Курсовая с практикой на тему формирование связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития с использованием серии сюжетных картин
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы развития монологической речи у старших дошкольников с задержкой психического развития 8
1.1. Понятие «монологическая речь». Развитие монологической речи в онтогенезе 8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с ЗПР 11
1.3. Особенности развития монологической речи у старших дошкольников с задержкой психического развития 18
1.4. Серии сюжетных картин как средство развития монологической речи у старших дошкольников с задержкой психического развития 21
Выводы по главе 1 25
Введение:
Изучение и формирование связной речи привлекает внимание специалистов различных областей знания: психологов, лингвистов, методистов, дефектологов, логопедов. Это определяется тем, что связная монологическая речь является высшей формой речемыслительной деятельности и, следовательно, определяет уровень не только речевого, но и умственного развития ребенка. Нарушения связного речевого высказывания многоаспектно изучены и описаны у различных категорий аномальных детей.
Применительно к детям с речевой патологией дошкольного возраста данный аспект коррекционно-педагогической работы нуждается в оптимизации.
Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Владение родным языком — это не только умение правильно построить предложение. Ребенок должен научиться рассказывать: не просто называть предмет, но и описать его, рассказать о каком-то событии, явлении, о последовательности событий. Такой рассказ должен состоять из ряда предложений и характеризовать существенные стороны и свойства описываемого предмета, события должны быть последовательными и логически связанными друг с другом, то есть речь ребенка должна быть связной. Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения. В формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. Чтобы связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа (предмет, событие), уметь анализировать, отбирать основные (для данной ситуации общения) свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями. Для достижения связности речи необходимо также умело использовать интонацию, логическое (фразовое) ударение, подбирать подходящие для выражения данной мысли слова, уметь строить сложные предложения, использовать языковые средства для связи предложений. У детей с нормой речевого развития в старшем дошкольном возрасте связная речь достигает довольно высокого уровня. Это очень важно для дальнейшего успешного обучения в школе, для всестороннего развития личности ребенка.
Психолого-педагогические исследования по коррекционной педагогике показывают, что в настоящее время наблюдается устойчивая тенденция к увеличению числа детей с задержкой психического развития. При ЗПР наблюдаются различные сложные речевые расстройства, когда у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. В тоже время одним из важных показателей готовности детей к школьному обучению является уровень сформированности связной монологической речи. Этим обусловлена актуальность проблемы коррекции недостатков развития навыков связной монологической речи у детей с ЗПР.
При обучении составлению рассказа по серии сюжетных картин формируется у детей умение развивать сюжетную линию, придумывать название рассказу в соответствии с содержанием, соединять отдельные предложения и части высказывания в повествовательный текст. При обучении составлению рассказа по серии сюжетных картин ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии, связывая их в один рассказ. Дети учатся рассказывать в определенной последовательности, логически связывая одно событие с другим, овладевают структурой повествования. Коррекционно-педагогическая работа по формированию связной монологической речи с использованием серии сюжетных картин является важной составляющей гармоничного развития ребенка и формирования готовности к обучению в школе.
В первую очередь важность речевого воспитания обуславливается социальной значимостью и ролью речи в формировании личности. Так, именно в процессе развития речи происходит реализация основной, коммуникативной, функции языка. В рамках социализации приоритетным направлением выступает познавательное и речевое развитие дошкольников, которое является важным условием для вхождения ребенка в социум.
Отметим, что речевое развитие является одним из средств формирования личности ребенка. Такое положение подтверждает в своих трудах Л.С. Выготский, отмечая, что становление личности имеет непосредственную связь с овладением речью, в процессе чего изменение взаимоотношений с окружающими перестраивает отношение ребенка к людям и самому. Такие педагоги и психологи как Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин и др. в своих исследованиях говорят о том, что в старшем дошкольном возрасте у ребенка происходит развитие осмысленного восприятия, что позволяет им понимать произведение и развивать тем самым связную речь.
В процессе проведения экспериментальной работы в дошкольном учреждении были выявлены некоторые противоречия, среди которых следующие:
1. Независимо от того, что в теории существует множество исследования по проблеме развития связной речи, на практике в ДОУ они не используются в полной мере.
2. Использование серии сюжетных картин представляет собой эффективное средство развития монологической речи у дошкольников с задержкой психического развития, однако их недостаточно используют для этой цели в ДОУ.
Таким образом, наблюдается противоречие между потребностью практики в оптимизации коррекционно-педагогической работы по формированию связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитие речи и недостаточной методической разработанностью данного вопроса на современном этапе. Данное противоречие определило тему нашего исследования: «Формирование связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития с использованием серии сюжетных картин».
Объектом исследования является процесс развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Предметом исследования является коррекционно-педагогическая работа по формированию связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития с использованием серии сюжетных картин.
Цель исследования – теоретически обосновать и разработать методические рекомендации, направленные на развитие связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития с использованием серии сюжетных картин.
Поставленная цель исследования предполагает необходимость решить следующие задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развитие связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
2. Выявить особенности и определить уровень сформированности монологической речи у детей дошкольного возраста с ЗПР.
3. Разработать методические рекомендации по формированию монологической речи у детей дошкольного возраста с ЗПР с использованием серии сюжетных картин.
Гипотеза исследования:
Формирование связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ЗПР будет более успешным, если:
— учитывать особенности и уровень сформированности связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ЗПР;
— осуществлять целенаправленную коррекционно-педагогическую работу с использованием серии сюжетных картин.
Теоретико-методологической основой исследования послужили:
— концепция речевой деятельности как сложного системного функционального единства (Г.В. Ахутина, А.Р. Лурия);
— учение о поэтапном формировании умственных действий (П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин);
— принцип единства диагностики и коррекции развития (Л. С Выготский, Р.Е. Левина);
— проблемы развития связной речи у дошкольников с задержкой психического развития речи (Т.А. Власова, О.Е. Громова, М.С. Певзнер, В.П. Глухов, Н.С. Жукова, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, Т.А. Ткаченко Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, А.В. Ястребова).
Методы исследования: аналитический обзор общей и специальной психолого-педагогической и методической литературы; изучение медико-педагогической документации; констатирующий, формирующий эксперименты; количественный и качественный анализ экспериментальных данных.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Во введении обосновывается актуальность исследования, степень изучения темы, определены проблема, противоречие, объект, предмет и цель исследования, сформированы задачи и гипотеза, методы исследоваания, раскрывается теоретико-методологическая основа, теоретическая и практическая значимость.
В первой главе «Теоретические основы развития монологической речи у старших дошкольников с задержкой психического развития», раскрывается развитие монологической речи в онтогенезе. Рассмотрена психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с ЗПР, Особенности развития монологической речи у старших дошкольников с ЗПР, изучены Серии сюжетных картин как средство развития монологической речи у старших дошкольников с задержкой психического развития.
Во второй главе «Экспериментальное изучение особенностей монологической речи у старших дошкольников с задержкой психического развития» описан констатирующий эксперимент: цели, задачи и методики исследования. Представлен анализ результатов экспериментального исследования, определен уровень развития способности составлять законченное высказывание на уровне фразы, составление предложения по сюжетным картинам. Разработаны методические рекомендации для педагогов по развитию монологической речи у старших дошкольников с задержкой психического развития с использованием серии сюжетных картин.
В заключении сформулированы и представлены выводы, в которых обобщены все полученные результаты в соответствии с поставленными целями и задачами исследования.
Заключение:
Выводы по главе 1
1. В настоящее время в теории и практике дошкольной коррекционной педагогики и психологии поднимается вопрос о создании психолого-педагогических условий развития связной речи детей дошкольного возраста. Развитие личности ребенка не может протекать отдельно от воспитания у него правильной речи. Человек не рождается со сложившейся речью, а однозначного ответа на определение времени и причин появления правильного и четкого произношения звуков и связывания слов между собой, последовательного изложения своих мыслей у ребенка, не существует. Поэтому процесс овладения речью является достаточно сложным и психически многосторонним, когда появления и дальнейшее развитие речи опирается на множество факторов.
2. Задержка психического развития считается одной из самых распространенных форм психической патологии детского возраста. Зачастую она обнаруживается с началом обучения ребенка в подготовительной группе дошкольного учреждения или в начальной школе, особенно заметна становится к возрасту 7-10 годам, так как именно в этот период существуют большие диагностические возможности. Задержка психического развития изначально может различаться по своей этиологии и патогенезу, при этом симптоматика проявления зачастую общая, которая заключается в нарушениях степени сформированности речи, нарушении основных психических функций, негрубых нарушениях познавательной деятельности, а также в нарушении развитии личности.
3. В старшем дошкольном возрасте у ребенка начинается формирование монологической речи. Дальнейшее ее развитие приходится уже на школьный возраст. Однако в дошкольный период дети постепенно начинают более эффективно использовать ситуативную или контекстную речь в зависимости от условий и характера общения. Однако для детей с задержкой психического развития характерно отставание в формировании связной монологической речи.
4. Использование такого средства как серия сюжетных картин при формировании монологической речи у детей с задержкой психического развития оказывает эффективное влияние на познавательное развитие дошкольников, способствует формированию у них речемыслительной деятельности, активизирует зрительное, слуховое и тактильное восприятие, память и воображение.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы развития монологической речи у старших дошкольников с задержкой психического развития
1.1. Понятие «монологическая речь». Развитие монологической речи в онтогенезе
Многие исследования современной лингвистики и психолингвистики предлагают характеристику связной речи и особенностей ее развития. Общим пониманием связности речи относительно разных видов развернутых высказываний, считается совокупность тематически соединенных отрезков речи, которые имеют тесную взаимосвязь и характеризуются единым смысловым и структурным целым [29].
Такой исследователь как Н.Л. Ерастов указывает, что «связная речь в широком понимании представляет собой единицу речи, составные языковые компоненты которой характеризуют логически и грамматически организованное по законам конкретного языка единое целое» [15, с. 60]. Тем самым автор говорит о том, что любое самостоятельное и отдельное предложение может выступать разновидностью связной речи.
Среди исследователей, которые изучали вопросы развития связной речи в дошкольном возрасте, принято выделять таких педагогов, психологов и логопедов как В.П. Глухов, А.Н. Гвоздев, Н.Л. Ерастов, Ф.А. Сохин и пр.
По мнению Ф.А. Сохина в связной речи определяются все достижения дошкольников в овладении родным языком, поскольку в ней отражается уровень усвоения звуковой культуры речи, словарный запас и грамматический строй языка. Тем самым, особенности построения детьми высказываний говорит об общем уровне речевого развития ребенка. Однако «связная речи является наиболее сложной формой речевой деятельности, поскольку имеет характер последовательного систематического развернутого изложения» [29, с.132].
Сформированность навыка связного монологического высказывания показывает уровень психического и личностного развития ребенка. При этом, отмечается, что становление связной речи протекает постепенно, характеризуется развернутостью во времени. Исследователи установили, что основы будущей связной речи закладываются у детей с раннего возраста, опираясь на эмоциональное общение с взрослыми. В процессе развития речи, к 4-5 годам, она становится более развернутой и грамматически верной. В связи с этим можно выделять несколько этапов становления речи.