Курсовая с практикой Педагогика/Психология Развитие математических представлений

Курсовая с практикой на тему Формирование системы элементарных геометрических знаний у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Анализ психолого-педагогических исследований формирования системы элементарных геометрических знаний у дошкольников 6
1.2. Роль игровой деятельности в формировании системы элементарных геометрических знаний младших дошкольников в педагогической практике 10
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СИСТЕМЫ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 18
2.1. Диагностика уровня сформированности элементарных геометрических знаний у детей младшего дошкольного возраста 18
2.2.Разработка системы занятий для повышения уровня сформированности системы элементарных геометрических знаний у детей младшего дошкольного возраста 22
2.3. Анализ опытно-экспериментальной работы 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31
ПРИЛОЖЕНИЯ 33

  

Введение:

 

На сегодняшний день все больше внимания уделяется обучению, развитию и воспитанию подрастающего поколения. Особое место в образовании отводится дошкольной педагогике. Именно в период дошкольного детства, в процессе стимулированной и социально-организованной деятельности происходит становление психических процессов, а также развиваются качества личности (Л.С. Выготский, П.П. Блонский, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев и др.).
Формирование готовности к обучению в школе — это важная задача всей воспитательной работы с дошкольниками, которая направлена на их всестороннее развитие – умственное, нравственное, физическое, эстетическое. Одним из наиболее трудных предметов в современной школе является математика.
Математика дает широкие возможности для развития познавательных способностей, что является базой для формирования в перспективе математического мышления, а сформированность такого мышления – это гарантия успешного усвоения математического содержания в будущем.
К моменту поступления в школу детям необходимо усвоить относительно широкий круг различных взаимосвязанных знаний о числе и множестве, величине и форме, научиться ориентироваться во времени и в пространстве.
Математическое развитие детей-дошкольников осуществляется зачастую под влиянием целенаправленного обучения на коллективных занятиях по математике. Вместе с этим проводится работа с детьми в повседневной жизни и на других занятиях.
Одним из наиболее важных свойств окружающих предметов выступает форма, которая получила обобщенное отражение в геометрических фигурах. Иными словами, геометрические фигуры – это эталоны, с помощью которых можно определить ту или иную форму предметов или же их частей.
В младшем дошкольном возрасте дети знакомятся с основными эталонами формы (квадрат, круг, прямоугольник, треугольник, многоугольник), величины (высокий – низкий, длинный – короткий, толстый – тонкий и другие), цвета (основные цвета спектра, черный, белый) в процессе игровой и практической деятельности. При этом использование игровой деятельности в значительной мере повышает эффективность всей работы. Этим и объясняется актуальность данного исследования.
Проблема исследования — каковы педагогические условия формирования системы элементарных геометрических знаний у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности?
Цель исследования – определить педагогические условия, которые будут способствовать формированию системы элементарных геометрических знаний у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Объектом исследования является процесс формирования системы элементарных геометрических знаний у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Предмет исследования – педагогические условия формирования системы элементарных геометрических знаний у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Достижение поставленной цели предполагает выполнение следующих задач:
1) изучить психолого-педагогические исследования о формировании системы элементарных геометрических знаний у детей младшего дошкольного возраста;
2) выявить роль использования игровой деятельности в формировании системы элементарных геометрических знаний у детей младшего дошкольного возраста;
3) провести диагностику уровня сформированности системы элементарных геометрических знаний у детей младшего дошкольного возраста;
4) разработать цикл занятий с использованием игровой деятельности для повышения уровня сформированности системы элементарных геометрических знаний у детей младшего дошкольного возраста;
5) проанализировать полученные результаты.
Практическая значимость: разработанные занятия могут быть использованы воспитателями, педагогами, психологами, методистами дошкольных образовательных учреждений.
Методы исследования: анализ психологической, методической, педагогической литературы; методы психолого-педагогической диагностики; педагогический эксперимент; количественный и качественный анализ полученных результатов.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы и приложение.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, на протяжении дошкольного возраста у детей формируются представления о системе элементарных геометрических знаний, но они очень узкие, разрозненные, дети с трудом вскрывают те связи и отношения, что существуют между ними. Но то, что эти представления есть у ребенка, дает возможность предположить, что в процессе целенаправленного обучения с помощью использования игровой деятельности могут быть сформированы более глубокие и систематизированные знания о геометрических фигурах.
Первоначальным звеном этой системы являются представления о некоторых признаках геометрических фигур, умение обобщать их на основе общих признаков.
Путем ощупывания, обследования, а также многократного обращения с предметом дети согласуют свое восприятие с формирующимися у них представлениями о предмете. Они учатся находить важные признаки предмета, сравнивать их с другими, проводить группировкупо ним. Они устанавливают различие и сходство между предметами, что приводит к возникновению совершенно новых представлений о них. При этом большую роль играют не только практические действия с предметами, но и называние предметов и их свойств.
Закрепление представлений детей о системе элементарных геометрических знаний рекомендуется осуществлять в процессе различных игровых занятий.
Определенный порядок сравнения и рассматривания моделей служит развитию умения у детей последовательно выявлять форму геометрических фигур, сравнивать их однородные признаки, выделять существенные признаки (наличие частей, соотношение по размеру, их количество) и отвлекаться от несущественных (размер, материал, окраска и другие).
Отсюда следует сделать вывод о необходимости обучать детей следующему:
— правильным приемам обследования формы геометрических фигур;
— развивать способность выявлять их простейшие свойства (количество углов, вершин, сторон в фигуре, неравенство и равенство сторон, их взаимоположение и другие), а также учить детей группировать геометрические фигуры по признакам (размеру, цвету, форме);
— учить выбирать по образцу и слову среди фигур разного размера и цвета;
— учить находить в окружающих предметах сходство с известными геометрическими фигурами;
— учить видоизменять фигуры, составляя из них модели предметов.
Целью данной работы было определить педагогические условия, которые будут способствовать формированию системы элементарных геометрических знаний у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Для достижения поставленной цели мной были выполнены следующие задачи:
1) мы изучили психолого-педагогические исследования о формировании системы элементарных геометрических знаний у детей младшего дошкольного возраста;
2) выявили роль использования игровой деятельности в формировании системы элементарных геометрических знаний у детей младшего дошкольного возраста;
3) провели диагностику уровня сформированности системы элементарных геометрических знаний у детей младшего дошкольного возраста;
4) разработали цикл занятий с использованием игровой деятельности для повышения уровня сформированности системы элементарных геометрических знаний у детей младшего дошкольного возраста;
5) проанализировали полученные результаты.

   

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы формирования системы элементарных геометрических знаний у детей младшего дошкольного возраста
1.1. Анализ психолого-педагогических исследований формирования системы элементарных геометрических знаний у дошкольников
Формирование элементарных математических представлений подразумевает знакомство детей с геометрическими фигурами, а также их разновидностями. Проблему знакомства детей с формой предмета и геометрическими фигурами изучали такие педагоги как А.М. Леушина [7], А.А. Столяр [15], Л.А. Парамонова [9], рассматривали в качестве сенсорного восприятия.
Знакомство с формой у ребенка начинается очень рано, уже в младенческом возрасте. На каждом шагу он сталкивается с тем, что необходимо учитывать форму предметов, тогда как напротив может не испытывать длительное время, к примеру, потребности в счете. Поэтому в первую очередь особо важное значение имеют те знания, к усвоению которых сам ребенок наиболее предрасположен.
Исходным содержанием понятия о форме выступают реальные предметы окружающей нас действительности. Форма – это такое основное осязательно и зрительно воспринимаемое свойство предмета, что помогает отличить тот или иной предмет от другого. Человечеством создана система эталонов для того, чтобы обозначать формы конкретных предметов. Это и есть система геометрических фигур [17].
Группировка различных геометрических фигур может представляться так: объемные и плоские, имеющие углы и не имеющие их, то есть округлые, а также различающиеся по ряду внешних признаков. Таким образом, геометрические фигуры являются образцами, эталонами формы реальных предметов или их отдельных частей. При помощи геометрических фигур проводится анализ окружающего мира, удовлетворяется потребность в том, чтобы разобраться в многообразии форм и в том, «что на что похоже». В результате чего происходит уподобление одного предмета другому по форме [17].
Знакомство детей с элементарными геометрическими знаниями необходимо рассматривать в двух направлениях: сенсорное восприятие различных форм геометрических фигур и развитие элементарного геометрического мышления, элементарных математических представлений. Направления эти совершенно различны. Ознакомление с геометрическими фигурами с точки зрения сенсорной культуры коренным образом отличается от их изучения во время формирования начальных математических представлений. Но без чувственного восприятия формы переход к ее логическому осознанию невозможен.
Значение сенсорного развития детей для их будущей жизни выдвигает перед практикой и теорией дошкольного воспитания задачу использования и разработки наиболее эффективных методов и средств сенсорного воспитания. Большое значение в сенсорном воспитании имеет игровая деятельность [18].
«Для того, чтобы знать, как и чему обучать детей на разных этапах их развития, необходимо, в первую очередь, проанализировать особенности сенсорного восприятия детьми формы различных предметов, в том числе и фигур» — отмечает Л.А. Венгер [3, с. 21].
А.Л. Смоленцева считает, что нужно организовать такие действия с предметами, при которых для получения необходимого результата требуется сопоставить их по форме. Сначала дети не могут выполнить такое сопоставление зрительно, поэтому принято использовать прием наложения. От внешних приемов сопоставления постепенно дети переходят к сопоставлению на глаз. Это позволяет им устанавливать различие и тождество между такими предметами, что нельзя наложить друг на друга [14, с. 78].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы