Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Формирование регулятивных УУД в процессе изучения лексики в начальной школе

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 2

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ЛЕКСИКЕ 5

1.1 Понятие о регулятивных УУД 5

1.2 Лексика как раздел науки о языке 12

1.3 Возможности лексики в формировании регулятивных УУД 16

ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЛЕКСИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 19

2.1. Исследование уровня сформированности регулятивных УУД у учащихся 4-х классов в процессе изучения лексики в начальной школе 19

2.2.Комплекс заданий по формированию регулятивных УУД у младших школьников в процессе обучения лексике 26

2.3. Анализ экспериментальной работы 32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 39

Приложения 42

  

Введение:

 

С внедрением новых государственных стандартов образования вопрос гармоничного развития личности стал более подробно освещаться в научно-методической литературе. Проблему стали освещать как педагоги, так и психологи. Современные подходы к психологическому сопровождению процесса обучения в начальной школе основаны на трудах советских ученых: Выготского Л.С, Гальперина П.Я., Леонтьева А.Н. Их теории получили развитие в работах современных психологов, таких как Дружинин В.Н., Зинченко В.П., Зимнякова И.Ю., Моросанова В.И. и др.

Актуальность. Проблема формирования УУД при изучении лексического состава языка в начальной школе рассматривается как учеными, так и практикующими педагогами. Но тот факт, что в условиях применения одних и тех же педагогических технологий не все дети успешны в обучении, и УУД у них формируются разными темпами, побуждает педагогов к поиску новых путей решения данной проблемы. Безусловно, необходимо учитывать индивидуальные психологические особенности каждого ребенка, которые могут оказывать влияние на освоение учениками образовательной программы. Взаимодействие учителя с психологом позволяет не только правильно подобрать систему заданий для каждого ученика, но оценить эффективность применения тех или иных педагогических приемов.

При недостаточном методическом обеспечении процесса формирования УУД существует необходимость подбора комплекса заданий, направленных на развитие конкретной области учебных действий. Практическая значимость нашей работы заключается в попытке проанализировать эффективность развития регулятивных учебных действий при изучении лексики в начальной школе и составить комплекс заданий, формирующих у детей навыки самостоятельного целеполагания, планирования, контроля и коррекции собственной учебной деятельности.

Цель исследования: на основе и экспериментального исследования разработать систему заданий по изучению лексики, которая способствует развитию регулятивных универсальных учебных действий.

Объект исследования: формирование регулятивных УУД в начальной школе.

Предмет исследования: формирование регулятивных УУД в процессе обучения лексике.

Гипотеза: формирование регулятивных УУД у младших школьников будет эффективным, если разработать и апробировать комплексные задания, направленные на повышение уровня внимания и самоконтроля, развитие навыка целеполагания и поэтапного планирования собственной деятельности.

Задачи:

• обобщить и систематизировать нормативную и научно-методическую литературу по проблеме формирования УУД;

• проанализировать научную и методическую литературу по вопросам изучения лексики в начальной школе;

• провести экспериментальное исследование уровня сформированности регулятивных учебных действий учащихся начальной школы;

• провести сравнительный анализ эффективности обучения лексике в экспериментальном и контрольном классах;

• разработать комплекс заданий по лексике, повышающих уровень сформированности регулятивных учебных действий.

• интерпретировать данные исследования, проанализировать влияние комплекса специальных упражнений на эффективность обучения лексике.

Теоретико-методологические основы исследования:

• теория развивающего обучения (В.В. Давыдов, Б.Д. Эльконин и др.);

• формирование целеполагания и планирования у учащихся начальной школы (Л.В. Байбородова, О.И. Баранова и др.);

• прогнозирование самооценки младших школьников (А.Б. Воронцов, Г.А. Цукерман и др.).

Методы экспериментального исследования: изучение и анализ научной литературы по проблеме исследования формирования регулятивных универсальных учебных действий, экспериментальное исследование уровня регулятивных учебных действий учащихся 4 класса, интерпретация результатов.

Практическая значимость: данная курсовая работа может быть использована в практике учителями начальных классов

Структура: курсовая работа состоит из

Введения

2-х глав

Заключения

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В соответствии с намеченной целью и задачами нами была проанализирована нормативная, научная и методическая литература по проблеме возможности эффективного формирования регулятивных учебных действий в процессе изучения лексики в начальной школе. В теоретической части работы нами были сделаны следующие выводы:

Регулятивные универсальные учебные действия позволяют учащемуся самостоятельно организовывать свою деятельность. На каждом этапе работы школьник совершает собственный выбор: ставит цель или осознанно принимает ее от учителя; планирует последовательность учебных операций; предполагает, каким должен быть конечный результат; оценивает результаты своего труда и при необходимости вносит соответствующие коррективы. Таким образом, его деятельность на уроке проходит следующие этапы:

• целеполагание – закрепление учебной задачи, активизация уже усвоенного материала и сформированных навыков и определение того, что предстоит узнать или освоить для достижения поставленной цели;

• планирование – деление всего поискового процесса на отдельные этапы с постановкой на каждом из них промежуточной цели, выстраивание алгоритма действий, необходимого для наиболее эффективного достижения конечного результата;

• прогнозирование – предположение результата работы и эффективности его достижения;

• контроль в форме сравнения способа действия и его результата с предложенным образцом, обнаружение возможных расхождений, поиск ошибок;

• коррекция – внесение необходимых дополнений и изменений в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;

• оценка – осознание учащимся новизны и актуальности полученного на уроке учебного материала, оценивание качества и уровня усвоения;

• саморегуляция – способность контролировать свою эмоционально-волевую сферу, мобилизовать внутренние резервы для преодоления затруднений в решении проблемной учебной задачи, умение переключаться с одного вида деятельности на другой.

В практической части работы нами было проведено экспериментальное исследование уровня сформированности регулятивных учебных действий у учащихся 4 класса. Был предложен комплекс упражнений, который может применяться на любом из этапов уроков русского языка и способствует повышению уровня сформированности регулятивных действий. По итогам исследования, интерпретации и анализу его результатов были сделаны следующие выводы:

 в процессе обучения лексике в 4-х классах происходит положительная динамика;

 динамика в контрольном классе выше динамики в экспериментальном классе на 18,5%, то есть в 2,6 раза;

 разработанный комплекс упражнений в обучении лексике четвероклассников оказывает положительное влияние на развитие регулятивных УУД.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ЛЕКСИКЕ

1.1 Понятие о регулятивных УУД

ФГОС нового поколения основной целью образования определяет общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся. В соответствии с этой целью должна формироваться система универсальных учебных действий, позволяющая детям не только осваивать конкретные предметные знания и навыки, но и обеспечивающая такую ключевую компетенцию как «научить учиться».

В широком значении «универсальные учебные действия» – это саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта [26, стр.54]. В более узком – это совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Таким образом, освоение умения учиться предоставляет учащемуся неограниченные возможности для всестороннего личностного развития.

К основным функциям универсальных учебных действий относят:

• реализацию учащимся возможностей самостоятельно организовывать учебную деятельность, осознанно принимать или определять учебные цели, осуществлять поиск способов их достижения, оценивать результаты своего труда и вносить необходимые коррективы;

• создание оптимальных условий для личностного роста ребенка, реализации его познавательного и творческого потенциала, успешного освоения образовательной программы, формирования необходимых практических умений и навыков, способствующих его развитию.

В научной литературе по данной проблеме обычно выделяется четыре вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные [3, стр.10].

Личностные универсальные учебные действия отражают мировоззрение школьника, его нравственные ориентиры, отношение к событиям и явлениям окружающей действительности, а также к другим членам социума. На основе личностных учебных действий ребенок соотносит свое поведение с общепринятыми нормами и правилами, принципами морали, учится делать нравственный выбор и нести за него ответственность. Освоение этих действий помогает правильно идентифицировать собственную социальную роль, социальный статус, и на основе активного осознания выстраивать конструктивные отношения с окружающими [15, стр.48]. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:

• самоопределение – выбор собственной позиции в трудных жизненных ситуациях, начиная от осознания себя как части коллектива, заканчивая определением профессионального выбора, выбором жизненных принципов и постановкой значимых и достижимых целей. В учебной деятельности самоопределение позволяет учащемуся преодолевать трудности в решении конкретной учебной задачи, аргументировано отстаивать собственную позицию и с уважением относиться к чужому мнению.

• смыслообразование – соотнесение цели учебной деятельности с ее мотивом, осознанное принятие цели и активное включение в деятельность. Выбор мотива, принятие его как личностно значимого, обуславливает успешность деятельности и ее конечный результат. То есть для повышения эффективности своей работы ребенок должен понимать, для чего ему нужно ее выполнить.

• нравственно-этическая ориентация – способность согласовывать собственную систему ценностей с общепринятыми нормами и правилами, умение принимать самостоятельные решения и быть готовым нести ответственность за сделанный выбор.

Регулятивные универсальные учебные действия позволяют учащемуся самостоятельно организовывать свою деятельность. На каждом этапе работы школьник совершает собственный выбор: ставит цель или осознанно принимает ее от учителя; планирует последовательность учебных операций; предполагает, каким должен быть конечный результат; оценивает результаты своего труда и при необходимости вносит соответствующие коррективы [1, стр.71]. Таким образом, его деятельность на уроке проходит следующие этапы:

• целеполагание – закрепление учебной задачи, активизация уже усвоенного материала и сформированных навыков и определение того, что предстоит узнать или освоить для достижения поставленной цели;

• планирование – деление всего поискового процесса на отдельные этапы с постановкой на каждом из них промежуточной цели, выстраивание алгоритма действий, необходимого для наиболее эффективного достижения конечного результата;

• прогнозирование – предположение результата работы и эффективности его достижения;

• контроль в форме сравнения способа действия и его результата с предложенным образцом, обнаружение возможных расхождений, поиск ошибок;

• коррекция – внесение необходимых дополнений и изменений в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;

• оценка – осознание учащимся новизны и актуальности полученного на уроке учебного материала, оценивание качества и уровня усвоения;

• саморегуляция – способность контролировать свою эмоционально-волевую сферу, мобилизовать внутренние резервы для преодоления затруднений в решении проблемной учебной задачи, умение переключаться с одного вида деятельности на другой.

Познавательные универсальные учебные действия включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем. Ребенок учится анализировать познавательную задачу, удерживать ее на протяжении урока или специально отведенного времени. Он осуществляет поиск необходимой информации из различных источников: учебников, словарей, наглядных пособий, карт, схем и т.д. Ученик должен не только понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач; выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, но еще и уметь критически ее оценивать. При решении учебных задач он овладевает навыками анализа, синтеза, сравнения, классификации, учится прослеживать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы, высказывать свое мнение, аргументировано отстаивать свою позицию [1, стр.82].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы