Курсовая с практикой Педагогика/Психология Дошкольная дефектология

Курсовая с практикой на тему Формирование социально-бытовых навыков у дошкольников с нарушениями зрения.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОПРОСА ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ 5
1.1 Проблема освоения социально-бытовых навыков детьми с нарушениями зрения 5
1.2 Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с нарушениями зрения 7
1.3 Возможности формирования социально-бытовых навыков у дошкольников с нарушениями зрения 10
2 ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ У УСЛОВИЯ ДОО 16
2.1 Основные направления работы специалистов ДОО по формированию социально-бытовых навыков у дошкольников с нарушениями зрения 16
2.2 Анализ передового опыта ДОО по формированию социально-бытовых навыков у дошкольников с нарушениями зрения 19
2.3 Рекомендации для педагогов и родителей по формированию социально-бытовых навыков у дошкольников с нарушениями зрения 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31

  

Введение:

 

Дошкольный возраст – один из важнейших этапов для психического развития человека. У детей формируется способность ориентироваться в ситуациях, возникающих в ходе социализации, подготовки к началу обучения, взаимодействий бытового характера. Именно поэтому перед родителями и сотрудниками дошкольных образовательных учреждений стоит задача в помощи детям в ходе этого процесса. Особенно это касается детей с нарушением зрения и другими ограничениями возможностей здоровья.
Цель исследования, проводимого в рамках выполнения данной работы, в изучении процесса формирования социально-бытовой ориентировки у дошкольников с нарушениями зрения. Актуальность поставленной задачи определяется в том числе и необходимостью в развития навыков самообслуживания дошкольников с нарушением зрения.
Зачастую на момент поступления в детский сад эти навыки не отвечают необходимым требованиям по причине отсутствия у родителей достаточных знаний по специфике воспитания детей с нарушением зрения. Такие проблемы, с которыми ребенок сталкивается в дошкольном возрасте, порождают множество проблем его дальнейшей социализации. Дети могут замкнуться в себе, получить психологическую травму и, в целом, отделить себя от общества, если не будут предприняты все необходимые меры со стороны работников учебных заведений и родителей.
Для достижения поставленной цели исследования были поставлены следующие задачи:
 изучить состояние проблемы освоения социально-бытовых навыков детьми с нарушениями зрения;
 оценить психолого-педагогические характеристики дошкольников с нарушениями зрения;
 рассмотреть возможности формирования социально-бытовых навыков у дошкольников с нарушениями зрения;
 провести обзор основных направлений работы специалистов ДОО по формированию социально-бытовых навыков у дошкольников с нарушениями зрения;
 проанализировать передовой опыт дошкольных образовательных организаций (далее – ДОО) по формированию социально-бытовых навыков у дошкольников с нарушениями зрения;
 выделить рекомендации для педагогов и родителей по формированию социально-бытовых навыков у дошкольников с нарушениями зрения.
Объектом исследования являются социально-бытовые навыки дошкольников с нарушениями зрения.
Предмет исследования – формирование социально-бытовых навыков у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения
Методы исследования – анализ методической и научной литературы по проблеме исследования; сбор и анализ результатов экспериментов.
Структура работы: введение, 2 главы, включающие 6 разделов, список литературы, состоящий из 15 позиций.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Развитие социально-бытовых навыков предполагает, что дошкольник по итогу усвоения будет способен самостоятельно выбирать линию поведения в различных ситуациях жизни как в пределах домашней и учебной деятельности, так и в коммуникативной и трудовой сфере жизни.
В ходе обучения социально-бытовым навыкам ребенка с нарушениями зрения требуется большой запас академических знаний и психологическая уравновешенность, поскольку точно будут и серьезные трудности, и большие успехи. И если на первых лучше не акцентировать внимание, то вторым нужно уделять время. Положительная оценка со стороны педагога или родителя, его живое участие – все это помогает ребенку получить мотивацию, необходимую для преодоления трудностей жизни с ограничениями по здоровью.
Поскольку особенностей нарушения зрения множество, каждый ребенок-дошкольник нуждается в индивидуальном подходе к развитию его социально-бытовых навыков. Это предполагает необходимость в обращении в специальные учреждения дошкольного образования, в которых дети проходят специальное социально-бытовое ориентирование с использованием программ, разработанным под их диагноз, темперамент и состояние психики.
В рамках выполнения исследования и написания курсовой работы была выполнена цель по изучению проблемы формирования социально-бытовых навыков у дошкольников с нарушениями зрения. Были рассмотрены и сделаны выводы о необходимости использования передовых практик обучения в дошкольных образовательных учреждениях для детей с нарушениями зрения.
Были выполнены следующие задачи:
 изучено состояние проблемы освоения социально-бытовых навыков детьми с нарушениями зрения;
 проведена оценка психолого-педагогических характеристик дошкольников с нарушениями зрения;
 рассмотрены возможности формирования социально-бытовых навыков у дошкольников с нарушениями зрения;
 проведен обзор основных направлений работы специалистов ДОО по формированию социально-бытовых навыков у дошкольников с нарушениями зрения;
 проведен анализ передового опыта дошкольных образовательных организаций по формированию социально-бытовых навыков у дошкольников с нарушениями зрения;
 выделены рекомендации для педагогов и родителей по формированию социально-бытовых навыков у дошкольников с нарушениями зрения.

 

Фрагмент текста работы:

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОПРОСА ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
1.1 Проблема освоения социально-бытовых навыков детьми с нарушениями зрения

Социально-бытовые навыки включают в себя знания и умения, которые связаны с поведением и общением в разных бытовых и социальных ситуациях. Такие знания и умения формирует воспитание и обучение в дошкольных учреждениях. Они включают в себя психологические и физиологические предпосылки, выносливость, целеустремленность, самостоятельность.
Содержание продуманной системы воспитания включает в себя знакомство с трудовой деятельностью человека. Это формирует у детей начальные представления о роли труда в обществе.
В систему воспитания входит практическая трудовая деятельность ребенка. В
ее ходе происходит формирование навыков и умений, воспитываются положительные нравственные качества людей [1].
Воспитание расширяет интересы детей и росту общего их развития, возникновению простых форм сотрудничества, формирует трудолюбие, ответственность, чувство долга [2].
В воспитании всех дошкольников большое значение имеет степень развития навыков поведения в быту и социуме. Эти навыки связаны с привычкой соблюдать правила личной гигиены, самообслуживанием, поддержанием порядка в помещениях группы и на участке, что воспитывает у детей аккуратность.
Общий перечень важных социально-бытовых навыков делится на 5 групп:
1. Уход за собой;
2. Прием пищи;
3. Ручной труд;
4.Элементарные движения;
5. Уход за помещением.
При снижении остроты зрения у человека возникают определенные особенности ориентации, как в бытовой, так и общественной сфере жизни. Подражание, как способ освоения нужных умений, у детей с нарушениями зрения не формируется, поскольку присутствует зрительный дефект.
Недооценивать роль знаний, навыков и умений, которые позволяют людям чувствовать себя независимыми и свободными в быту, нельзя, т.к. это может иметь отрицательные последствия в построении дальнейшей жизни ребенка с нарушениями зрения. Особенно важно учитывать это для организации социализации детей, растущих в условиях школ-интернатов, где они не имеют возможности в полной мере включаться в жизнь вне школы. И напротив, дети, воспитывающиеся дома, зачастую находятся под серьезной опекой, которая так же мешает им выработать необходимые навыки самостоятельной жизни [3]. Здесь большую роль играет постоянное присутствие в социуме ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Всем детям в равной степени необходимо взаимодействие с членами общества, обучение использованию своих прав и выполнению установленных обязанностей, ведению полноценной жизни. Так, для преодоления трудностей привития навыков уже многие годы применяются методы вовлечения ребенка в деятельность взрослых людей.
Развитие личности – трудный и многоаспектный процесс. При том, что, чем раньше начнется знакомство ребенка с обществом и его действительностью, тем проще и быстрее произойдет в будущем понимание окружающего мира. Те возможности, которые упускаются в дошкольный период, в дальнейшем могут быть восполнены с гораздо большими усилиями. Часть из них и вовсе не восполняется [3]. Программы обучения и воспитания детей, у которых наблюдается нарушение зрения, в специальных коррекционных учреждениях, нацелены на их социальную адаптацию.
Освоение социально-бытовых навыков делает социально-психологическую адаптацию детей с нарушением зрения к условиям жизни более простой. Самостоятельно овладеть специфическими навыками и приемами действий для таких детей не представляется возможным. Стоит отметить, что по свидетельства множества слабовидящих людей можно судить о том, что порой они нуждаются в развитии этих навыков даже в большей степени, чем слепые.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы