Педагогическое образование Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Формирование смыслового чтения у младших школьников в работе с научно-познавательным текстом.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАБОТЕ С
НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫМ ТЕКСТОМ
.. 6

1.1. Чтение – современные
представления о психологии чтения
. 6

1.2. Понятие «смысловое
чтение» и требования ФГОС НОО по формированию читательских умений младших
школьников
. 11

1.3. Методические аспекты
организации работы с научно-познавательными текстами в начальной школе
. 16

ГЛАВА 2.
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ У
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАБОТЕ С НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫМ
ТЕКСТОМ
.. 23

2.1. Диагностика уровней
сформированности навыка смыслового чтения у младших школьников
. 23

2.2. Конспект урока,
направленного на формирование навыка смыслового чтения у младших школьников в
работе с научно-познавательным
текстом
. 34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 42

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 44

  

Введение:

 

 

 

Последние десятилетия в
нашем обществе мы замечаем, что повышается уровень требований к системе
образования и происходит более тщательный отбор его приоритетных задач.

Приоритетной задачей
развития современной образовательной системы является обеспечение качества
образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия
актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства.
Качество образования – это мера соответствия образовательного результата
запросам личности, общества и государства.

Современная система
образования предъявляет достаточно высокий уровень требований к выпускникам
различных образовательных ступеней. Так как жизнь и работа в информационном
обществе, в свою очередь, требует высокого уровня кругозора, который позволит
каждому находить, обрабатывать, анализировать, интерпретировать, оценивать
информацию, а это удается тому, кто обладает навыком смыслового чтения.

Федеральный
государственный образовательный стандарт основного общего образования
ориентирует педагога на формирование у обучающегося смыслового чтения,
правильного типа читательской деятельности с целью понимания текстов. С этой же
целью разработана междисциплинарная программа основного общего образования
Стратегии смыслового чтения и работа с текстом. Создатели отмечают значимость
появления аналогичной программы в ФГОС НОО «Чтение». Работа с текстом» для
начального общего образования. Обе программы направлены на развитие человеческого
потенциала: повышение образованности населения и уровня культуры; повышение
качества жизни и культурной активности граждан; повышение статуса страны в
мире.

Формирование смыслового
чтения – это одна из основных задач ФГОС НОО, которая в полной мере соответствует
функции умения обучающихся работе с информацией. Единицей информации является
текст – это законченное, устное или письменное, мысленное высказывание.

Умение грамотно работать
с текстом является одним из основополагающих умений для человека. Работать с
текстом начинают обучать в начальной школе, ведь именно в начальной школе
формируется навык осознанного чтения.

На ступени основного
общего образования мы переходим к формированию смыслового чтения, под которым
понимается осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели.
Владение навыками смыслового чтения способствует продуктивному обучению.

Осознавая важность
формирования смыслового и осознанного чтения, ученые, методисты и учителя —
практики пытаются отбирать достаточно эффективные приемы работы с текстами.
Чаще всего формирование навыка осознанного чтения в начальной школе связывалось
с работой именно на уроках литературного чтения, следовательно, речь чаще всего
шла о работе над художественными текстами. Все художественные тексты имеют свои
определенные задачи: понять содержание текста, оценить его нравственное
содержание, оценить поступки героев и т.д. А работа над смысловым чтением в
основной школе значительно расширяет границы видового и жанрового разнообразия
текстов (научные, научно-познавательные, публицистические). Научно-познавательная
литература в доступной и образной форме отражает те или иные факты науки,
истории, развития общества и человеческой мысли, это произведения о науке и ее
творцах, описание путешествий, исторические легенды, поэтому сам процесс осмысления
читаемого представляет иногда определенные сложности для младших школьников.

Проблема состоит в том,
что необходимо усилить работу в начальной школе прежде всего над
научно-познавательными текстами и при реализации задач междисциплинарных программ
начать по преемственности формирования осознанного и смыслового чтения. Данная
проблема объясняется наличием противоречия между необходимостью формирования
смыслового чтения при работе над научно-познавательными текстами в начальной
школе и недостаточностью практических материалов для учителей начальных классов
по использованию стратегий смыслового чтения.

Целью исследования: рассмотреть
особенности формирования навыка смыслового чтения у младших школьников в работе
с научно-познавательным текстом.

Объект исследования:
процесс формирования навыка смыслового чтения.

Предметом исследования формирование
навыка смыслового чтения у младших школьников в работе с научно-познавательным
текстом.

Задачи исследования:

1. Проанализировать
подходы к понятию «чтение», «смысловое чтение» в методологической и педагогической
литературе;

2 Изучить методические
аспекты организации работы с научно-познавательными текстами в начальной школе.

3. Проанализировать уровни
сформированности навыка смыслового чтения у младших школьников.

4. Разработать конспект урока,
направленного на формирование навыка смыслового чтения у младших школьников в
работе с научно-познавательным текстом.

 



 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Заключение:

 

 

Чтение – базовый
компонент образования, в котором необходимо рассматривать методики обучения
чтению, опираясь на самые современные научные данные. Важно владеть
стратегиями, приёмами, технологиями, то есть сделать методику обучения чтению и
письму инновационной. В широком смысле слово «читать» понимается как умение
объяснять, истолковывать мир: читать по звёздам, читать по лицу, читать и
истолковывать явления природы и т.д. В узком смысле чтение – это процесс
восприятия текста. Смысловое же чтение – это погружение в текст, понимание его
внешнего и скрытого плана, интерпретация текста. Сегодня слишком малый процент
выпускников школ реально владеет информационной культурой, культурой работы с
текстом. Это и заставляет использовать в педагогической практике такие методы и
приёмы, которые действенны для обеспечения школьника как потенциального
субъекта смыслового чтения.

В результате работы с
научно-познавательными текстами у выпускников начальной школы формируется
умение выбирать нужную книгу для чтения на определенную тему, владеть приемами
понимания прочитанного прослушанного научно-популярного произведения, находить
ответы на вопросы в тексте, использовать книги-справочники для подготовки к
беседе по прочитанному, целенаправленно читать детскую периодику и
систематически пользоваться ею на уроках по всем предметам.

В результате анализа
методической литературы выделены приемы работы с научно-познавательными текстами:
перед первым чтением постановка вопроса, активизирующего восприятие детей;
композиционный анализ с составлением плана, осмыслением темы и основной мысли
научно-популярного текста; составление заголовков к отдельным частям текста;
выделением в тексте микротем и установление связей между ними; дополнительные
задания для перечитывания; постановка вопросов к тексту, на которые они должны
дать полные, обоснованные ответы; сопоставление научно-популярных,
научно-художественных и художественных текстов на одну тему; самостоятельный
подбор научно-популярных по указанной учителем теме (о каком-либо животном, о
каком-либо природном явлении и т.п.); подготовка подробных и кратких пересказов
научно-популярных текстов по указанной учителем теме (например, учитель поручает
ученикам найти по определенной теме научный текст и подготовить его пересказ
для класса); нахождение или научно-популярных, или научно-художественных
текстов, или художественных текстов среди разнообразных предложенных учителем и
доказательство своего мнения; выпуск познавательного журнала по материалам
прочитанных научно-популярных текстов.

Анализ первой главы
показал необходимость формирования и смыслового чтения на ступени начального
образования, так как задача начальной школы сформировать самостоятельное
понимание обучающимся читаемых текстов. Мы определили уровень достигнутых
умений, навыков смыслового чтения, которыми обучающийся овладевает при работе с
научно-познавательным текстами. На основе анализа уровня овладения смысловым
чтением у младших школьников, мы сделали вывод о недостаточной сформированности
смыслового чтения. Научно-познавательная направленность текста направлена
больше на изложение фактов, которые сложнее запомнить ученику, нежели в
художественном тексте, где основная сторона – это чувственное, эмоциональное
восприятие читателем текста, поэтому мы предположили, что научно-познавательные
тексты сложнее поддаются осмыслению.

На основе полученных
результатов был разработан конспект урока с целью формирования навыков смыслового
чтения у младших школьников в работе с научно-познавательным текстом.

Таким образом, задачи,
поставленные в начале нашего исследования, были решены, цель исследования
достигнута.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАБОТЕ С
НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫМ ТЕКСТОМ

 

1.1. Чтение – современные представления о психологии чтения

Психолингвисты, которые
изучали природу чтения, рассматривают его как вид речевой деятельности (наряду
со слушанием, письмом, устной речью). Поскольку обучение речевой деятельности
осуществляется в курсе родного языка, то чтение – органическая его часть [18,
с. 45].

Чтение – это мощное
средство образования и воспитания умственного, языкового, речевого,
нравственного, культурного, эстетического, информационного развития всех
способностей ребенка [26, с. 195].

Чтение является
аналитико-синтетическим процессом, включающим звуковой анализ и синтез
элементов речи.

Суть чтения в том, что
вся информация, которой человек пользуется в своей деятельности, закодирована.
Это означает, что каждой единице значения соответствует условный знак или
кодовая единица. В устной речи используется звуковой код, в котором значение
каждого слова закодировано в определенном комплексе звуков речи. На письме другой
код – буквенный, в котором буквы соотнесены со звуками первого, устного,
звукового кода. Переход с одного кода на другой называется перекодировкой [19,
с. 15].

На современном этапе
развития общества ребенок в 4-5 лет, который умеет читать (говорить вслух
написанное), уже не редкость. Не редкость и дети, которые не любят читать с
первого класса и на протяжении всей жизни. Однако чтение – один из основных
средств познания, обучения. Ученики, у которых недостаточно сформирован навык
чтения, будут отставать не только в обучении, но и в личностном развитии.
Независимо от материала, у каждого ребенка возникает внутренняя потребность
прочитать его быстрее и лучше. Удовлетворить ее можно через механизм чтения.

В современном российском
образовании наблюдается тенденция, которую никак нельзя считать положительной:
фактический отказ родителей от школьного обучения грамоте. Взрослые стараются
научить ребёнка читать до школы, стремясь обеспечить ему некоторое
преимущество, поскольку считают школьную программу слишком трудной [5, с. 24].

Механизм чтения – это
перекодирование печатных (или написанных) знаков и их комплексов в смысловые
единицы, в слова. Исходным моментом чтения, его сенсорной основой выступает
зрительное восприятие текста. Установлено, что «единицей восприятия текста
является слово» [12, с. 124]. Слово воспринимается как некое целое, а не просто
как совокупность отдельных букв [18, с. 52]. Письмо – это процесс
перекодирования содержательных единиц нашей речи в условные знаки написанные
или напечатанные. Процесс перекодировки звуков осложняется необходимостью
промежуточного этапа – перевода графических знаков в звуки, то есть
необходимостью звукобуквенного анализа слов: во время письма звуки
перекодируются в буквы, в чтении, наоборот, буквы – в звуки.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы