Воспитание и обучение детей с ЗПР Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Формирование связной монологической речи у дошкольников с задержкой психического развития

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Оглавление
Введение. 2
Глава 1. Теоретическое
обоснование проблемы развития и коррекции связной монологической речи у детей
старшего дошкольного возраста с ЗПР. 5
1.1.   Связная монологическая речь: понятие, особенности
формирования в дошкольном возрасте. 5
1.2.   Особенности развития связной монологической речи у детей
дошкольного возраста в норме и с ЗПР. 10
1.3. Педагогические
средства коррекции нарушений в формировании связной монологической речи у
детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. 18
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по изучению особенностей
навыков связной речи у детей дошкольного возраста с ЗПР. 24
2.1 Методики проведения
экспериментального исследования по изучению уровня сформированности связной
монологической речи. 24
Заключение. 34
Список литературы. 37

  

Введение:

 

Среди важнейших задач
коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с задержкой психического
развития — формирование связного монолога. Владение связной монологической
речью — важнейшее достижение в речевом воспитании дошкольников. Формирование
связности речи включает в себя умение строить высказывания разных типов:
повествование (описание событий в движении и во времени), описание (мир в
статике), рассуждение (установление причинно-следственных связей).

Развитие связной речи у ребенка происходит
в тесной связи с развитием других ее аспектов: фонетического, лексического,
грамматического (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А., Д.Б.
Эльконин). В каждой из этих сторон есть ядро ​​программы, узловое образование,
которое влияет на организацию речевого высказывания и связано с формированием
связной речи у дошкольников. Анализ исследований и практики показывает, что
дети с задержкой умственного развития испытывают значительные трудности в
овладении навыками связной контекстной речи.

Детям с умственной отсталостью сложно
программировать содержание подробных утверждений и дизайн своего языка. Их
высказывания (повествования, различные типы рассказов) характеризуются измененной
последовательностью, последовательностью изложения, семантическими упущениями,
ярко выраженной «немотивированной» ситуативностью и фрагментацией, низким
уровнем используемой фразировки и т. Д. особенности речевого развития детей с
задержкой психического развития (И.Ю. Борякова, В.А.Ковщиков, Ю.Р. Демьянов,
Р.И. Лалаева, И.А. Исследователи отмечают задержку речевого развития, позднее
наступление периода детского творчества, задержку периода работы неологизмов,
низкой речевой активности, бедности и недифференцированной лексики.

Актуальность
исследования состоит в том, что вопросы формирования
монологической формы связной речи изучены в целом, но вместе с тем стоит
отметить, что актуальных проблем еще много, недостаточно изученных. Они
охватывают вопросы обучения монологам-описаниям, непротиворечивым высказываниям
типа рассуждений. Системной методики обучения монологической речи и развития
связной структуры речи у старших дошкольников с задержкой умственного развития
не существует.

Цель
исследования: провести анализ формирования связной
монологической речи у дошкольников с задержкой психического развития.

Объект
исследования: —  связная монологическая речь
дошкольников с ЗПР.

Предмет
исследования: педагогические условия формирования
связной монологической речи у детей дошкольного возраста с ЗПР.

Задачи
исследования:

1. Изучить монологическую речь у детей
дошкольного возраста с ЗПР: понятие, особенности формирования в дошкольном
возрасте.

2. Особенности развития монологической
речи у детей дошкольного возраста в норме и с нарушением интеллекта.

3. Рассмотреть педагогические средства
коррекции нарушений в формировании монологической речи у детей дошкольного
возраста с нарушением интеллекта.

4. Рассмотреть методики диагностики уровня
развития монологической речи.

Методологическая основа исследования:
положения общей и специальной психологии о закономерностях развития нормальных
и аномальных детей, положения о гуманизации интегративных процессов, о
коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса в специальных
учреждениях, исследования, описывающие особенности развития, а также специфику
обучения и воспитания детей с задержкой психического развития.

Методы исследования: теоретический анализ,
констатирующий эксперимент, количественный и качественный анализ
экспериментальных данных.

База исследования: Детский сад
компенсирующего вида в г. Сургут «Ивушка».

Практическая значимость исследования
состоит в том, что описана специфика работы по активизации связной
монологической речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой
психического развития, разработаны методические рекомендации для педагогов
дошкольных образовательных организаций.

Курсовая работа состоит из Введения, двух
глав, Заключения и списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Заключение

В начале курсовой работы было сказано,
что
вопросы формирования монологической формы связной речи в целом изучены, но в то
же время стоит отметить, что и сегодня остается ряд недостаточно изученных
актуальных проблем. К ним можно отнести вопросы обучения монологам-описаниям,
связным высказываниям типа рассуждений. Нет системной методики обучения
монологической речи и развития структуры связного высказывания у старших
дошкольников с задержкой психического развития.

Целью исследования стал анализ
формирования связной монологической речи у дошкольников с задержкой
психического развития.

Объектом исследования: процесс развития и
коррекции связной монологической речи у детей с задержкой психического развития

Предметом исследования: специфика работы
по активизации связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста
с задержкой психического развития.

В первой части курсовой работы нами была
изучены теоретические аспекты развития монологической связной речи у детей с
задержкой психического развития.

У детей с ЗПР недостаточно
сформированы регулирующая и планирующая функции речи. В свободных высказываниях
преобладают простые распространенные предложения, почти не употребляются
сложные конструкции. Понимание обращенной речи значительно развивается и приближается
к норме. Ф. А. Сoхин считает, что детям с задержкой в развитии доступна
простота диалогической речи. При изложении своих мыслей дети допускают много
ошибок в построении предложений, особенно сложных. Формирование связной речи у
детей с ЗПР приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных
мероприятий. Организация обучения детей с задержкой психического развития
предполагает формирование умений планировать собственное высказывание,
самостоятельно ориентироваться в условиях речевой ситуации, самостоятельно
определять содержание своего высказывания.

Итак, анализ литературы позволил сформулировать следующие выводы:

1) Речь относится к числу
психических функций, принципиально отличающих человека от других представителей
животного мира. Одной из наиболее существенных проблем является проблема
отношения языка, речи и мышления. Этот момент рассматривается психологией в
тесном взаимодействии с языкознанием.

2) Язык — средство
общения, а речь — сам процесс общения. Речь — специфически человеческая
психическая функция, которую можно определить как процесс общения посредством
языка. Согласно общим психологическим представлениям речь, как и все высшие
психические функции человека, является продуктом длительного культурно —
исторического развития. Формируясь у ребенка по мере овладения языком, речь
проходит несколько этапов развития, превращаясь в развернутую систему средств
общения и опосредования различных психических процессов.

3) Речь возникает при
наличии определенных биологических предпосылок и прежде всего нормального
созревания и функционирования центральной нервной системы. Однако речь является
важнейшей социальной функцией, поэтому для ее развития одних биологических
предпосылок недостаточно, она возникает только при условии общения,
коммуникации.

4) Взаимоотношения языка,
речи и мышления являются важнейшим аспектом психологических знаний. Мышление
развивается у человека в тесной связи с речью, используя средства языка,
мышление, возникает в процессе труда и оформляется речью, поэтому оно является
общественно обусловленным процессом познавательной деятельности личности.

5) Различают виды речи:
внешнюю и внутреннюю, сенсорную и экспрессивную, письменную и устную, а также
формы: монолог, диалог.

6) Связная монологическая
речь является наиболее сложным видом речи. Она формируется в онтогенезе позже,
чем диалогическая речь и требует достаточно высокого уровня развития
познавательной деятельности ребёнка.

7) Выделяют следующие
свойства монологической речи: связность, логическую последовательность и
полноту изложения мысли и фактов, их композиционную законченность.

8) Для детей с ЗПР
характерны разнообразные нарушения, отклонения психической, личностной и
речевой сфер.

9) Речь детей с задержкой
психического развития отличается от речи детей с нормальным развитием. Для них
характерна обедненность активного словарного запаса, обусловленная
ограниченностью их знаний и представлений об окружающем мире. Бедность,
неточность словарного запаса приводит к трудностям нормального формирования
процессов связной речи.

Во второй части курсовой работы нами
спланировано экспериментальное исследование проходит на базе Детский сад
компенсирующего вида в г. Сургут «Ивушка» № 27.

В «Ивушке» реализовываются:

— основная общеобразовательная программа; — адаптированная общеобразовательная
программа для детей с задержкой психического развития (с 4 до 8 лет);

— адаптированная основная образовательная
программа для детей с тяжёлым нарушением речи (с 5 до 7 лет).

Сроки исследования: с ноября по апрель
2020 – 2022 года. Выборку составили 10 детей 6–7 лет с ЗПР, посещающие
коррекционные группы старшего возраста для детей с ЗПР детского сада «Ивушка» №
27.

Цель: изучение развития связной монологической
речи у дошкольников с задержкой психического развития.

В процессе формирующего
эксперимента нами проведен констатирующий этап эксперимента, в ходе которого
нами подобраны методики по выявлению уровня развития монологической

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы развития и
коррекции связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с
ЗПР

1.1. Связная монологическая речь: понятие, особенности
формирования в дошкольном возрасте

Речь человека — показатель его интеллекта и культуры. Сама по себе
она не возникает, но является неотъемлемой частью общения. [15]

В связной речи понятие монологической речи занимает центральное
место.

Исследователь Леонтьев считает, что монологическая речь имеет
некоторые особенности: [15]

1. Монологическая речь — это развернутый тип речи, поскольку мы

вынуждены не только называть предмет, но и описывать его, если

слушатели раньше не знали о теме выступления.

2.Монологичная речь — произвольный тип речи. Говорящий
намеревается выразить содержание, должен выбрать адекватную языковую форму для
этого содержания и построить на ее основе высказывание.

Мы будем опираться на понятие монологическая речь – это активный
вид речевой деятельности, который рассчитан на донесение информации до
слушателей одним лицом, это сложная форма высказывания, которая используется
целенаправленно для воздействия на аудиторию и при этом является невербальным
средством общения, в отличие от диалога. Структуру текста выстраивает
выступающий человек, определяя необходимость использования языковых средств и
композицию.

Основная задача развития связной речи — совершенствование
монологической речи.

Приступать к развитию монологической речи необходимо с 2 лет в
процессе чтения и разучивания детских стишков, анекдотов. С 4 лет детям
доступны такие типы монологов, как описание и повествование.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы