Курсовая с практикой на тему Формирование стереотипов в раннем детстве и их проекция на последующие этапы развития личности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы стереотипов в раннем возрасте и их взаимосвязь с развитием личности 5
1.1 Стереотипы: источники, функции, этапы формирования 5
1.2 Особенности развития ребенка в раннем детстве 10
1.3 Взаимосвязь стереотипов и развития личности 15
Глава 2. Анализ особенностей формирования поролевых стереотипов ребенка 18
2.2 Интерпретация результатов эксперимента 19
2.3 Разработка рекомендаций родителям и игровых занятий с детьми на основе результатов эксперимента 23
Заключение 27
Список использованной литературы 28
Введение:
Актуальность. Формирование основных качеств личности начинается планомерно и целенаправленно с первых лет жизни. Немаловажное значение имеет при этом воспитание у детей правильных личностных взаимоотношений и, в частности, тех, которые составят основу будущих семейных отношений.
На важность решения этих вопросов указывали педагоги и психологи. По мнению А. С. Макаренко, В. А. Фрейда, Сухомлинского, Б. Спока, А. Фромма, Б. И. Кочубея, О. Лосевой большое значение в развитии нормальных семейных отношений имеет дошкольный возраст, когда дети, воспитываясь в семье, приобретают те черты будущих семьянинов, которыми наделены их родители.
Именно ранний возраст возраст является сенситивным периодом в формировании представлений о своих правах и обязанностях как сына, мужа и отца, члена семьи соответственно — дочери, жены, матери.
Цель исследования – выявить уровень сформированности стереотипов у детей раннего возраста, методом наблюдения, беседы и проективной диагностики, и разработать ряд мероприятий для коррекции недостатков, рекомендации для родителей.
Задачи исследования:
1. Определить понятие стереотипа: источники, функции, этапы формирования;
2. Охарактеризовать особенности развития ребенка в раннем детстве;
3. Изучить взаимосвязь стереотипов и развития личности;
4. Проанализировать особенности формирования поролевых стереотипов ребенка.
Методы исследования: теоретическое изучение литературы, проективная диагностическая методика, устный опрос, наблюдение.
База проведения исследования – ДОУ № 61, младшая группа. Средний возраст испытуемых составил 3-5 лет. Группа испытуемых – в количестве 3-х человек.
Практическая значимость нашего исследования заключается в том, что результаты данной работы можно использовать для практической деятельности в работе воспитателей и психологов детских дошкольных учреждений, а также для статистических данных и научных работ.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
Заключение:
Стереотип — слово, традиционно имеющее негативную окраску, потому люди стараются его избегать, заменяя на более благозвучные аналоги, например, на норму. Однако, смысл от этого не меняется — родители требуют от своих детей того, что отвечает их, взрослых людей, представлениям о нормальном и правильном.
Стереотипы в раннем возрасте принято делить на:
Гендерные (поролевые);
Социальные;
Личные.
Нами было проведено исследование гендерных (поролевых) стереотипов в раннем возрасте.
Из результатов экспериментальной диагностики, бесед с детьми и наблюдения за их игрой, мы сделали соответствующие выводы. Соединив эти выводы и анализ прочитанной в ходе работы литературы, можно заключить, что многие дети не имеют представления об отличительных чертах, свойственных полу, о роли, которую играют в семейной жизни мужчина и женщина – по одной причине: недостаточно полноценные, эмоционально-теплые отношения с родителями.
Поэтому, мы надеемся, что практическая значимость нашей работы будет заключаться в том, что выработанные нами принципы работы по повышению уровня сформированности у дошкольников полоролевой идентификации, послужат основой для построения работы по этой проблеме для родителей, педагогов и психологов дошкольных учреждений.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы стереотипов в раннем возрасте и их взаимосвязь с развитием личности
1.1 Стереотипы: источники, функции, этапы формирования
В переводе с древнегреческого языка, слово стереотип – это «объемный отпечаток». В настоящее время Стереотип — это устоявшееся представление о чем угодно, шаблонное восприятие реальности [11]. Термин «стереотип» принадлежит Уолтеру Липпману. Из значения «отпечаток» в типографии. Он исследовал технологию воздействия на сознание под действием стереотипов. Синонимы: установка, потребность, мотив, образ, имидж, прогнозируемое ожидание.
Стереотипы – неотъемлемые компоненты массового сознания. Они помогают человеку воспринимать информацию и ориентироваться в ней.
Стереотипы закладываются глубоко в подсознание, становясь автоматическими суждениями, ведущими к автоматическим действиям. Упомянутый феномен начинает формирование еще в детском возрасте индивида, прививаясь окружающими – сверстниками, воспитателями, учителями, семьей и так далее [6].
Думая определенным образом в ряде различных ситуаций, попадая в них, человек не тратит лишнюю энергию на анализ. Реакция возникает мгновенно, не нуждаясь в регуляции. Если говорить об экономии психических ресурсов, то это даже удобно. Стереотипы делают мир более последовательным и предсказуемым, и это уменьшает уровень врожденной тревожности. Это одна из редких позитивных сторон явления.
В мире регулярно происходят изменения, и временами привычное мышление ставит нас в неловкую или неоднозначную ситуацию. Пример: древние люди жили с убеждением, что человек, имеющий иной цвет кожи – чужак, представляющий опасность. С потенциальным недоброжелателем расправлялись варварским способом или брали в плен. Отголоски стереотипа существуют поныне, ведя к расизму и прочим неприятным явлениям.
Источники формирования стереотипов [16]:
1. индивидуальная социокультурная среда. Стереотип воспринимается умом, важна рациональная составляющая.
2. коллективно-бессознательный уровень. Человек — как субъект различных межличностных отношений. Важен эмоционально – чувственный уровень.
3. воздействие СМИ с помощью манипуляции общественным мнением.
Манипуляция — особая форма управления другим человеком с целью принятия им определённых решений и совершения каких-либо действий, необходимых тому, кто этим человеком управляет [8].
Происхождением слово «манипуляция» обязано латинскому языку, «manus» буквально означает — рука. В старых словарях слово манипуляция обозначает умелое, «сноровистое» обращение с какими-либо объектами с помощью ловкости рук. Поскольку сегодня в качестве таких объектов выступают живые люди, то слово приобрело переносный смысл.
2. Воспринимаемые сходства и различия.
При делении людей на группы возникает эффект однородности чужой группы – появления ощущения, что все они «на одно лицо» и не похожи на нас и на «нашу» группу. Так как нам обычно нравятся люди, похожие на нас самих, и не нравятся те, кого мы воспринимаем как непохожих на нас, то в результате возникает расположенность в пользу своей группы. Когда же речь идет о нашей группе, мы более склонны замечать различия. Например, жители центральной России не различают многообразие национальностей Северного Кавказа или Средней Азии.
3. Отличительные особенности.
Источниками стереотипов могут быть необычные люди или неординарные, экстремальные события, которые настолько завладевают нашим вниманием, что искажают суждения [2].
Необычные люди: доводилось ли вам оказываться в положении единственного представителя своего пола, расы или национальности? Если «да», то ваше отличие от других, возможно, сделало вас более заметным и превратило в объект всеобщего внимания. Единственный мужчина среди женщин или единственная женщина среди мужчин кажутся более заметными, а их достоинства или недостатки преувеличиваются. Пример из советской психиатрии, когда православный юноша был признан психически больным и не пригодным для службы в армии.
Неординарные случаи. Благодаря нашей чувствительности к ярким событиям совпадение во времени двух таких событий становится особенно заметным, более заметным, чем когда каждое из них происходит само по себе, в отрыве от другого. СМИ лишь подпитывают этот феномен. Напомню о прогнозах по поводу конца света при вступлении в ХХ1век. От желтой прессы до солидных изданий отметились в этой теме. Землетрясения, цунами, техногенные катастрофы рассматривались как предвестники конца света. Был и мистический пласт в теме: откровения Нострадамуса, Ванги.
Атрибуция: Предрасположенность в пользу своей группы.
Атрибуция – это когнитивный процесс понимания и объяснения поведения других людей и своего собственного.
Ошибки атрибуции делают нас пристрастными при толковании поведения членов собственной группы. Мы не торопимся осуждать их поступки, а наоборот, подыскиваем самые лестные для них объяснения: «Она пожертвовала деньги, потому что у нее доброе6 сердце. Он отказался, но при сложившихся обстоятельствах у него не было иного выхода».
Феномен справедливого мира: