Курсовая с практикой на тему Формирование регулятивных универсальных учебных действий младших школьников на уроках технологии
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава I Теоретические основы изучения проблемы формирования регулятивных универсальных учебных действий 6
1.1 Формирование универсальных учебных действий как педагогическая проблема 6
1.2 Пути и средства формирования регулятивных универсальных учебных действий в начальной школе 11
Глава II Опытно-экспериментальная работа по формированию регулятивных универсальных учебных действий младших школьников на уроках технологии 17
2.1 Изучение регулятивных универсальных учебных действий младших школьников 17
2.2 Практика организации работы учителя по формированию регулятивных универсальных учебных действий на уроках технологии 19
2.3. Сравнительные результаты исследования 25
Заключение 31
Список источников и литературы 34
Приложение……………………………………………………………………….38
Введение:
Актуальность задачи подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности в условиях бурного развития науки и техники обозначила необходимость изменения существующей практики преподавания уроков технологии в начальной школе.
Технология как учебный предмет способна развить у учащихся критичность и продуктивность мышления, сформировать навыки принятия и реализации самостоятельных решений, развить интерес к науке. Указанные направления развития являются приоритетом при освоении основной образовательной программы в школе.
Внедрение в образовательный процесс новых федеральных государственных образовательных стандартов обусловило в качестве важнейшей цели формирование у учащихся целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, а также способностей к развитию и саморазвитию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Универсальные учебные действия понимаются в качестве совокупности способов действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая и организацию этого процесса. Одним из видов универсальных учебных действий (УУД) выступают регулятивные УУД, ответственные за формирование у школьников навыков саморегуляции, самооценки, самоконтроля, произвольного поведения и пр.
Для учащихся начальной школы формирование и развитие регулятивных универсальных учебных действий выступает острой необходимостью, т.к. зачастую именно недостатки развития саморегуляции и низкий уровень волевого поведения приводят к снижению усвоения знаний учащимся и, как следствие, формируют школьную неуспеваемость.
Теоретическая значимость темы формирования регулятивных универсальных учебных действий младших школьников на уроках технологии и наличие практического запроса на ее разработку со стороны педагогического сообщества обусловили актуальность проблемы исследования.
Изученность проблемы исследования. Различные аспекты формирования универсальных учебных действий у младших школьников изучались Н.П. Ансимовой, А.Г. Асмоловым, В.В. Давыдовым, А.В. Захаровой, В.П. Зинченко, Э.В. Ильенковым, А.К. Марковой, О.Н. Молчановой, В.И. Моросановой, Г.А. Цукерман и др.
Своеобразие формирование именно регулятивных универсальных учебных действий раскрыто А.Б. Воронцовым, В.В. Донсковым, Л.В. Жаровой, А.С. Лында, Е.В. Минаевой, Э.В. Минздаевой, Л.П. Никитиной, И.Е. Сюсюкиной, Н.Н. Титаренко, Г.А. Цукерман и др.
Объект исследования: регулятивные универсальные учебные действия младших школьников.
Предмет исследования: формирование регулятивных универсальных учебных действий младших школьников на уроках технологии.
Цель исследования: изучить теоретические аспекты и практическую реализацию работы учителя по формированию регулятивных универсальных учебных действий на уроках технологии.
Гипотеза исследования: предполагается, что формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках технологии у младших школьников будет реализовано при соблюдении следующих педагогических условий:
— составление плана действий;
— создание проблемной ситуации;
— регулярное проведение рефлексии;
— формирование приемов самопроверки на различных этапах работы.
Объект, предмет, цель и гипотеза исследования обусловили необходимость решения следующего перечня задач:
1. Рассмотреть формирование универсальных учебных действий как педагогическую проблему.
2. Описать пути и средства формирования регулятивных универсальных учебных действий в начальной школе.
3. Выполнить изучение регулятивных универсальных учебных действий младших школьников.
4. Организовать на практике работу учителя по формированию регулятивных универсальных учебных действий на уроках технологии.
5. Провести сравнение полученных результатов исследования.
Методы исследования:
— теоретический анализ литературы по проблеме исследования;
— обобщение педагогического опыта;
— тестирование;
— педагогический эксперимент;
— качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, структурированных на параграфы, заключения, списка литературы и приложений.
Заключение:
По итогам выполнения курсовой работы удалось достичь поставленной во введении цели работы, что позволило изучить теоретические аспекты и практическую реализацию работы учителя по формированию регулятивных универсальных учебных действий на уроках технологии.
Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:
— было рассмотрено формирование универсальных учебных действий как педагогическая проблема;
— были описаны пути и средства формирования регулятивных универсальных учебных действий в начальной школе;
— было выполнено изучение регулятивных универсальных учебных действий младших школьников;
— была организована на практике работа учителя по формированию регулятивных универсальных учебных действий на уроках технологии;
— было проведено сравнение полученных результатов исследования.
По итогам реализации опытно-экспериментальной работы по формированию регулятивных универсальных учебных действий младших школьников на уроках технологии были получены следующие результаты:
На констатирующем этапе исследования младшие школьники, как из экспериментальной группы (1 «А» класс), так и из контрольной группы (1 «Б») класс имеют недостаточно развитый уровень регулятивных УУД, что подтверждается недостаточным уровнем развития умений действовать по образцу, общим недостаточным уровнем саморегуляции и действий по передаче информации.
При этом мы отмечаем, что значительных отличий в развитии регулятивных УУД у детей, принявших участие в исследовании на констатирующем этапе, не выявлено; это факт позволяет нам провести последующее корректное сравнение результатов повторной диагностики ребят.
Под воздействием участия в формирующей части экспериментальной работы (представленной циклом из учебных занятий по использованию утилизированных материалов) учащиеся из 1 «А» класса смогли значительно повысить свой уровень умения действовать по правилам. Несмотря на то, что определенный рост изучаемого параметра мы фиксируем и в контрольной группе учеников, динамика в экспериментальной группе носит более заметный и успешный характер.
Рост уровня саморегуляции в экспериментальной группе учащихся 1 «А» класса значительно превышает аналогичные показатели в контрольной группе учеников 1 «Б» класса. Это означает, что выделенные в рамках гипотезы педагогические условия позволили развить регулятивные УУД у учащихся, в частности обеспечили стимуляцию их саморегуляции.
Составление плана действий, создание проблемной ситуации, регулярное проведение рефлексии и формирование приемов самопроверки на различных этапах работы на уроках технологии обеспечило обучающихся из 1 «А» (экспериментального) класса условиями для роста уровня действий по передаче информации. В то время как у обучающихся из контрольного 1 «Б» класса не выявлено аналогичной динамики по параметру.
Таким образом, качественный и количественный анализ эмпирических данных позволил доказать истинность выдвинутой гипотезы исследования о том, что формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках технологии у младших школьников будет реализовано при соблюдении следующих педагогических условий:
— составление плана действий;
— создание проблемной ситуации;
— регулярное проведение рефлексии;
— формирование приемов самопроверки на различных этапах работы.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи реализованы, а гипотеза доказана в полном объеме.
В заключение работы отметим, что выполненное исследование имеет как теоретическую, так и практическую значимость.
Теоретическая значимость исследования состоит в систематизации и обобщении научно-методической литературы по проблеме формирования регулятивных универсальных учебных действий младших школьников на уроках технологии.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования материалов работы следующими категориями лиц:
— педагогами начального звена в ходе преподавания курса технологии учащимся;
— студентами, обучающими по направлению «Педагог начального звена», с целью самоподготовки к тематическим семинарским и практическим занятиям;
— учеными, занимающимися разработкой схожей научной проблематики, с целью систематизации и обобщения эмпирического материала.
Фрагмент текста работы:
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) второго поколения с позиции методологического подхода базируется на определенном ряде положений, которые регламентируют развитие подрастающего поколения российского общества [4].
Рассмотрим ряд требований, которые предъявляются к ступени начального общего образования:
— структурообразующие требования:
— результативные требования;
— требования к реализации [4].
При этом необходимо иметь ввиду того, что ключевой целевой установкой с точки зрения начального образования является непосредственно овладение базовой частью ученой деятельности, а именно, ее коммуникативной, интеллектуальной, социальной деятельности.
Существующие в современном мире новые социальные запросы общества регламентируют своим образованием целевую форму развития с позиции общекультурного, личностного и познавательного аспектов развития, что, в свою очередь, обеспечивает основополагающую компетенцию образования с позиции «научить учиться». Исходя из этого следует, что основополагающей задачей современной системы образования представляется именно формирование комплекса «универсальных учебных действий», которые само совершенствуют личность посредством приобщения к социальному опыту.
Обратим внимание на тот факт, что само по себе определение УУД подразумевает под собой определенную способность к самосовершенствованию путем присвоения нового социального опыта. С позиции психологического знания, в свою очередь, УУД можно рассматривать как некоторую совокупность действий учащегося, которые реализуют процессы его культурной идентичности, а также помогают самостоятельным образом усваивать новые знания в процессе образовательной деятельности [21].
В программе развития, которая была разработана А.Г. Асмоловым [29], компетентность позиционируется как знания, позиционируемые в действии. Также рассматривается и компетентностный подход, которые обосновывается тем, что учащиеся активно усваивают приобретаемые ими знания в процессе образования, что позволяет достигать высоких результатов в обучении. В данной концепции речь идет о том, что развитие с точки зрения УУД можно описать тремя аспектами:
— организация содержания образовательного процесса;
— межпредметность;
— результативность [29].
Исходя из сказанного, следует констатировать, что само по себе достижение такого аспекта как «умение учиться» подразумевает обязательное освоение всей структуры учебной деятельности в целом. В частности же усваиваются следующие составляющие:
— познавательные и учебные мотивы;
— цель обучения;
— задача обучения;
— операциональные УУД [10].
Рассмотрим функциональные особенности УУД:
— обеспечение возможности самостоятельной реализации учебной деятельности, в частности же, формулирования учебных целей, поиска и использования необходимых способов и средств достижения, контроля и оценивания процесса и итогов деятельности;
— формирование условий, обеспечивающих аспект личностной самореализации;
— овладение ЗУН и предметное развитие [10].
Кроме того следует понимать, что универсальность УУД заключается в следующих аспектах:
— надпредметность и метапредметность;
— целостность познавательных процессов;
— преемственность процесса образования;
— регулятивный характер деятельности;
— поэтапность образовательного процесса и психологическая готовность к усвоению знаний [19].
Важно отметить, что УУД разделяются блочно. Представим эти блоки:
— личностный;
-регулятивный;
— познавательный;
— знаково-символический;
— коммуникативный [19].