Курсовая с практикой на тему «Формирование у дошкольников иноязычной лексической способности посредством игровых речемыслительных задач» (старший дошкольный возраст)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ ИНОЯЗЫЧНОЙ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СПОСОБНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВЫХ РЕЧЕМЫСЛИТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ 6
1.1. Специфика дошкольного иноязычного образования 6
1.2. Иноязычная лексическая способность как объект овладения иностранным языком 12
1.3. Игровая речемыслительная задача как способ управления овладением иноязычной лексической способностью 14
Выводы по главе 1 18
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ ИНОЯЗЫЧНОЙ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СПОСОБНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВЫХ РЕЧЕМЫСЛИТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ 19
2.1. УМК по английскому языку в аспекте обучения детей иноязычной лексике 19
2.2. Комплекс упражнений для формирования у дошкольников иноязычной лексической способности посредством игровых речемыслительных задач 22
2.3. Методические рекомендации для воспитателей 26
Выводы по главе 2 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31
Введение:
Обучение английскому языку как средству межкультурного общения требует целенаправленного внимания. Роль английского языка в мире в 21 веке значительно возросла. Это объясняется, в частности, тем, что им владеет примерно 31% граждан Евросоюза, а для 16% он является родным. Сегодня английский язык стал языком техники, науки, культуры, бизнеса. Об этом свидетельствуют факты: три четверти мировой корреспонденции, 80% электронной почты и интернет ведется на английском языке. Большинство международных документов, статей, литературных произведений, инструкций написано на английском языке. Знание английского языка расширяет кругозор, позволяет больше узнать о культуре и обычаях других народов.
Вопрос методики обучения иностранному языку поднимался достаточно давно, однако сегодня в связи с ростом роли английского языка вопрос общения на английском языке исследуется еще глубже, в частности, в сфере дошкольного иноязычного образования. Одной из важных задач, которая ставится перед дошкольниками при изучении иностранного языка, является овладение иноязычной лексической способностью, поскольку она является составной коммуникативной компетенции. Большое значение и актуальность приобретает формирование у дошкольников иноязычной лексической способности, потому что именно дети данной возрастной категории имеют большую способность и готовность к усвоению довольно большого количества лексических единиц.
Вопросы методики обучения лексике иностранного языка и формирования лексических навыков рассматривались многими исследователями, такими как И.Л. Бим, В.А. Бухбиндер, Н.И. Гез, И.А. Зимняя, С.Ф., Шатилов, В.Н. Шацкий и др. В некоторых работах, посвященных обучению иностранному языку, вопросы обучения лексике нарушались попутно, в русле исследования других проблем (например, в работах Н.А. Горловой, А.Ю. Дегтярь, Н.В. Добрыниной, Е.И. Негневицкой, М.Т. Оганесяна и др.).
Эффективным средством формирования у старших дошкольников иноязычной лексической способности считаем игровые речемыслительные задачи. Однако, к сожалению, игровые речемыслительные задачи не нашли пока широкого применения в практике обучения иностранным языкам дошкольников. На наш взгляд, этот важный элемент обучения может способствовать повышению мотивации и интереса у детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность данной курсовой работы, с одной стороны, определяется тем, что воспитатели сталкиваются с трудностями при организации овладения детьми иноязычной лексической способностью, а с другой стороны, в методической науке недостаточно разработанности методики управления данным процессом. В то же время известно, что иностранный язык обладает большим развивающим потенциалом и может способствовать коммуникативному развитию детей. Мы придаем большое значение коммуникативному развитию детей, как цели дошкольного иноязычного образования.
Объект исследования – процесс дошкольного иноязычного образования.
Предмет – методика формирования у дошкольников иноязычной лексической способности посредством игровых речемыслительных задач (старший дошкольный возраст).
Цель данной курсовой работы: рассмотреть процесс формирования у детей старшего дошкольного возраста иноязычной лексической способности посредством игровых речемыслительных задач.
Задачи:
1) рассмотреть специфику дошкольного иноязычного образования;
2) изучить понятие «иноязычная лексическая способность» как объект овладения дошкольниками;
3) раскрыть значимость игровой речемыслительной задачи как способа управления овладением иноязычной лексической способностью;
4) проанализировать УМК для дошкольников;
5) разработать комплекс упражнений и сформулировать методические рекомендации для воспитателей.
Методами исследования были определены следующие: анализ литературы по теме исследования; синтез и обобщение; анализ учебно-методического комплекса для дошкольников относительно овладения ими иноязычной лексической способностью; метод конструирования при разработке комплекса упражнений и методических рекомендаций для воспитателей по формированию у старших дошкольников иноязычной лексической способности посредством игровых речемыслительных задач.
Теоретической основной решения поставленных задач явились:
‒ теория развивающего обучения (П.Я. Гальперин);
‒ теория иноязычной речевой деятельности (А.А. Леонтьев, И.А. Зимняя);
‒ теория речевой способность (А.А. Леонтьев, И.А. Зимняя);
‒ теория дошкольного иноязычного образования (З.Н. Никитенко).
Структура курсовой работы. Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Во введении определены объект и предмет исследования, сформулированы цель и задачи. В первой главе рассматриваются теоретические аспекты формирования у дошкольников иноязычной лексической способности посредством игровых речемыслительных задач. Во второй главе предметом является практика формирования у дошкольников иноязычной лексической способности посредством игровых речемыслительных задач. В заключении приведены основные выводы исследования. Список литературы представлен 20 наименованиями.
Заключение:
В результате проведенного исследования была достигнута цель данной курсовой работы: рассмотрен процесс формирования у детей старшего дошкольного возраста иноязычной лексической способности посредством игровых речемыслительных задач.
Достижению поставленной цели способствовало решение ряда задач исследования:
1. Рассмотрена специфику дошкольного иноязычного образования. Было установлено, что личность ребенка является основной ценностью дошкольного языкового образования, а основной его смысл – коммуникативное, познавательно-речевое и нравственное его развитие при овладении им иностранным языком и знакомстве с иной культурой. Целевыми приоритетами дошкольного иноязычного образования выступают когнитивное, речевое, коммуникативное и нравственное развитие личности дошкольника.
2. Изучено понятие «иноязычная лексическая способность» как объект овладения дошкольниками. Анализ литературы показал, что иноязычная лексическая способность ‒ это способность к интуитивно-правильному пониманию и применению иноязычной лексики на основе связей между словами иностранного языка. Объекты овладения являются следующими: навыки восприятия и дифференциации новых слов на слух; навыки выбора слов и их самостоятельное употребление в составе различных высказываний; навыки аутентичного сочетания слов (прилагательных и существительных, глаголов и наречий и пр.) исходя из норм иностранного языка.
3. Раскрыта значимость игровой речемыслительной задачи как способа управления овладением иноязычной лексической способностью. Пришли к выводу, что игровые речемыслительные задачи ‒ это упражнения направленные на: 1) развитие у дошкольников языковой, в частности, лексической, речевой и учебно-познавательной; 2) мотивацию изучения дошкольниками иностранного языка и создание комфортных условий для речемыслительной активности каждого ребенка: образец общения для всех один, речемыслительная задача ‒ одна, а каждый ребенок выражает свое коммуникативное намерение, свои собственные мысли.
4. Проанализирован УМК для дошкольников. Был проанализирован УМК С.В. Литвиненко «Английский язык» для дошкольников на предмет обучения иноязычной лексики детей дошкольного возраста. Проведенный анализ показал, что в нем активно используются ролевые игры, которые можно встретить на каждой странице. Данные ролевые игры направлены на усвоение, повторение и активизацию лексического материала. Лексический материал усваивается в совокупности с грамматическим, к примеру, дети учатся строить простые повествовательные предложения и задавать вопросы со специальными вопросительными словами. Однако, в этих ролевых играх дошкольники не размышляют и не имеют возможности самостоятельно формировать и формулировать свои мысли на изучаемом языке, создавать собственное высказывание. Они зачастую повторяют механически фразы за учителем.
5. Разработан комплекс упражнений и сформулированы методические рекомендации для воспитателей. Комплекс упражнений предполагает активное использование игровых речемыслительных задач, использование которых в работе с дошкольниками по формированию у них иноязычного лексического навыка также позволяет мотивировать детей к изучению иностранного языка и активизировать их речемыслительную деятельность.
Таким образом, задачи исследования были решены, цель достигнута.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ ИНОЯЗЫЧНОЙ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СПОСОБНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВЫХ РЕЧЕМЫСЛИТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ
1.1. Специфика дошкольного иноязычного образования
Дошкольное образование является социокультурной образовательной основой развития важных качеств, способностей и ценностных ориентаций личности ребенка. Данное положение зафиксировано в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования (2013), согласно которому ценностный смысл этого образования заключается в коммуникативно-личностном, познавательно-речевом, художественно-эстетическом и физическом развитии детей. Подобная общая стратегическая направленность образования дошкольников касается и иностранного языка (ИЯ), который включается (по желанию родителей) в образовательные программы отечественных дошкольных организаций [5, с. 3].
Н.Д. Гальскова и З.Н. Никитенко отмечают, что обучение иностранному языку дошкольников необходимо осуществлять на основе ценностно-смысловой составляющей ФГОС ДОО, определяющей роль и место иностранного языка в образовательной программе детского сада, цели, содержание и образовательные результаты приобщения дошкольников к иностранному языку [5, с. 4].
Согласно ФГОС ДО, специфика дошкольного возраста (разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) и особенности современного дошкольного образования в стране (не все дети ходят в детский сад в силу необязательности данного уровня образования и отсутствие возможности вменения ребёнку ответственности за образовательный результат) «делают неправомерными требования от ребёнка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров» [17].
Ценностно-смысловые приоритеты ФГОС дошкольного образования ставят задачу формирования у дошкольника психологической готовности к школьной жизни, обеспечивающей ему успешность учебной деятельности как начинающего ученика [1]. Данная готовность включает в себя:
1) эмоционально-личностную готовность, которая проявляется в произвольности поведения, познавательной мотивации и самооценке;
2) интеллектуальную готовность, связанную с развитием когнитивных процессов ребенка;
3) социальную готовность, которая находит свое отражение в развитии мотивов иноязычного общения, интереса к общению и взаимодействию со сверстниками на новом языке. Они, в свою очередь, формируются в процессе познавательно-речевого и коммуникативного развития дошкольника [5, с. 5].
На основании сказанного, стоит считать в качестве основной ценности дошкольного языкового образования личность ребенка, а основного смысла – коммуникативное, познавательно-речевое и нравственное его развитие при овладении им иностранным языком и знакомстве с иной культурой [5, с. 5]. В связи с этим, З.Н. Никитенко делает вывод, что дошкольное иноязычное образование представляет собой социально и индивидуально обусловленный способ, процесс и результат коммуникативного, познавательно-речевого и нравственного развития ребенка средствами иностранного языка и стратегически нацелено на личностное развитие ребенка и формирование его культуры средствами иностранного языка [15]. Это, в свою очередь, дает основание признать в качестве целевых приоритетов дошкольного иноязычного образования когнитивное, речевое, коммуникативное и нравственное развитие личности дошкольника.
Когнитивное развитие связано, прежде всего, с развитием у детей таких психических процессов, как слуховое внимание, оперативная память, фонематический слух и вероятностное прогнозирование. Эти процессы не просто сопровождают иноязычную речь, обусловливают ее успешность, но и являются ее непосредственными составляющими [16] и основными механизмами речевой деятельности. Именно эти когнитивные процессы и должны выступать в качестве объектов развития средствами иностранного языка на занятиях в детском саду. Их сформированность в последующем служит основой для успешного освоения младшим школьником иноязычным чтения, письма и орфографической зоркости [3].
Речевое развитие дошкольника при овладении им иностранным языком предполагает формирование:
– языковой способности или способности использовать знаки языка как орудия речевой деятельности при условии знания правил ее построения (А.А. Леонтьев, Е.И. Негневицкая);
– речевой способности, т.е. способности к порождению элементарной самостоятельной иноязычной речи, когда ребенок формирует и формулирует свои мысли на новом для него языке (И.А. Зимняя), а не заучивает фразы (к сожалению, даже не всегда понимая их значение) посредством их многократного повторения за педагогом или диктором [5].
Коммуникативное развитие ребенка связано с формированием у него способности к иноязычному общению, которую составляют совокупность элементарных умений: начать разговор, поддержать, вежливо попросить игрушку, поблагодарить, завершить разговор и т.д. Речь идет в том числе о формировании элементарных умений культуры общения на иностранном языке и родном языке. Однако при этом следует помнить, что иностранный язык и языковые средства для дошкольника не являются самоцелью [5, с. 6].