Курсовая с практикой на тему Формирование технических умений в лепке у детей младшего дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ УМЕНИЙ В ЛЕПКЕ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1. Рассмотрение проблемы формирования технических умений в лепке у детей дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях 5
1.3. Методика формирования технических умений в лепке у детей младшего дошкольного возраста 13
Выводы по первой главе 16
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ УМЕНИЙ В ЛЕПКЕ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 18
2.1. Диагностика уровня сформированности технических умений в лепке у детей младшего дошкольного возраста 18
2.2. Методические рекомендации педагогам по формированию технических умений в лепке у детей младшего дошкольного возраста 23
Выводы по второй главе 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 33
Введение:
Младший дошкольный возраст является одним из самых благоприятных периодов в жизни ребенка для педагогического воздействия. В это время у ребенка происходит становление психофизиологической базы для всей последующей системы психических эталонов и отношений, что закладывает основу будущей реализации человека во всей его дальнейшей жизни.
Период 3-4 лет – это время наиболее бурного становления психики ребенка. Это касается и его сенсорного развития. В этот период в организме младшего дошкольника происходит ряд структурно-функциональных изменений, стимулируемых активным взаимодействием с окружающей средой (пространственным, кинетическим, перцептивным и др.) и формирующих систему восприятия как базу дальнейшего развития ребенка.
Ведущими видами деятельности в этом возрасте являются игровая и продуктивная. В ходе игры моделируются социальные отношения, а продуктивная деятельность проявляется в лепке, рисовании, конструировании и аппликации.
Цель исследования: теоретически изучить и эмпирическим путем показать особенности методики формирования технических умений в лепке у детей младшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс формирования технических умений в лепке у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: методика формирования технических умений в лепке у детей младшего дошкольного возраста.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть проблемы формирования технических умений в лепке у детей дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях.
2. Раскрыть особенности и методику формирования технических умений в лепке у детей младшего дошкольного возраста.
3. Выявить уровень сформированности технических умений в лепке у детей младшего дошкольного возраста.
4. Составить методические рекомендации для педагогов по формированию технических умений в лепке у детей младшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
теоретические: анализ психолого-педагогической, методической литературы, синтез, обобщение;
эмпирические: наблюдение, тестирование.
База исследования: БДОУ г. Омска «Детский сад № 32».
Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, библиографического списка источников и литературы, приложения.
Заключение:
Одной из важных практических задач в процессе психологического сопровождения является обеспечение психолого-педагогического изучения уровня развития психики детей дошкольного возраста на соответствие возрастной норме, выявление детей с отклонениями в психофизическом развитии. Смысл такой дифференциации заключается в том, чтобы детям, у которых обнаружено недостаточное развитие, предоставить необходимую коррекционно-развивающую помощь, которая наиболее актуальна именно в дошкольном возрасте.
Познание окружающих предметов детьми раннего возраста связано с развитием действий рук, поэтому указанные выше средства, по нашему мнению, будут способствовать развитию их мелкой моторики.
Тренировка движений пальцев рук детей улучшает не только двигательные возможности ребенка, но и обеспечивает развитие психических и речевых навыков. В свою очередь, формирование движений руки тесно связано с развитием двигательного анализатора и зрительного восприятия, различных видов чувствительности, пространственного ориентирования, координации движений и др.
Занятия изобразительного искусства должны способствовать развитию художественных способностей детей (способности к различным видам художественно-творческой деятельности: художественное видение мира, оригинальность восприятия, повышенный интерес к художественной деятельности, эстетическая позиция; способности к изобразительной деятельности: способность правильно оценить формы, пропорции, положение предметов в пространстве, светотеневая чувствительность, способность чувствовать выразительные функцию цвета, развитая образная воображение и память).
Лепка как вид детской художественно-продуктивной деятельности направлена на развитие перцептивной сферы ребенка, представлений о форме, строении, пропорциях, динамике и пластике предметов, реализацию естественной потребности ребенка в самостоятельной, инициативной, творческой активности, удовлетворении личных интересов в общении, игре, познании скульптуры как интересной сферы человеческой культуры. Ребенок с помощью мягких изобразительных материалов (глина, пластилин, воск, парафин, тесто для лепки и др.) создает объемные образы полной или частичной трехмерности, имеющих высоту, ширину, толщину.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ УМЕНИЙ В ЛЕПКЕ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Рассмотрение проблемы формирования технических умений в лепке у детей дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях
Своеобразие лепки как одного из видов изобразительной деятельности заключается в объемном способе изображения. Дети делают множество открытий и создают интересный, порой оригинальный продукт. И.М. Сеченов отмечал, что «телесную форму предметов руки определяют иначе, чем глаза, и определяют ее полнее благодаря тому, что ладони рук мы можем прикладывать к поверхностям предметов, руками мы ощупываем предметы со всех сторон, и в этих определениях очень большую роль играет разнообразное изменение формы ладонной поверхности, дающее возможность чувствовать углы, выпуклости, углубления и пр.» [12].
В лепке ребенок должен отразить материальные свойства тел — их объем, форму, плотность, фактуру, что отличает лепку от других видов изобразительной деятельности. Это возможно лишь тогда, когда в опыте ребенка уже имеются осязательные следы, так как зрительное отражение этих качеств предмета в отличие от осязательного опосредованно.
Подробное зрительное представление о механических качествах вещей возникает путем многократности повторения в опыте человека видения предмета и его ощупывания. Для узнавания предмета детям дошкольного возраста достаточно лишь некоторых его общих признаков. Первым этапом в этом процессе является формирование восприятия, возникающего при обследовании натуры благодаря активной работе тактильного и зрительного анализатора. В работе педагогов часто рассматриваются вопросы, связанные с особенностью организации ориентировочной обследовательской деятельности (процесс обследования натуры должен быть педагогически организован и расчленен на этапы). На основе образа восприятия формируется образ — представление.
Для взрослого человека начало решения проблемы (ее осознание, поиск подходов) является самым трудным и мучительным, иногда приводящим к отчаянию. Ребенок же, в отличие от взрослого, не испытывает таких трудностей (если, конечно, над ним не довлеют жесткие требования взрослых). Он с легкостью и прежде всего практически начинает ориентировочную, порой даже не совсем осмысленную деятельность, которая, постепенно становясь более целенаправленной, увлекает ребенка поиском и часто приводит к положительным результатам (Н. Н. Поддьяков, Л. А. Парамонова, Г.В.Урадовских
Большое значение в изобразительной деятельности имеет освоение техническими умениями и навыками, которые играют важную роль во всестороннем развитии ребенка. Большое значение имеет и воспитание у них желания сделать работу понятной и интересной для других.
Дети испытывают удовлетворение от того, что их работа понравилась, что товарищи выразили свое одобрение, отметили ее. Но положительную оценку педагог дает по заслугам, т. е. за действительно хорошее качество, выразительность, красоту.
Овладение техническими навыками в изобразительной деятельности требует развития специальных движений руки, вместе с тем двигательная основа художественной деятельности имеет особое значение для детей дошкольного возраста, так как в этом возрасте дети совершенствуют освоение движений рук и орудийными действиями.
Освоение движений ребенком осуществляется под влиянием воспитателя. Особенно важно это влияние при овладении действиями с предметами и орудиями. Сталкиваясь с предметами, инструментами, орудиями, ребенок самостоятельно, без обучающего воздействия взрослого, не может раскрыть специфику их употребления. Развитие движений руки во многом зависит от овладевания орудиями и инструментами. [20]
Изобразительное движение руки при лепке связано с мышечно-двигательными ощущениями, восприятием самого движения кинестезически и зрительно: ребенок видит, как движется рука, и ощущает это движение. Если обратиться к истокам, то при восприятии движения и осознании мышечного ощущения у ребенка образуется представление о нем, и на этой основе строятся исполнительные действия, образуется, условно говоря, мышечная память движения, накапливается двигательный опыт. В связи с этим первый момент показа действия педагогом очень важен, так как он кладет начало изображению.
В лепке следует развивать такие движения рук, которые позволяли бы детям преобразовывать комок глины, пластилина, получать поделки разнообразной формы. Дети постепенно учатся отщипывать маленькие комочки глины от большого, скатывать их прямыми движениями (палочки, цилиндры и т. п.), кругообразными (шарики, ягодки, мячи и т. д.). Их учат различным приемам лепки: сплющивать комочки, вдавливать, оттягивать мелкие части и детали изображения, лепить по частям и из целого куска, использовать стеки. Благодаря этому дети получают возможность передавать более тонкие особенности формы предмета (выпуклости, углубления).
Овладение техникой лепки способствует развитию движений руки, позволяет создавать разнообразные предметы, изображать несложные сценки из жизни, из сказок. [21]
В исследованиях В. П. Зинченко и А. Г. Рузской обнаружилось, что правильность узнавания фигуры находится в тесной зависимости от соответствия особенностям фигуры движений, которые производит рука или глаз ребенка в процессе предшествующего ознакомления с ней.