребности в ее реализации, усилением соответствующей
мотивации, появлением конкретных образовательных инициатив, поиском новых путей
решения образовательных проблем.

Очевидно, что
изучение факторов и условий способности первокурсников к учебному
сотрудничеству имеет особое значение для решения актуальных проблем
образовательной деятельности, так как в этом возрасте образовательная
самостоятельность начинается с способности ученика вступать в активные
предметные отношения с учителем, самостоятельно обучаться с помощью учителя.

Компетентность
младшего ученика в образовательной кооперации — интегративное индивидуальное
образование по предметным отношениям субъектов образовательной кооперации,
характеризующееся субъективной позицией первокурсника в процессе объединения
личностного сознания (осознание ошейника, желание овладеть нормой, модель
образовательной кооперации) с компонентами "я — другой" отношений.

Результаты
экспериментальной работы свидетельствуют о положительной динамике
образовательно-кооперативных способностей младших школьников в процессе
разрешения противоречий, что проявляется в повышении показателей уровня инициативности,
повышении активности детей в налаживании содержательного взаимодействия с
одноклассниками.

Таким
образом, можно сказать, что реализация комплекса психолого-педагогических
условий обеспечивает развитие компетенций воспитательной кооперации школьников.



 

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты формирования у младших
школьников умения планировать учебное сотрудничество в процессе обучения

1.1.
Психолого-педагогический аспект развития учащихся младших классов

Исходя из возрастной
периодизации, в младшем школьном возрасте, когда ребенок является субъектом
учебной деятельности, он развивает возрастные новообразования — теоретическое
сознание и мышление, развивает их соответствующие способности (рефлексия,
анализ, психическое планирование), а также обучение потребности и мотивы.

Роль игр уменьшается,
однако ряд исследований показывает, что эти игры являются эффективным методом
личностного развития младшего школьника. Следовательно, в младшем школьном
возрасте, с переходом ведущей деятельности с игровой на образовательную, ребенок
перестает быть предметом игры, но автоматически не становится субъектом учебной
деятельности, для этого ему необходимо создавать условия. Благодаря тому, что
активные действия являются основой игровой деятельности, она отлично
вписывается в образовательную, и тогда младший ученик становится не просто
объектом, а предметом учебной деятельности.

Переход к школьному
образованию и новый образ жизни, связанный с позицией учащегося, в том случае,
если ребенок внутренне принял соответствующую позицию, открывает путь для
дальнейшего формирования его личности. Дети приходят в школу с желанием
учиться, узнавать что-то новое, с интересом к самим знаниям. Более того, их
интерес к знаниям тесно связан с их отношением к обучению, как к серьезной,
социально значимой деятельности [4, 72].

До 8 лет у детей можно
найти только репродуктивные образы-представления известных объектов или
событий, которые не воспринимаются в данный момент времени, и эти образы в
основном статичны. Продуктивные образы-представления результата новой
комбинации некоторых элементов появляются у детей после 9 лет, и развитие этих
образов, вероятно, связано с началом обучения в школе.

Внимание ребенка 9-10 лет
становится произвольным, но в течение довольно длительного времени, особенно в
младших классах, непроизвольное внимание детей остается сильным и конкурирующим
с произвольным [8, 46].

Уже к 4-му году обучения
в начальной школе ребенок формирует такой уровень объема, устойчивости,
переключаемости и концентрации произвольного внимания, какой присущ и взрослому
человеку. Говоря о переключаемости внимания, можно сказать, что в этом
возрастном периоде она выше, чем у среднестатистического взятого взрослого.

Такое явление связано с
молодостью самого организма, а также подвижностью процессов в центральной
нервной системе ребенка младшего школьного возраста. Так, школьники на 3-4-м
году обучения могут с легкостью переключаться с одного вида деятельности на
другой. Но в данном случае внимание школьника сохраняет так называемые признаки
детства. Совершенные черты внимания активизируются лишь в том случае, если
предмет либо явление, привлекшие внимание, в особенности интересны лично для
ребенка.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы