Курсовая с практикой на тему Формирование словарного запаса на уроках математики у детей с умеренной умственной отсталостью
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 6
1.1. Анализ методического обеспечения обучения учащихся с умственной отсталостью 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика учащихся с умственной отсталостью 10
1.3. Принципы математического обучения учащихся с умственной отсталостью в начальных классах 15
ГЛАВА 2. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССОВ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 18
2.1. Методы выявления нарушений развития словарного запаса у умственно отсталых учащихся младших классов 18
2.2. Работа по коррекции формирования словарного запаса 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33
Введение:
На современном этапе развития России открываются новые перспективы изменений в системе специального образования, связанные с новым отношением к детям, которые нуждаются в коррекции физического и (или) умственного развития, решаются проблемы их социализации и интеграции в общество.
Современное понимание проблемы познавательных процессов и реализации в общеобразовательном учебном заведении для детей с интеллектуальной недостаточностью приводит к повышению теоретического и методического уровня обучения чтению. Это обусловлено тем существенным значением, которое придается изучению чтения в системе обучения, воспитания и реабилитации лиц с умственной отсталостью.
Как известно, вследствие недостаточности аналитико-синтетической деятельности и ограниченного предыдущего речевого опыта умственно отсталые ученики в процессе овладения чтением испытывают определенные трудности, преодоление которых не всегда бывает успешным. Поэтому усилия многих ученых и педагогов направлены на поиск средств активизации словарного запаса у умственно отсталых школьников.
Однако, несмотря на значительные успехи в этой области, отсутствует исследование, в котором была бы обоснована система формирования словарного запаса умственно отсталых школьников. Исследованиями Н.П. Портной, В. Петровой, З.Н. Смирновой, Т.К. Ульяновой установлено, что словарный запас умственно отсталых учеников развит на низком уровне, о чем свидетельствует их речевой опыт.
Недостаточная разработанность теоретических основ формирования словарного запаса умственно отсталых школьников на уроках математики, необходимость решения с позиции современной психологии, психолингвистики, лингводидактики проблем, касающихся объема и структуры содержания обучения и методики формирования познавательных процессов – это те факторы, которые свидетельствуют об актуальности проблемы исследования.
Цель исследования заключается в научном обосновании и разработке содержания, методики и эффективных коррекционных приемов и упражнений, направленных на формирование словарного запаса умственно отсталых школьников на уроках математики.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Изучить и проанализировать степень разработанности исследуемой проблемы в общей и специальной лингводидактической и психолого-педагогической литературе.
2. Исследовать состояние сформированности словарного запаса умственно отсталых школьников на уроках математики, разработать показатели, критерии и уровни сформированности этих процессов.
3. Определить содержание, методику и средства формирования словарного запаса умственно отсталых школьников на уроках математики.
4. Разработать и экспериментально проверить коррекционное влияние использования упражнений на формирование словарного запаса умственно отсталых школьников на уроках математики.
Объектом исследования является учебный процесс умственно отсталых учащихся младших классов.
Предметом исследования является содержание, методы и средства формирования словарного запаса умственно отсталых школьников на уроках математики.
Методы исследования. Для достижения цели и решения поставленных задач использованы следующие методы:
— теоретические: изучение, анализ и обобщение психолого-педагогической и специальной литературы для выяснения научно-теоретических основ формирования познавательных процессов у умственно отсталых учащихся, анализ учебных программ, школьных учебников, учебно-методических пособий с целью выявления современных методических подходов к обучению чтению, разработке содержания и методике формирования словарного запаса умственно отсталых школьников;
— эмпирические: целенаправленное наблюдение за формированием словарного запаса на уроках математики у детей с умеренной умственной отсталостью, изучение и анализ продуктов практической деятельности учащихся, изучение и обобщение педагогического опыта для обоснования содержания, методов и средств формирования словарного запаса умственно отсталых школьников.
Практическое значение полученных результатов заключается в разработке методических приемов и системы упражнений, направленных на формирование словарного запаса умственно отсталых школьников. Полученные в исследовании данные могут быть использованы для совершенствования методики формирования словарного запаса умственно отсталых школьников.
Базой исследования стала Ижевская школа-интернат, к участию в эксперименте были привлечены учащиеся 1 класса в количестве 5 человек.
Заключение:
Современное понимание проблемы познавательной активности и реализации в общеобразовательном учебном заведении для детей с интеллектуальной недостаточностью приводит к повышению теоретического и методического уровня развития словарного запаса у умственно отсталых учащихся младших классов. Это обусловлено тем существенным значением, которое придается изучению чтения в системе обучения, воспитания и реабилитации лиц с умственной отсталостью.
Как известно, вследствие недостаточности аналитико-синтетической деятельности и ограниченного предыдущего речевого опыта умственно отсталые ученики в процессе развития словарного запаса испытывают определенные трудности, преодоление которых не всегда бывает успешным. Поэтому усилия педагогов должны быть направлены на поиск средств активизации познавательных навыков у умственно отсталых школьников, которые способствовали бы более успешному формированию словарного запаса.
Анализ специальной литературы доказал, что своеобразное общее и речевое недоразвитие умственно отсталых учащихся, отсутствие активного общения, недостаточное понимание обращенной к ним речи, бедный словарный запас, недостаточное развитие фонематического анализа, нарушения функций обобщения и абстрагирования, дефекты произношения, несформированность всех этапов речевой деятельности, слабость мотивации, снижение потребности в межличностном общении, нарушенное смысловое программирование речевой деятельности вызывают значительные трудности при формировании коммуникативных умений.
Состояние сформированности словарного запаса у умственно отсталых учащихся младших классов усложняется особым общим и речевым недоразвитием.
В ходе работы над источниками были разработаны показатели, критерии и уровни сформированности словарного запаса у умственно отсталых учащихся младших классов. В результате анализа выполнения разных заданий были выведены четыре уровня формирования развития словарного запаса у умственно отсталых учащихся младших классов: достаточный, средний, низкий и очень низкий.
Проведенное исследование позволило учесть выявленные трудности и недостатки практики, адаптировать и усовершенствовать методическую работу при помощи специальных упражнений, выполняемых на уроках математики. Ребенок, испытывающий трудности в чтении, крайне нуждается в более интересных упражнениях со словесным материалом с игровым компонентом. Выполнение этих упражнений приводит к коррекции у ученика целого ряда сложных операций, лежащих в основе развития словарного запаса.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
1.1. Анализ методического обеспечения обучения учащихся с умственной отсталостью
Стандарт [39] представляет собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ (АООП) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность с детьми с легкой умственной отсталостью, умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями развития.
В стандарте определены задачи, направленные:
• на формирование общей культуры, обеспечивающей нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое развитие ребенка;
• укрепление физического и психического здоровья детей;
• формирование основ учебной деятельности;
• создание социокультурной и образовательной среды для детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
• обеспечение вариативности содержания АООП и организационных форм получения образования.
В стандарте четко определены кадровые, материально-технические, финансовые и организационно-педагогические условия, предъявляемые к реализации адаптированной основной общеобразовательной программы и специальной индивидуальной образовательной программы.
В рамках реализации ФГОС деятельность образовательной организации должна быть направлена на решение следующих задач:
1. Переход на федеральные государственные образовательные стандарты образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
2. Совершенствование образовательной среды ОУ через использование инновационных технологий, в том числе ИКТ, сберегающих здоровье и т. д.
3. Совершенствование профессиональной компетентности педагогического корпуса в соответствии с требованиями ФГОС.
4. Обеспечение эффективного управления образовательным учреждением для динамичного развития школы в современных социокультурных условиях, расширение самостоятельности школы.
5. Развитие системы социального партнерства как фактора, способствующего инновационному развитию ОУ. В рамках реализации ФГОС деятельность образовательной организации должна быть направлена на решение следующих задач.
Должна быть подготовлена нормативная база в соответствии с требованиями стандарта:
•Приказ о создании рабочей группы по введению ФГОС;
•Разработка и утверждение «дорожной карты» (плана-графика) введения ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
•Разработка и утверждение локальных актов, регламентирующих внеурочную деятельность (положение о ВД, план и режим ВД) [40].
Для анализа организационно-педагогических условий необходимо: 1) определение круга лиц, участвующих в образовании учащихся, и их взаимодействие; 2) как организовано взаимодействие всех специалистов, работающих с ребенком: педагога, психолога, логопеда, специалиста по ЛФК, и др. (совместное составление индивидуальной программы развития, обсуждение образовательного маршрута ребенка, регулярные поклассные совещания); 3) насколько учтены потребности в согласованных требованиях, предъявляемых к ребенку со стороны всех окружающих его людей.
Необходим анализ и определение границ образовательного пространства организации с целью его максимального расширения за пределы образовательного учреждения. Это может быть проведение совместных мероприятий с другими образовательными учреждениями; посещение общественных мест; реализация социальных проектов.