Специальное образование Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Формирование социально-бытовых навыков у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования СБН детей дошкольного возраста с ЗПР 7
1.1. Социально-бытовые навыки, как вид трудовой деятельности 7
1.2. Формирование социально-трудовых навыков дошкольников с ЗПР………………………………………………………………………………..10
Глава 2. Изучение уровня сформированности навыков социально-бытовых навыков дошкольников с ЗПР 17
2.1. Организация и методы исследования 17
2.2. Результаты исследования 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 38
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 39

  

Введение:

 

ВВЕДЕНИЕ

Учебными планами воспитательно-образовательных учреждений для детей с нарушением интеллектуального развития предусмотрены коррекционные занятия, направленные на преодоление вторичных отклонений в развитии детей, а также на формирование рациональных способов познания окружающего мира, ориентировки и жизни в нем.
В настоящее время воспитательно-образовательные учреждения обеспечены программами, в которых отражено содержание коррекционных курсов и минимальный объем знаний, навыков и умений, которыми должны овладеть дети с различными интеллектуальными нарушениями. Вместе с тем методическое обеспечение некоторых коррекционных занятий крайне неудовлетворительно, что отрицательно сказывается на достижении их целей.
Исследования В.З. Денискиной, Н.А. Крыловой, Л.В. Рудаковой, Т.П. Свиридюк и др. показывают, что в одних случаях это приводит к игнорированию педагогическими коллективами занятий по формированию социально-бытовых навыков у детей с интеллектуальными нарушениями в общем, и детей с замедленным психическим развитием (ЗПР) в частности.
В основном, причина обусловлена тем, что в условиях ДОО коррекционного вида зачастую недостаточно внимания к соответствующим занятиям из-за трудностей их организации и незнания методик реализации программного содержания.
Исследования Т.П. Головина, М.И. Земцовой, Н.С. Костючек, Л.И. Плаксиной, Л.И. Солнцевой и В.И. Феоктистова, посвященные готовности детей с ЗПР, показали, что многие из поступающих в первый класс испытывают трудности в формировании социально-бытовых навыков (СБН).
Исходя из этого, проблема разработки методики и содержания занятий по формированию СБН как условия адекватного взаимодействия с окружающим миром дошкольников с ЗПР становится актуальной.
Однако остаются до сих пор комплексно неисследованными вопросы, посвященные содержанию коррекционно-развивающей работы по формированию СБН дошкольников с ЗПР.
На основании вышесказанного можно сформулировать проблему исследования: каковы особенности коррекционно-развивающей работы по формированию СБН детей дошкольного возраста с ЗПР?
Объект исследования – процесс формирования СБН детей дошкольного возраста с ЗПР.
Предмет исследования — содержание и методика коррекционных занятий по формированию СБН детей дошкольного возраста с ЗПР.
Цель исследования — разработать научно обоснованное содержание специального коррекционно-развивающего обучения по формированию СБН у детей дошкольного возраста с ЗПР.
Гипотеза исследования. Мы предположили, что специально организованное коррекционно-развивающее обучение может значительно повысить уровень СБН детей дошкольного возраста с ЗПР.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы были определены следующие задачи:
1. изучить особенности СБН, как средства формирования социальной компетентности у детей с ЗПР,
2. определить особенности обучения СБН дошкольников с ЗПР,
3. выявить цели, задачи, содержание коррекционно-развивающей работы по формированию СБН у детей дошкольного возраста с ЗПР,
4. провести исследование уровня сформированности СБН у детей дошкольного возраста с ЗПР.
Методы исследования. В исследовании использовались: теоретические и эмпирические методы, включающие аналитический обзор психолого-педагогической, психофизиологической и профессионально-педагогической литературы, программно-методических документов; диагностический, обучающий и контрольный эксперименты, реализуемые в индивидуальном и фронтальном вариантах. В процессе изучения особенностей формирования СБН дошкольников с ЗПР применяется метод длительного изучения одной и той же группы испытуемых.
Анкетирование родителей и детей; метод наблюдения; сравнительный анализ динамики, на основании структурированного интервью с родителями до начала работы в группах и после, ранжирование, качественный и количественный анализ.
Опытно-экспериментальной базой исследования стало ДООУ компенсирующего вида для детей с ЗПР. В исследовании принимали участие дошкольники с диагнозом ЗПР в количестве 20 человек.
Научная новизна данного исследования заключается в постановке и решении проблемы формирования СБН детей дошкольного возраста с ЗПР с целью их социальной адаптации и реабилитации. В исследовании:
— изучен механизм формирования СБН детей дошкольного возраста с ЗПР,
— реализован системно-структурный подход при обучении социально-бытовым навыкам детей дошкольного возраста с ЗПР,
— представлена коррекционно-развивающая система обучения по формированию СБН детей дошкольного возраста с ЗПР,
— разработан диагностический инструментарий, направленный на выявление СБН для детей дошкольного возраста с ЗПР.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что разработаны теоретико-методологические основы формирования СБН старших дошкольников с ЗПР, включающие основные концептуальные положения, принципы, цели, задачи и направления методической и коррекционной работы с данной группой в русле общей и специальной педагогики.
Практическая значимость исследования. Для обучения данной категории важно знать не только особенности их недостаточности, личностных качеств и возможности обучения, но и владеть методикой формирования СБН с целью преодоления имеющихся у них дефектов в деятельности.
Разработанные экспериментальные методы позволяют с достаточной достоверностью выявить особенности овладения знаниями и практическими СБН.
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, двух глав, выводов и списка литературы и приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Текст работы:

 

По результатам проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:
1. На основе теоретического анализа педагогической, психологической, научно-методической литературы было сформулировано теоретико-методологическое обоснование изучения проблемы формирования СБН у дошкольников с ЗПР. В работе доказывается, что формирование СБН у детей с ЗПР осуществляется на основе постоянного повседневного труда, в процессе игр и упражнений. Для этого необходимо использовать методы наглядности, словесные методы, игровые методы.
2. Формирование СБН у детей дошкольного возраста с ЗПР базируется на их психофизическом развитии, т.е. от состояния физического и психического здоровья ребенка и его степени развития напрямую зависит то, в каком объеме, какие именно навыки самообслуживания будем формировать у него, а главное какими методами и приемами будем пользоваться.
3. После проведения констатирующего эксперимента можно сделать вывод, что у детей с ЗПР, основные сложности вызывают такие навыки как: одевание, раздевание, умение заправлять за собой кровать, гигиенические навыки. Так же применены следующие методы эксперимента: беседа и наблюдение. Наблюдение осуществлялось за поведением ребенка в ДОУ и условиях семьи. Беседа проводилась с учителем и родителями.
Проведенное исследование позволило выделить особенности формирования СБН ориентировки у детей данной категории.
Эти особенности выражаются в пассивности детей, в недостаточной сформированности общей моторики, мелкой моторики, несформированной координации движений, в трудностях в понимании речи. Эти особенности можно объяснить отсутствием достаточного личного опыта детей, трудностями в ориентировке в пространстве.
4. Однако представленные сложности поддаются коррекции. В работе описаны три направления, которые были выделены нами на основе изучения трудов Е.Т. Смирновой: базовые культурно-гигиенические навыки, культура поведения за столом, самообслуживание. Рассмотрены цели, приемы, условия и эффективность каждого из подходов, на основании которых были разработаны специальные задания.
5. На контрольном этапе выявлено, что благодаря специальным заданиям, был получен ожидаемый результат: СБН у детей с ЗПР стали сформированы.
Проведенный нами анализ работы показал, что в настоящее время существует возможность для полного формирования у ребенка с ЗПР навыков трудовой деятельности и социально-бытовой ориентировки.
Таким образом, гипотеза, выдвинутая ранее: что специально организованное коррекционно-развивающее обучение может значительно повысить уровень СБН детей дошкольного возраста с ЗПР подтвердилась.
Цель, поставленная изначально, достигнута и гипотеза нашего исследования подтвердилась.

 

Заключение:

 

ВВЕДЕНИЕ

Учебными планами воспитательно-образовательных учреждений для детей с нарушением интеллектуального развития предусмотрены коррекционные занятия, направленные на преодоление вторичных отклонений в развитии детей, а также на формирование рациональных способов познания окружающего мира, ориентировки и жизни в нем.
В настоящее время воспитательно-образовательные учреждения обеспечены программами, в которых отражено содержание коррекционных курсов и минимальный объем знаний, навыков и умений, которыми должны овладеть дети с различными интеллектуальными нарушениями. Вместе с тем методическое обеспечение некоторых коррекционных занятий крайне неудовлетворительно, что отрицательно сказывается на достижении их целей.
Исследования В.З. Денискиной, Н.А. Крыловой, Л.В. Рудаковой, Т.П. Свиридюк и др. показывают, что в одних случаях это приводит к игнорированию педагогическими коллективами занятий по формированию социально-бытовых навыков у детей с интеллектуальными нарушениями в общем, и детей с замедленным психическим развитием (ЗПР) в частности.
В основном, причина обусловлена тем, что в условиях ДОО коррекционного вида зачастую недостаточно внимания к соответствующим занятиям из-за трудностей их организации и незнания методик реализации программного содержания.
Исследования Т.П. Головина, М.И. Земцовой, Н.С. Костючек, Л.И. Плаксиной, Л.И. Солнцевой и В.И. Феоктистова, посвященные готовности детей с ЗПР, показали, что многие из поступающих в первый класс испытывают трудности в формировании социально-бытовых навыков (СБН).
Исходя из этого, проблема разработки методики и содержания занятий по формированию СБН как условия адекватного взаимодействия с окружающим миром дошкольников с ЗПР становится актуальной.
Однако остаются до сих пор комплексно неисследованными вопросы, посвященные содержанию коррекционно-развивающей работы по формированию СБН дошкольников с ЗПР.
На основании вышесказанного можно сформулировать проблему исследования: каковы особенности коррекционно-развивающей работы по формированию СБН детей дошкольного возраста с ЗПР?
Объект исследования – процесс формирования СБН детей дошкольного возраста с ЗПР.
Предмет исследования — содержание и методика коррекционных занятий по формированию СБН детей дошкольного возраста с ЗПР.
Цель исследования — разработать научно обоснованное содержание специального коррекционно-развивающего обучения по формированию СБН у детей дошкольного возраста с ЗПР.
Гипотеза исследования. Мы предположили, что специально организованное коррекционно-развивающее обучение может значительно повысить уровень СБН детей дошкольного возраста с ЗПР.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы были определены следующие задачи:
1. изучить особенности СБН, как средства формирования социальной компетентности у детей с ЗПР,
2. определить особенности обучения СБН дошкольников с ЗПР,
3. выявить цели, задачи, содержание коррекционно-развивающей работы по формированию СБН у детей дошкольного возраста с ЗПР,
4. провести исследование уровня сформированности СБН у детей дошкольного возраста с ЗПР.
Методы исследования. В исследовании использовались: теоретические и эмпирические методы, включающие аналитический обзор психолого-педагогической, психофизиологической и профессионально-педагогической литературы, программно-методических документов; диагностический, обучающий и контрольный эксперименты, реализуемые в индивидуальном и фронтальном вариантах. В процессе изучения особенностей формирования СБН дошкольников с ЗПР применяется метод длительного изучения одной и той же группы испытуемых.
Анкетирование родителей и детей; метод наблюдения; сравнительный анализ динамики, на основании структурированного интервью с родителями до начала работы в группах и после, ранжирование, качественный и количественный анализ.
Опытно-экспериментальной базой исследования стало ДООУ компенсирующего вида для детей с ЗПР. В исследовании принимали участие дошкольники с диагнозом ЗПР в количестве 20 человек.
Научная новизна данного исследования заключается в постановке и решении проблемы формирования СБН детей дошкольного возраста с ЗПР с целью их социальной адаптации и реабилитации. В исследовании:
— изучен механизм формирования СБН детей дошкольного возраста с ЗПР,
— реализован системно-структурный подход при обучении социально-бытовым навыкам детей дошкольного возраста с ЗПР,
— представлена коррекционно-развивающая система обучения по формированию СБН детей дошкольного возраста с ЗПР,
— разработан диагностический инструментарий, направленный на выявление СБН для детей дошкольного возраста с ЗПР.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что разработаны теоретико-методологические основы формирования СБН старших дошкольников с ЗПР, включающие основные концептуальные положения, принципы, цели, задачи и направления методической и коррекционной работы с данной группой в русле общей и специальной педагогики.
Практическая значимость исследования. Для обучения данной категории важно знать не только особенности их недостаточности, личностных качеств и возможности обучения, но и владеть методикой формирования СБН с целью преодоления имеющихся у них дефектов в деятельности.
Разработанные экспериментальные методы позволяют с достаточной достоверностью выявить особенности овладения знаниями и практическими СБН.
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, двух глав, выводов и списка литературы и приложений.

 

Список литературы:

 

Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования СБН детей дошкольного возраста с ЗПР

1.1. Социально-бытовые навыки, как вид трудовой деятельности

Основная задача современного специального образования для дошкольников с ограниченными интеллектуальными возможностями — обеспечить развитие и саморазвитие личности ребенка, что превращает его в предмет собственной жизни [12, с. 44].
Социальные жизненные навыки понимаются как комплекс знаний и навыков, непосредственно связанных с организацией собственного поведения и общения с людьми в различных социальных ситуациях.
Занятия по формированию СБН, проводимые преподавателями, имеют чисто практическую направленность. Дошкольники осваивают различные приемы деятельности, знакомятся с назначением предметов домашнего обихода, учатся ухаживать за ними, осваивают умение правильно, рационально их использовать. Помимо социальной, экономической и правовой пропедевтики, некоторые дошкольные образовательные учреждения включают в формирование СБН и обязательную психологическую подготовку дошкольников к самостоятельной жизни, формированию коммуникативных навыков и культуры общения. Формирование СБН осуществляется в разных направлениях.
Эффективность формирования необходимых навыков социальной и бытовой ориентации у детей с ЗПР во многом зависит от формирования точных представлений об объектах, от умения различать существенные и несущественные признаки. Поэтому в коррекционных группах и в повседневной деятельности педагогов и родители должны уделять большое внимание ознакомлению детей с названиями различных материалов, из которых сделаны предметы, их качествами, способностью проводить сенсорную экспертизу[11, с. 41].
Занятия, направленные на практическую подготовку детей-инвалидов к самостоятельной жизни, на формирование их знаний и навыков, способствующих социальной адаптации, на повышение общего развития, помогают развивать и совершенствовать навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства и ориентации в окружающей обстановке. Неотъемлемой частью занятий является формирование морально-этических норм поведения, развитие навыков общения с людьми в различных жизненных ситуациях.
Основной задачей по формированию СБН является формирование навыков, направленных на социальную адаптацию выпускников специальных (коррекционных) учреждений, повышение уровня общего развития дошкольников и их всестороннюю подготовку к ведению самостоятельной жизнедеятельности[1, с. 12].
СБН понимаются как комплекс знаний и навыков, непосредственно связанных с организацией собственного поведения и общения с людьми в различных социальных ситуациях. В общем смысле СБН требуют умения самостоятельно выстраивать свое поведение во всех жизненных ситуациях вне рамок образовательной или профессиональной деятельности.
Есть две области обучения.
— Первое из них включает в себя формирование у детей тех навыков, которые необходимы в повседневной жизни. В то же время формируются навыки работы с различными предметами домашнего обихода, формирования навыков культуры поведения в повседневной жизни («физическая независимость», связанная с осуществлением многих повседневных действий с минимальной внешней помощью).
— Другое направление связано с достижением более отдаленной цели — овладение знаниями и навыками, которые потребуются детям в их самостоятельной жизни. Это направление включает знакомство детей с социальной деятельностью человека (услугами, учреждениями и организациями), воспитание культуры поведения в ДОО, в семье, в общественных местах, развитие навыков общения[7, с. 27].
Классификация СБН представлена в исследованиях Е.Т. Смирновой [22]. Она различает:
1. Навыки личной гигиены:
Возможность надеть рубашку, штаны/юбку, застегнуть пуговицы, повесить одежду, вымыть лицо, шею, уши, вытереть нос платком, почистить зубы, расчесать волосы и пользоваться туалетом.
2. Пищевые навыки:
Возможность намазывать хлеб маслом, наливать чай, накрывать на стол, убирать со стола, раздавать еду, есть ложкой, пить из чашки и т.д.
3. Элементарные движения:
Умение вытирать ноги у входа, сидеть на стуле, подниматься по лестнице и т.д.
4. Навыки, связанные с ручным трудом:
Умение держать иголку, делать узел, шить пуговицу, шить для куклы, мыть для куклы и т.д.
5. Уход в доме:
Возможность открыть окно, дверь с ключом, стереть пыль, заправить кровать, зажечь лампу, выключить свет.
Специальные задачи социальной направленности:
— учить этике поведения;
— развивать навыки гигиены; умение мыть и мыть руки, чистить зубы, пользоваться салфетками (полотенце, туалетная бумага)
— развивать умение работать, соблюдать общие требования;
— активировать познавательный интерес;
— развивать коммуникативные навыки; научить детей вежливому обращению со сверстниками и взрослыми в ролевых играх, коммуникативных тренировках и повседневных ситуациях.
— сформировать навыки самообслуживания, позитивные личностные качества;
В воспитании дошкольников большое место занимает развитие социальных навыков, связанных с самообслуживанием, гигиеной и поддержанием порядка в групповой комнате и на площадке. Эта работа, как никакая другая, дает возможность воспитывать детей в стремлении поддерживать чистоту и порядок. Особое место в системе воспитания детей занимает дошкольное учреждение, целью которого является развитие у детей СБН. Существуют различные методы формирования СБН у дошкольников, выбор которых осуществляется в соответствии с особенностями ребенка, с учетом конкретных условий и т.д. Овладение СБН помогает развить необходимые навыки для социализации человека, для формирования самостоятельности в повседневной жизни, что, безусловно, является фактором личностного развития.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы