Курсовая с практикой на тему Формирование социально значимых личностных качеств младших школьников на уроках технологии
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Проблема развития ребенка в теории и практике школьного образования 6
1.2. Педагогические возможности уроков технологии в развитии социально значимых качеств младших школьников 10
1.3. Методы и приемы развития социально значимых качеств младших школьников на уроках технологии 19
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 23
2.1. Диагностика уровня сформированности социально значимых качеств младших школьников 23
2.2. Анализ опытно-экспериментальной работы по результатам проведенного исследования формирования социально значимых качеств на уроках технологии 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37
Введение:
В последнее время ученые и педагоги отмечают, что происходит снижение познавательной активности у детей младшего школьного возраста: в первый класс поступает 50 – 70% детей с низкой познавательной активностью, в результате чего они хуже обучаются в школе, редко задают вопросы познавательного характера, не проявляют стремления к получению новых знаний и самостоятельности.
Причины, препятствующие развитию познавательной активности:
— готовые знания даются ребенку раньше, чем он может их усвоить;
— дети пассивно слушают информацию, исполняют роль «копилки»;
— слабо владеют познавательными действиями.
В связи с этим необходим поиск эффективных способов и путей развития познавательной активности у детей младшего школьного возраста. На наш взгляд, большим потенциалом в этом отношении обладает трудовая деятельность.
Поэтому трудовая деятельность в условиях современных образовательных стандартов даёт большую возможность для развития познавательной деятельности детей с учетом индивидуализации и дифференциации процессов воспитания, развития и обучения, что обусловливает актуальность темы исследования.
Проблема исследования: обоснование возможности использования уроков технологии в формировании социально значимых качеств у младших школьников.
Цель исследования: теоретическое обоснование и практическая проверка эффективности уроков технологии в формировании социально значимых качеств у младших школьников.
Объект исследования: учебный процесс по технологии в начальной школе.
Предмет исследования: методика формирования социально значимых качеств у младших школьников на уроках технологии.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить состояние исследуемой проблемы в теории и практике школьного образования;
2. Рассмотреть педагогические возможности уроков технологии
3. Выделить методы и приемы использования возможностей трудовой деятельности на уроках технологии;
4. Разработать и апробировать методы диагностики уровня сформированности социально значимых качеств школьников;
5. Экспериментально обосновать использование методики формирования социально значимых качеств школьников на уроках технологии;
6. Проверить результативность предложенной методики.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в теоретическом обосновании возможности формировании социально значимых качеств у младших школьников на уроках технологии и разработке соответствующих методических рекомендаций по данному вопросу для педагогов и родителей.
Теоретическую основу исследования составляют труды А. В. Брушлинского [4], Л. С. Выготского [6], Н.-Э. Т. Гринявичене [8], О. В. Дыбиной [12], А. В. Запорожец [16], Е. О. Смирновой [21].
Методы исследования:
-изучение и анализ литературы по проблеме исследования;
-наблюдение;
— тестирование;
-беседа с психологом;
— анализ и содержательная интерпретация данных;
— методы математической статистики.
База исследования: исследование проведено по адресу: г. Иваново, школа № 1. Количество испытуемых 10 человек, это учащиеся второго класса (от 8 до 9 лет). Участие в исследовании приняли также педагоги и родители. Условия проведения: в нормальной обстановке, в дневное время.
Исследование проходило в три этапа. На первом из них было осуществлено теоретическое обоснование проблемы исследования и диагностика познавательного развития детей. Второй этап включал в себя разработку и апробирование методики использования трудовой деятельности в познавательном развитии школьников. На третьем этапе проходила итоговая диагностика и подведение итогов.
Структура работы обусловлена целями исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Заключение:
На современном этапе при обогащении знаний о самом процессе познания на разных возрастных ступенях познавательная деятельность школьников должна оцениваться с точки зрения современных позиций. Речь идет не о снижении роли взрослого, а о подталкивании ребенка на каждом этапе его развития к обогащению способов познания, а именно мотивации.
В таком случае принятые в школьном воспитании способы обучения должны существенно измениться. Особое значение придается индивидуальной и коллективной, в составе небольших групп, познавательной деятельности детей. Взрослый только проявляет заинтересованность процессом, во время которого и передаются те или иные средства познания. Именно здесь очень важно не упустить мотивационные аспекты, формировать готовность к познанию, а не только вооружить средствами. Реализация этих принципов умственного воспитания школьников связана с формированием «общего творческого отношения к действительности».
Человек превращает мир с помощью труда – физической, интеллектуальной деятельности, направленной на удовлетворение материальных и духовных потребностей человека. Работа выполняет практическую (создание материальных, духовных ценностей, социально-бытовых условий жизни и деятельности человека), развивающую (развитие личности в процессе активного включения человека в трудовой процесс) и воспитательную (формирование общественно и личностно ценных качеств человека, его нравственно-эстетического отношения к жизни и деятельности) функции. Воспитательная функция труда реализуется в процессе трудового воспитания детей школьного возраста.
Учебно-воспитательный процесс в школе предусматривает ознакомление детей с трудом взрослых.
Ознакомление с трудом взрослых и воспитание уважения к нему – один из способов формирования у детей трудолюбия, положительного отношения к труду и к труженикам. Знакомя детей с трудом взрослых, учитель имеет возможность сообщить им конкретные задачи о труде, сформировать определенные представления о нем и на этой основе воспитать чувство уважения к труду взрослых, научить ценить труд, пробудить у детей интерес и любовь к нему, вызвать стремление к трудовой деятельности, желание работать добросовестно, старательно.
В ходе работы по развитию познавательной активности младших школьников использовались различные формы трудовой деятельности. Они были эффективными в формировании интереса учащихся к труду, их трудовой мотивации.
В организации трудовой деятельности младших школьников рекомендуется использование таких форм работы, как самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной (художественный) труд. Все они имеют определенные возможности для решения воспитательных задач.
Особо можно рекомендовать для дальнейшего использования методику групповых поручений. Выполнение групповых поручений приучало детей к согласованию своих действий, обогащало их опытом сотрудничества, прививало гуманистические чувства, воспитывало умение быть внимательными друг к другу, помогать друг другу.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Проблема развития ребенка в теории и практике школьного образования
В научно-педагогической литературе неоднократно прорабатывались различные аспекты учебно-познавательной деятельности детей школьного возраста (Н. Андрусич, А. Кононко, В. Лекторский, Л. Парамонова,
Н. Поддьяков и др.). Исследователи характеризуют особенности организованной самостоятельной деятельности детей в школьном учебном заведении, новые подходы к изучению особенностей их мышления, условия повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в школьном учебном заведении. Прежде чем использовать термин «учебно-познавательная деятельность», рассмотрим эти два вида деятельности (обучение и познание) отдельно, поскольку и учебная деятельность и познавательная деятельность являются неотъемлемыми в развитии ребенка [2].
Актуальной остается проблема «ребенок↔взрослый», поскольку она отражает научное понимание познавательного отношения субъекта как опосредованного к другим субъектам [3]. Ребенок включается в «живую коммуникативную связь с другими людьми, взрослыми, которые обучают его методам использования вещей, созданных человеком, и этим самым формируют культурные установки и нормы, включая стандарты познавательной деятельности» [1, c. 159].
На современном этапе при обогащении знаний о самом процессе познания на разных возрастных ступенях познавательная деятельность школьников должна оцениваться с точки зрения современных позиций. Речь идет не о снижении роли взрослого, а о подталкивании ребенка на каждом этапе его развития к обогащению способов познания, а именно мотивации.
В таком случае принятые в школьном воспитании способы обучения должны существенно измениться. Особое значение придается индивидуальной и коллективной, в составе небольших групп, познавательной деятельности детей. Взрослый только проявляет заинтересованность процессом, во время которого и передаются те или иные средства познания. Именно здесь очень важно не упустить мотивационные аспекты, формировать готовность к познанию, а не только вооружить средствами. Реализация этих принципов умственного воспитания школьников связана с формированием «общего творческого отношения к действительности».
Определение творческого процесса как качественного перехода от уже известного к неизвестному [4] позволяет говорить о тесной взаимосвязи его с познавательной деятельностью. С одной стороны, необходимым условием творчества является познание. С другой – познавательная деятельность олицетворяет творческий характер, только степень проявления творчества на тех или иных этапах познания разная [3].
Н. Поддьяков, анализируя когнитивную сферу ребенка, представляет ее в виде динамической модели обратных переходов от непонятного к понятному, от устойчивого к неустойчивому, в результате чего представление и понятие ребенка приобретают новое качество и достигается умственное развитие.
Полноценность мышления, по мнению Н. Поддъякова, заключается в том, что появление непонятного «опережает» формирование понятного, при этом активность ребенка направлена на поиск возможностей сравнить эти стороны когнитивной сферы, чтобы непонятное стало понятным, неустойчивое – устойчивым [20]. Закономерный творческий характер такого процесса проявляется также в индивидуальной неповторимости когнитивной сферы и в отсутствии образцов, способных регламентировать ее. Вот почему важно формирование общего подхода, объединяющего как мотивы, так и способы познания.
То, что такой подход может быть сформирован у детей, подтверждают научные данные о способности ребенка выделять главное в предмете, о возможности формировать у детей «методологию» познавательной деятельности.
В практике школьного воспитания эти факты учитываются и реализуются в задании формировать не систематизированные, а системные знания, решение которого заключается в изменении содержания и методов школьного образования. Общим принципом совершенствования принципа стала идея амплификации детской деятельности. Это привело, во-первых, к сокращению обучаемых тем, во вторых, к выделению в них определяющей взаимосвязи, которая дает возможность начать ознакомление с любым явлением и его начальной структуры.
Изменились методы обучения школьников. Широко используются, например, моделирование, эксперимент, конструирование при определенных условиях [20]. Однако основной задачей школьного образования является прямая передача знаний. При этом недооценивается умение использовать их для решения проблем, требующих самостоятельного ориентирования в различных условиях.
Усвоение знаний становится самоцелью, а не средством, хотя именно их системный характер может обеспечить непосредственный переход к творческому использованию. Возникает задача специального формирования таких качеств учебно-познавательной деятельности, в которых сочетаются средства и цели [5].
Формами опосредования познавательной деятельности являются сенсорные эталоны и модельные образы. От уровня овладения ими зависит успешность решения интеллектуальных задач, которые позволяют рассматривать эти формы как общие познавательные способности, которые развиваются в школьном возрасте [12].
Дети способны осознавать общие подходы к анализу окружающего мира, то есть, во-первых, рассматривать предметы и явления в движении, изменении, во-вторых, изучать их во взаимосвязи с другими, в системе которых они функционируют. Такие общие умения называют способами познавательной деятельности, и они являются содержанием начальных форм диалектического мышления [3].
Овладение средствами и способами познавательной деятельности позволяет ребенку творчески использовать их для решения проблем, возникающих в процессе познавательной деятельности. Эта способность актуализируется чаще и эффективнее, когда ребенок умеет видеть и формулировать проблему, направлять усилия на ее анализ и на поиск путей решения проблемы.
Как протекает процесс учения, какие стимулы способствуют его активизации и как его можно направлять – все эти вопросы уже давно является предметом изучения педагогики. Относительно их решения было предложено большое количество теорий, большая часть которых имеет две общие черты: индивидуальность и универсальность. То есть, они рассматривают обучение как процесс, который «происходит в мозге человека», несмотря на то, что этот процесс является одинаковым для всех людей. Однако в последнее время все больше интереса вызывают теории, авторы которых утверждают, что обучение является также социальной деятельностью и у каждого ребенка оно происходит по-своему [17].
Так, дети учатся многому, которым их обучают. В первые четыре года своей жизни дети учатся естественным путем: они знакомятся с чем-либо, держат его в руках, манипулируют, чувствуют, пробуют, получают обратную связь, слышат поощрения, исследуют материалы, учатся у других детей, или в процессе наблюдения. Дети прекрасно овладевают ходьбой и учатся говорить без специальных занятий, потому что у них есть среда, в которой это возможно.
Зато в обучении дети во многом зависят от способностей к обучению – способности заново упорядочить представления и приспосабливать поведение, исходя из личного опыта. Обучение – это также активный и циклический процесс, во время которого дети упорядочивают мир, пытаются получить знания о нем, снова обсуждают то, что уже известно, заново организуют знания, существующие в их сознании, и устанавливают другие, новые связи.
Следовательно, каждая новая методика обучения должна учитывать различия между детьми, ведь даже дети одних родителей отличаются в отношении к учебе. Необходимо учитывать тот факт, что каждый ребенок имеет свой собственный набор талантов: у кого-то хорошо развито образное мышление, кто-то преимущественно интересуется языками, а кому-то нравится музыка. Так, педагог в своей работе, вместо того, чтобы все организовывать, должен исходить из указанных различий и создать такие условия для обучения, чтобы удовлетворить потребности каждого ребенка.
Указанное обусловлено еще и тем, что заставить учиться невозможно: хотя ребенок и не может не учиться, важно учиться потому, что это необходимо для удовлетворения потребностей развития (истинных потребностей, а не навязанных). Н. Поддъяков считает, что не последнее значение имеет наличие надлежащим образом организованной учебной среды с широким выбором возможностей для обучения [20].
Следовательно, и познавательная деятельность, и учебная деятельность происходят параллельно: через обучение происходит познание и наоборот, поэтому можно рассматривать эти два вида деятельности отдельно. Целью учебно-познавательной деятельности является усвоение детьми знаний, умений и навыков творческой деятельности (поиск новой информации, овладение знаниями о природе, человеке, общество и т.п.), необходимость ее соответственной организации.