Курсовая с практикой на тему Формирование семейных ценностей у младших школьников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 4
1.Понятие «семейные ценности». 7
2. Роль формирования семейных ценностей в
педагогических исследованиях 14
3. Педагогические условия формирования семейных
ценностей у детей младшего школьного возраста. 19
4. Методы и формы формирования семейных ценностей
у детей младшего школьного возраста. 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 33
Введение:
В Концепции духовно — нравственного развития и воспитания личности
гражданина России одной из главных, базовых ценностей называется семья: «Семья-любовь
и верность, здоровье, благополучие, уважение к родителям, забота о старших и
младших, забота о продолжении рода». Семья является непреходящей ценностью для
развития каждого человека, играет важную роль в жизни государства, в воспитании
новых поколений, обеспечении социальной стабильности и прогресса. В новых нормативных
документах, регулирующих организацию образовательного процесса в
образовательных организациях, появились такие понятия, как «ориентация на
принятие семейных ценностей», «нравственные основы семьи», «ответственность
перед семьей».
Особое внимание сегодня следует уделить развитию семейной культуры
личности, которая включает в себя:
— осознание безусловной ценности семьи как основной основы нашей
принадлежности к народу, Отечеству;
— понимание и поддержание таких моральных принципов, как любовь, взаимопомощь,
уважение к родителям, забота о старших и младших;
— бережное отношение к человеческой жизни, забота о продолжении рода.
Система семейных ценностей, определяющих образ жизни семьи, является
основным средством нравственного воспитания. Этот инструмент обеспечивает
ознакомление с ценностями семейной культуры. Важными элементами системы
семейных ценностей являются: ценности, на основе которых строятся отношения
между членами семьи; семейные традиции, устанавливающие и сохраняющие основные
семейные ценности; спектр семейных событий и праздников, формирующих ценностные
приоритеты семьи; идеал семейной жизни, определяющий ценностно-смысловую
ориентацию семьи.
Проблема формирования семейных ценностей в научной литературе раскрывается
многоаспектной, в философском, социологическом, психологическом, педагогическом
направлениях.
Философский аспект проблемы раскрыт в трудах Г. Гегеля, А. Камю, И. Канта,
К. Ясперса, В. Библера, И. Ильина, М. Кагана, В. Тугаринов и других.
Психологические подходы к формированию семейных ценностей освещены в трудах
И. Беха, А. Бодалев, Л. Выготского, А. Леонтьева, В. Мухиной, В. Слободчиков, Д.
Фельштейна и других.
Педагогические особенности формирования семейных ценностей отражено в работах
Ю. Азарова, С. Акутинои, Ш. Амонашвили, А. Макаренко, В. Сухомлинского и
других.
Итак, вопросы формирования семейных ценностей у детей изучена достаточно,
однако в практике школ, до сих пор остаются вопросы об их формировании. В
частности, до сих пор остаются малоисследованными вопросы о формах, средствах и
условиях их формирования. Именно поэтому в данной работе представлена попытка
выяснить, наиболее оптимальные методы, форм и условии их формирования.
Цель исследования — проанализировать особенности формирования семейных
ценностей у младших школьников.
Задачи исследования:
1. изучить основные подходы к понятию «семейные ценности»,
2. определить особенности формирования семейных ценностей в теории
педагогики,
3. обобщить и систематизировать опыт школ по формированию семенных
ценностей младших школьников,
4. определить основные формы, средства и условия формирования семейных
ценностей младших школьников.
Методы исследования: анализ и обобщение научной литератур по теме
исследования, обобщение и систематизации передового педагогического опыта.
Практическое значение исследования заключается в разработке
содержательного и методического обеспечения работы школы с формирования семейных
ценностей в современных социокультурных условиях.
Выводы и рекомендации могут быть использованы в практике работы учителей общеобразовательных
школ, в последипломном педагогическом образовании и переподготовке учителей общеобразовательных
школ; при чтении спецкурсов в педагогических учебных заведениях.
Исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Заключение:
Итак, семейные
ценности — это признанная обществом совокупность мировоззренческих представлений
и нравственных установок о семье, основанных на традиционном понимании
института семьи, супружеских и родительско-детских взаимоотношений в семье,
влияет на выбор семейных целей, способов организации жизнедеятельности семь и и
взаимодействия ее членов и обеспечивает культурное и демографическое
воспроизводство общества.
Семейные ценности,
как составляющая фундамента всей культуры человечества, в идеале должны быть
сформированы в соответствии с общечеловеческими ценностями и ценностями общества,
в котором живет семья. В
нашем понимании это такие ценности, как любовь, забота, взаимопонимание,
верность, уважение, сострадание, взаимоподдержка, искренность, доверие и др.
Названные ценности являются не только важными для эффективной жизнедеятельности
семьи, они составляют ее основу. Итак, овладение молодым поколением семейными
ценностями можно рассматривать как предпосылки его подготовки к созданию семьи
и успешной семейной жизнедеятельности.
На
протяжении достаточно долгой истории педагогики, всегда педагогическая мысль
акцентировалась на формировании
семейных ценностей у детей, что на современном этапе отразилось и в нормативных
актах.
Были разобраны условия направленные на формирование
семейных ценностей, как в учебной, так и во внеурочной деятельности.
На основе анализа научных исследований, было выявлено
три педагогических условия, способствующих формированию семейных ценностей
младших школьников: в образовательном процессе с детьми, с помощью привлечения
родителей, а так же организация и проведение совместных мероприятий с детьми и
родителями.
Также были определены компоненты воспитательной системы
школы цели; деятельность, обеспечивающая их реализацию; субъекты деятельности,
ее организующие и в ней участвующие; отношения, интегрирующие субъектов в некую
общность; среда системы, освоенная субъектами; внутреннее управление,
обеспечивающее интеграцию всех компонентов системы в целостность
Приоритетными методами воспитания у младших школьников ценностного
отношения к семье являются: метод примера, дискуссия, метод создания
воспитательных ситуаций, организация разнообразной деятельности воспитанников
на благо других.
Основными формами выступают традиционные и нетрадиционные: лекции,
конференции, круглые столы, так и интерактивных – семинары, практикумы,
тренинги и др.
Цель работы была достигнута. На основании изученной
литературы мною была разработана система мероприятий направленных на
формирование у детей ценностного отношения к семье.
Фрагмент текста работы:
1. Понятие «семейные ценности» Ценность – важность, значимость, польза, полезность
чего-либо. Внешне ценность выступает как свойство предмета или явления. Однако
значимость и полезность присущи им не от природы, не просто в силу внутренней
структуры объекта самого по себе, а являются субъективными оценками конкретных
свойств, которые вовлечены в сферу общественного бытия человека, человек в них
заинтересован или испытывает потребность. Система ценностей выполняет роль
повседневных ориентиров в предметной и социальной действительности человека,
обозначений его различных практических отношений к окружающим предметам и
явлениям [16].
Семейные ценности организованы вокруг понятия семьи.
Семья – необходимая составляющая социальной структуры цивилизованного общества,
исторически изменяющееся явление [6, с. 45]. Семья функционирует как социальный
институт воспитания и первоначальное развитие личности ребенка, является тем
общественным образованием, где человек получает первый опыт организации
жизнедеятельности в ее проявлениях – в производительной деятельности, быту.
Человек в семье приобретает навыки общения и поведения, основные уроки будущей
семейной жизни, представления о жизненных целях и ценностях, приобщается к
нормам и эталонам культуры.
Значимым для данной работы является выделение Е.Е.
Чепурных таких ценностей, как здоровье, справедливость, дружба, доверие,
взаимопомощь, взаимоподдержка, цель жизни, свобода, правда, красота, которые
выступают основными духовно-нравственными ориентирами воспитания личности в
семье, в подготовке его к самостоятельной взрослой жизни [3].
Близкой к приведенным является позиция Б. Ерасова [4],
который выделяет следующие виды ценностей:
1) витальные — жизнь, здоровье, безопасность,
благосостояние, природную среду,
2) социальные — статус, положение, трудолюбие, семья,
профессия, способность к достижению;
3) политические — законность, гражданская свобода,
порядок;
4) моральные — добро, любовь, дружба, честь,
справедливость, взаимопомощь;
5) религиозные — вера, Бог, церковь, спасение;
6) эстетические — красота, идеал, стиль, гармония,
традиции, культурная самобытность и др. Как видим, ученые не выделяют семейных
ценностей в отдельную группу.
Однако в приведенной классификации имеют место такие
ценности, как счастье, любовь), которые каждой личностью соотносятся с
семейным; на когнитивном уровне речь идет о ценности, связанные с осознанием
себя как субъекта взаимоотношений и субъекта социальных отношений (а семейные –
одни из важнейших для человека, семьянин – одна из основных социальных ролей
личности).
И хотя семейные
ценности не выделены в отдельную группу, в то же время, в составляющие
социальных ценностей входит такая ценность, как «семья», а среди моральных
ценностей названы «любовь», «дружба», «добро», «взаимопомощь».
В частности, ученый В. Николина в систему воспитания
духовных ценностей среди других (экзистенциальные ценности, определяющие
духовное бытие личности (человек, его жизнь, здоровье, свобода, Выбор, мир);
религиозные ценности (Бог, вера, святыни, милосердие, покаяние, воздержание как
основа духовного подъема личности); эстетические ценности (красота, творение
природы и человека) определяют эстетическое отношение к миру;
духовно-нравственные ценности (любовь, добро, благо, совесть, долг,
нравственный императив), которые определяют «ядро» личности и носят
неситуативний характер; познавательные ценности (истина, знание, мудрость),
которые обеспечивают процесс познания мира; национальные ценности (родная
земля, родной язык, национальная история, традиции) как основа сохранения
национальной культуры и самосознания личности; государственные ценности
(Родина, патриотизм, гражданственность) как основа сохранения целостности
страны); включает семейные ценности (семья и ее традиции, дом, родители) как
основу социального бытия человека. Ученый, определяя семейные ценности основой
социального бытия человека, высказывает важные мысли о роли воспитания ребенка
в семье: «именно в семье закладываются ценности добра, любви, сострадания,
чести, почитание родителей» [7, с. 11
В. Сухомлинский, называл такие семейные ценности, как
взаимоотношения между родителями, ведь «могучая духовная сила воспитания
заложена в том, что дети учатся смотреть на мир глазами отца, учатся у отца
уважать, уважать мать, бабушку, женщину, Человека. Женщина, мать, бабушка в
семье есть, можно сказать, эмоциональным и эстетическим, нравственным духовным
центром семьи, ее главой» [15, с. 438]. А. Вишневский относил к семейным
ценностям:
1) кодексы ценностей (систематизированный перечень
вербальных правил, требований, законов, запретов, определений);
2) качества человеческой души (поступки, поведение в
целом);
3) культура (философия, литература, язык, искусство,
религия, традиции, моральные источники и тому подобное).
В труде «Система ценности и стратегия воспитания» А.
Вишневский отмечает кодекс добродетелей личности и утверждает, что формируя
воспитательный идеал, ценности указывают на вектор воспитательных усилий, а
потому становление личности можно определить как «присоединение к иерархии
стоимостей, добровольно избранной, усвоенной и реализованной путем
соответствующей деятельности» [2, с. 18]. Следовательно, в основу ценностей
воспитания В. Вишневским положен процесс формирования пяти фундаментальных
качеств человека: нравственности, патриотизма, демократизма, родства и
природосообразности. Поэтому, к ценностям воспитания педагог включает абсолютно
вечные, основные национальные, гражданские, ценности семейной жизни и
валео-экологические [1].
Близкими к характеристике ценностей В. Вишневским, по
нашему мнению, взгляды И. Подласого, который идеалами воспитательной системы
общества определяет такие ценности, как любовь, доброту, здоровье,
справедливость, познание Бога и самого себя, семью. В трудах А. Вишневского, И.
Подласого ценности семейной жизни, как составляющие духовно-нравственных
ценностей, рассматриваются как такие, что составляют основу внутреннего мира
личности и дают ей возможность существовать и действовать свободно, сознательно
и целенаправленно.
Разделяет такую позицию ученых относительно понимания
сущности семейных ценностей и Л. Повалий, которая рассматривает семейные
ценности как признанную в обществе совокупность представлений о семье, влияющая
на выбор целей, способов организации жизнедеятельности и взаимодействия;
принципов взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, которые
охватывают любовь, заботу, взаимопонимание, терпение, верность, уважение,
сострадание, взаимоподдержку, искренность, доверие и др.
При этом ученый подчеркивает, что названные ценности
являются не только важными для эффективной жизнедеятельности семьи, они
составляют и основу [10].
По мнению ученого Л. Канишевской, ценности семейной
жизни как мировоззренческие представления и моральные установки, основанные на
традиции ном понимании института семьи, отношений человечества в семье,
обеспечивают культурное и демографическое воспроизводство общества [6 67].
Значимыми для данного исследования являются подходы к
классификации и содержательному наполнению категории семейных ценностей учеными
Д.Е. Узденовой и А. Русецкой, которые, выделяют семейные ценности в отдельную
самостоятельную группу. Д. Е. Узденова предлагает такую их классификацию:
семейные функции как ценность (репродуктивная, социальная, экзистенциальная),
отцовство, дети, родство, семейные взаимоотношения, чувства любви и взаимное
уважение в семье, воспитание ребенка, физиологическая потребность, материальное
благосостояние, нравственная культура межполовые отношения, общечеловеческие
нормы морали, традиционная этническая культура, духовная культура [12].
А. Русецкая предлагает иерархию семейных ценностей:
самое высокое место занимают автотелические, затем жизненные, нравственные и
духовные. Автотелические ценности — это цели, достигаемые людьми самостоятельно
для себя и определяющие выбор стратегических задач в жизни. К ним относятся:
любовь, счастливая семейная жизнь, семейное благополучие. К жизненным ценностям
ученый относит преимущественно здоровье человека и материальное благополучие.
Моральные ценности, как замечает А. Русецкая, это ценности, сформированные в
обществе и признанные в отношениях среди людей (добросовестность, порядочность,
честность, уважительность и др.). Духовные же ценности характеризуются
отношением к религии, высшим идеалам, прекрасному [12].
«Как средство единения и передачи социального опыта от
поколения к поколению, как систему, в которой проявляются и переплетаются
результаты духовной деятельности всех членов семьи», определяет семейные
ценности Л. Панкова и выделяет в ней следующие ценности: «любовь, дети, здоровье,
совместно проведенное свободное время» [9, с. 77-78].
Проведенный анализ научных взглядов современных ученых
на семейные ценности позволил нам сделать некоторые обобщения. Так, семейные
ценности обращены к разуму, воли, чувств личности и в их основе личностный опыт
человека, семейные ценности составляют ядро личности, ее уникальный личностный
стержень; они являются совокупностью общих принципов поведения человека, его
взаимодействия с другими людьми, природой, обществом. Семейные ценности
рассматриваются как социальные по своей природе личностные установки человека,
которые выполняют функцию регуляторов поведения и охватывают все стороны
человеческого бытия.
Таким образом, теоретический анализ позволил выделить основные
системообразующие семейные ценности:
— ценности, связанные с браком (ценность брака,
супружеская верность; ценность равноправия супругов, ценность доминирования
одного из них, ценности разнообразных половых ролей в семье, ценность
межличностных коммуникации между супругами, отношений взаимоподдержки и
взаимопонимания супругов; взаимная любовь);
— ценности, связанные с отцовством (ответственное
отцовство, ценность воспитания и социализации детей в семье, демократизация
отношений, уважение к правам ребенка);
— ценности, которые связаны с родственными связями
(ответственность за благополучие других членов семьи, ценность взаимодействия
между родственниками, забота о родителях и старших в семье, уважение к предкам,
уход за их могилами).
Итак, мы учитываем, что ценности семейной жизни приобретают
сегодня особое значение в связи с общим пересмотром системы жизненных ценностей
и ориентаций в обществе, моральных норм и взглядов на семью и ее роль. Семейные ценности — это
духовно-нравственные ориентиры и установки, основой которых является традиционное
представление о семье, ответственную брачную и семейную поведение в семье, что
обеспечивают демографическое воспроизводство, воспитание и социализацию детей,
формирования семьянина.
На наш взгляд, семейные ценности — это признанная обществом совокупность
мировоззренческих представлений и нравственных установок о семье, основанных на
традиционном понимании института семьи, супружеских и родительско-детских
взаимоотношений в семье, влияет на выбор семейных целей, способов организации
жизнедеятельности семь и и взаимодействия ее членов и обеспечивает культурное и
демографическое воспроизводство общества.
Семейные ценности,
как составляющая фундамента всей культуры человечества, в идеале должны быть
сформированы в соответствии с общечеловеческими ценностями и ценностями
общества, в котором живет семья. В нашем понимании это такие ценности, как любовь, забота,
взаимопонимание, верность, уважение, сострадание, взаимоподдержка, искренность,
доверие и др. Названные ценности являются не только важными для эффективной
жизнедеятельности семьи, они составляют ее основу. Итак, овладение молодым
поколением семейными ценностями можно рассматривать как предпосылки его
подготовки к созданию семьи и успешной семейной жизнедеятельности.