Курсовая с практикой на тему Формирование творческой активности у детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
1.1. Понятие «творческой
активности» в психолого-педагогической литературе
1.2. Проблема формирования
творческой активности дошкольников
2.1. Выявление уровня
творческой активности старших дошкольников
Список использованной
литературы
Введение:
Проблема
развития творческой активности ребенка является одной из важнейших задач
современной теории и практики дошкольного образования. Все сферы духовного и
материального производства требуют не только квалифицированных, но и
талантливых, творчески развитых специалистов. Уровень развития творческой
деятельности ребенка зависит от правильного выбора содержания и использования
проверенных методов и инструментов обучения. Таким образом, формулирование и
решение проблем формирования творческой активности ориентирует нас на
реализацию приоритетных направлений педагогики — развитие творческих
способностей каждого ребенка, воспитание личностных качеств, необходимых для
творческой самореализации в различных видах деятельности.
Педагогическая
теория, раскрывая условия и механизмы взаимодействия среды и личности,
опирается на фундаментальные положения, изложенные в работах Л.И. Божович, Л.С.
Выготского, Н.Н. Иорданского, А.Н. Леонтьева, А.С. Макаренко, Л.И. Новиковой,
Г.Л. Рошаль, Г.Н. Пантелеева, В.А. Сухомлинского, Е.И. Тихеевой, С.Т. Шацкого и
других.
В последнее
время появились публикации (О.А. Горбань, Н.Т. Гинявичене, В.С.Мухина, С.Л.
Новоселова, Г.Н. Пантелеев, В.А. Петровский, Н.Н. Поддьяков и др.), в которых
убедительно доказывается, что дети для полного гармоничного развития нуждаются
не только во внимании взрослых, выраженном в форме благожелательного,
эмоционального и содержательного общения, но и в предметной среде, развивающей
их творческий потенциал.
Целью данной работы является изучение
эффективности экспериментирования в развитии творческой активности ребенка..
Объектом
исследования
является творческая активность детей старшего дошкольного возраста.
Предмет
исследования —
процесс формирования и развития творческой активности у старших дошкольников
средствами экспериментальной деятельности.
В
соответствии с поставленной целью нами сформулированы следующие задачи работы:
1.
Охарактеризовать понятие творческой активности.
2. Определить
проблемы формирования творческой активности дошкольников.
3. Выявить сущности,
виды, особенности экспериментирования и их место в процессе формирования
творческой активности старших дошкольников.
4. Провести опытно-
экспериментальную работу по формированию творческой активности у детей старшего
дошкольного возраста посредством детского экспериментирования.
Методы
исследования:
а)
теоретические (анализ философской, психолого-педагогической и методологической
литературы);
б)
эмпирические (анкетирование, наблюдение, методы математической обработки
фактического материала).
Опытно-экспериментальную
базу исследования составило ДОУ № 78 г. Саранска.
Практическая
значимость исследования заключается в разработке основных требований к
содержанию, формам и методам педагогической работы с детьми старшего
дошкольного возраста по формированию творческой активности средствами экспериментирования.
Заключение:
Творческая активность
старшего дошкольника подразумевает, что ребенок пытается понять полученные им
теоретические знания. Он также ищет решения трудностей и проявляет интерес к
познавательной деятельности.
К сожалению, сегодня
процесс обучения в детском саду — это формирование творческой активности
ребенка и изучение имеющихся знаний на основе репродуктивной деятельности.
Исследовательская работа по-прежнему остается вспомогательным инструментом,
который редко используется в учебном процессе.
В результате ребенок
теряет способность проявлять поисковую активность. Ведь он просто имитирует или
повторяет то, что ему говорят. В результате любопытство уменьшается, а
способность мыслить развивается медленно. Дети не склонны создавать что-то
новое.
Поэтому для успешного
формирования творческой активности у детей старшего дошкольного возраста
необходимо передать детям навыки поиска новой информации, воспитать в них
желание самостоятельно изучать окружающий мир.
Анализируя все
вышесказанное, мы попытались выделить особенности формирования творческой
активности старших дошкольников:
— творческая активность
старших дошкольников проявляется в том, что ценность этого творчества
проявляется не в продуктах его деятельности, а в процессе, который оказывает
положительное влияние на ребенка;
— формирование
воображения, умение решать возникающие препятствия, умение выполнять начатое
дело, радость получения новых знаний и опыта.
Фрагмент текста работы:
Глава І. Теоретические основы формирования творческой
активности у детей старшего дошкольного возраста посредством детского
экспериментирования
1.1. Понятие «творческой
активности» в психолого-педагогической литературе
активности» в психолого-педагогической литературе
Большое значение в развитии
дошкольников имеет дошкольное образование, в котором дошкольники проводят
большую часть своего времени, приобретая знания и навыки, формируя личностные
качества и характеристики. В ДОО необходимо создать условия и возможности для
развития творческой деятельности учащихся. Следует отметить, что во все времена
внимание уделялось творческим людям, способным заниматься любым делом
нестандартным образом, поэтому развитие творческой деятельности школьников было
и остается актуальным. Понятие"деятельность" неоднозначно трактуется
в философии, психологии, педагогике и других областях науки.
Понятие "активность"
включает в себя процесс развития, то есть если субъект активен, значит, он
развивается. Деятельность-развитие позитивного отношения индивида к миру,
способности к социально-значимым трансформациям материальной и духовной среды в
соответствии с историческим опытом человечества[8].
Деятельность определяется как
способность к систематическому самомотивации, саморазвитию, саморегуляции и
самореализации. В педагогике, , деятельность рассматривается как основная черта
личности, которая включает в себя способность изменять окружающую действительность
в соответствии с собственными потребностями, перспективами, целями и осуждает
интенсивную деятельность, такую как работа, преподавание, творчество. В то же
время синонимом деятельности и деятельности считается, что деятельность
выражает уровень и характер деятельности[18].
Деятельность дошкольника
сопровождается целым процессом становления личности, проявляющимся в творческой
деятельности и развитии, движущемся по всем уровням:
1. Репродуктивная и имитационная
деятельность, благодаря которой опыт этой деятельности накапливается через опыт
другого человека. Освоение любой более сложной формы развития осуществляется
сначала совместно с детьми, а затем самостоятельно. Благодаря сотрудничеству мы
осваиваем идеальные примеры поведенческих и речевых форм субъекта, а также опыт
других.
2. Поисковая и исполнительная
деятельность указывает на более высокий уровень, поскольку существует большая
степень независимости. На этом уровне ребенок должен принять задание и найти
средства для его выполнения.