Курсовая с практикой на тему Формирование у младших школьников отношения к природе как жизненной ценности.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ КАК ЖИЗНЕННОЙ ЦЕННОСТИ 6
1.1 Понятие ценностного отношения к природе 6
1.2. Психологические особенности младшего школьного возраста как основа воспитания у младших школьников ценностного отношения к природе 8
Выводы по первой главе 9
2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ КАК ЖИЗНЕННОЙ ЦЕННОСТИ 11
2.1 Средства и методы формирования ценностного отношения к природе 11
2.2 Инструментарий диагностики сформированности ценностного отношения к природе 12
Выводы по второй главе 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 20
ПРИЛОЖЕНИЕ 24
Введение:
Актуальность темы исследования определяется тем, что период младшего школьного возраста отмечается активным формированием общечеловеческих ценностей, важное место среди которых принадлежит ценностному отношению к природе (его именуют в психолого-педагогической литературе также отношением к природе как жизненной ценности). Отношение к природе как жизненной ценности, являясь основой формирования экологического сознания у детей младшего школьного возраста, закладывает базовые нормы будущей экологической культуры личности.
Таким образом, важнейшей задачей, стоящей перед педагогами начальной школы, является задача формирования отношения к природе как жизненной ценности, то есть основ экологического сознания личности, ориентированной на гармонизацию отношений человека и природы.
Степень разработанности. Проблемы формирования отношения у младшего школьника к природе как жизненной ценности освещены в трудах таких отечественных исследователей, как А. В. Гагарин, И. Н. Гелетканич, И. Д. Зверев, И. Т. Суравегина, Л. В. Симонова, Л. В. Смирнова, О. А. Федорова, Л. А. Хакимова и др. Фундаментальные аспекты проблемы развития ребенка как субъекта учения, познания, общения, деятельности освещены в трудах отечественных психологов и педагогов (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Д. Э. Эльконин и др.).
Таким образом, проблема исследования может быть сформулирована следующим образом: каков методический инструментарий диагностики сформированности у младших школьников ценностного отношения к природе, позволяющий на основе его результатов конструировать (или корректировать) систему воспитания.
Цель исследования: теоретически обосновать педагогические условия формирования отношения к природе у младших школьников как жизненной ценности и обосновать выбор соответствующего методического инструментария диагностики сформированности такого ценностного отношения.
Объект исследования – воспитательный процесс в условиях начальной школы. Предмет исследования – факторы и педагогические условия формирования отношения к природе у младших школьников как жизненной ценности, методический инструментарий диагностики сформированности ценностно-ориентированного отношения младших школьников к природе.
Гипотеза исследования: формирование отношения к природе у младших школьников как жизненной ценностности будет эффективным, если:
обоснован выбор комплекса методик, направленных на диагностику всех составляющих ценностного отношения к природе (когнитивного, мотивационного, эмоционального, поведенческого);
процесс обучения и воспитания конструируется на основе результатов систематической диагностики и коррекции выделенных компонентов ценностно-ориентированного отношения к природе.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
проанализировать основные трактовки понятия «ценностное отношение к природе у младшего школьника» в психолого-педагогической литературе;
выявить психологические особенности младшего школьного возраста;
охарактеризовать средства и методы формирования ценностного отношения к природе;
подобрать и обосновать методический инструментарий оценки уровня сформированности ценностного отношения к природе.
В работе использовались следующие методы исследования: теоретические – анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; образовательных программ; обобщение педагогического опыта; анализ программ по экологическому воспитанию младших школьников.
Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Заключение:
В результате анализа основных подходов к трактовке понятия ценностного отношения к природе у младших школьников отношения и выявления основных психологических особенностей младшего школьного возраста как основы воспитания у младших школьников ценностного отношения к природе, анализа используемых с этой целью средств и методов воспитания, методик, опросников и диагностических тестов, направленных на диагностику уровня сформированности у младших школьников отношения к природе как жизненной ценности – была достигнута цель исследования и реализованы поставленные задачи. По итогам проведенного исследования гипотеза была подтверждена, что было обосновано следующими основными выводами.
1. Поведение человека в природе обусловлено тем, какие чувства вызывают природные объекты, какие ценностные ориентации сформированы по отношению к ним, как личность их воспринимает.
2. Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования основ экологической культуры, т. к. в этот период развития ребёнка интенсивно формируются свойства и качества личности, которые находят её сущность в будущем.
3. Анализ методической литературе по проблеме формирования у младших школьников отношения к природе как жизненной ценности показал достаточно большое количество разнообразных методик, опросников и диагностических тестов. Для изучения уровня сформированности ценностного отношения к природе у младших школьников наибольший интерес представляет диагностический инструментарий на основе методики Л. В. Моисеевой, который позволяет выделить четыре компонента ценностного отношения к природе: когнитивный, мотивационный, эмоциональный, поведенческий, а также определить критерии и показатели их сформированности. Когнитивный компонент преимущественно формируется во время освоения образовательной программы (при изучении практически всех предметов, но в особенности – при изучении интегрированного курса «Окружающий мир»). Работа по включению детей и взрослых в различную досуговую деятельность класса направлена на формирование ценностного отношения к природе, позволяет формировать у детей неравнодушное, гуманное и бережное отношение к происходящему в мире природы, учит не только видеть красоту природы, но и бережно относиться к ней (мотивационный компонент). У детей активно формировалась способность сопереживать и удивляться, восхищаться многообразием форм жизней в природе, красок, звуков и запахов (эмоциональный компонент). В процессе общения с природой на экскурсиях и во время походов дети учатся основным правилам поведения в условиях дикой природы, бережному отношению к ней (поведенческий компонент). Совместная досуговая деятельность позволила формировать ценностно-ориентационное единство группы, зародить традиции, реализуя заложенный воспитательный потенциал.
Фрагмент текста работы:
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ КАК ЖИЗНЕННОЙ ЦЕННОСТИ
1.1 Понятие ценностного отношения к природе
Понятие «ценность» – одно из наиболее значимых понятий современного гуманитарного знания. Ценности охватывают всю жизнь человека, наполняют ее особым смыслом. Понятие это – многозначно, и в психолого-педагогической и философской литературе можно найти множество его определений. Отечественный психолог С. Л. Рубинштейн говорил, что «ценность – значимость для человека чего-то в мире, и только признаваемая ценность способна выполнять важнейшую ценностную функцию – функцию ориентира поведения» .
Проблема формирования эмоционально-ценностного отношения к природе в педагогике рассматривается давно и изучение продолжается по сей день.
Эти вопросы являются предметом пристального внимания и в современном научном дискурсе. Так, Е. Н. Лазаренко определяет ценностное отношение к природе как интегративное, устойчивое личностное образование, базирующееся на чувственно-эмоциональном восприятии природы, характеризующееся осознанием природы как ценности и проявляющееся в реализации деятельностных аспектов отношения .
В целом ученые сходятся во мнении, что ценности – это базисные, устойчивые и трудноизменяемые компоненты, которые формируются в течение длительного периода и обусловливают поведение людей. Связь предмета – носителя ценности и человека, оценивающего данный предмет и придающего ему определенный смысл, и образует ценностное отношение.
Поскольку ценности определяют поведение, то воспитание можно назвать социально-организованным процессом интериоризации общечеловеческих ценностей. Как отмечает И. Н. Гелетканич, в основе ценностного отношения к познанию природы лежит сформированность слаженных отношений человека с окружающей его природой, освоение норм экологической нравственности, экологического взаимодействия .
Ценность природы – это субъективная оценка ее значения, мотивирующая поведение человека . Ценностное отношение младших школьников к природе представляет собой устойчивое личностное принятие природы в качестве субъекта непрагматического взаимодействия .
Формирование эмоционально-ценностного отношения к природе в большей части реализуется на уроках окружающего мира, поэтому, ФГОС выводит определенные требования к организации процесса обучения, а именно: дети должны сформировать понятия ценности природы в человеческой жизни, ее важность и обширность.
Таким образом, принять объект как ценность для детей младшего школьного возраста означает:
обнаружить его присутствие в окружающем мире и почувствовать свою причастность к нему;
признать право его на жизнь, уважать его интересы (жизненные проявления);
проявить осмотрительность в обращении с этим объектом, помочь ему по мере своих возможностей.