Курсовая с практикой на тему Формирование речи у детей раннего возраста посредством использования современных технологий
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЛОГОПЕДИИ: РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 5
1.1. Становление речи в онтогенезе в норме и патологии 5
1.2. Особенности дифференциальной диагностики и логопедического обследования детей раннего возраста с задержкой речевого развития, алалией и другими речевыми нарушениями со сложной структурой в онтогенезе 9
2. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ РЕЧИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА 17
2.1. Коррекционно-логопедическая работа по формированию речевых навыков у детей раннего возраста с использованием современных технологий 17
2.2. Актуальные подходы и технологии в работе с детьми раннего возраста на этапах формирования речевых навыков 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37
Введение:
Реформирование системы специального образования в нашей стране требует разработки новых эффективных методов коррекционно-предупредительного и развивающего обучения детей с особыми образовательными потребностями, которые соответствуют современным научным знаниям о нормальном и дизонтогенетическом развитии.
При общем недоразвитии речи наблюдается недостаточность различных психологических механизмов и структурных компонентов речевой деятельности, а потому его коррекция должна проводиться с учетом дифференцированного характера речевого дефекта и базироваться на принципах личностно ориентированного обучения.
В работе над практическим овладением лексико-семантических явлений (синонимия, антонимия, омонимия, многозначность, переносное значение) недостаточно учтены специфические особенности усвоения лексики детьми раннего дошкольного возраста с алалией.
Исследования многих ученых (А. Богуш, Л. Бартенева, А. Леонтьев, Е. Соботович, А. Шахнарович, Т. Ушакова и др.) свидетельствуют о недостаточном изучении инновационных методик формирования речи у детей раннего возраста.
Цель работы – изучить возможности формирования речевых навыков у детей раннего возраста посредством использования современных технологий.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности становления речи в онтогенезе в норме и при патологии.
2. Выделить особенности дифференциальной диагностики и логопедического обследования детей раннего возраста с задержкой речевого развития, алалией и другими речевыми нарушениями со сложной структурой в онтогенезе.
3. Сформулировать направления коррекционно-логопедической работы по формированию речевых навыков у детей раннего возраста с использованием современных технологий.
4. Охарактеризовать существующие инновационные подходы и технологии в работе с детьми раннего возраста на этапах формирования речевых навыков.
Базой проведения исследовательской деятельности по формированию речевых навыков у детей раннего возраста посредством использования современных технологий стала МДОУ «Детский сад № 166 «Ласточка»» г. Саратова. В исследовании принимали участие воспитанники данного учреждения, посещающие младшую группу, в количестве 15 человек в возрасте от 1 до 2 лет, с различными речевыми нарушениями.
Научная новизна и практическая значимость исследования состоит в возможности использования его материалов в дальнейших работах, посвященных заявленной проблематике.
Структура исследования обусловлена его целями и задачами. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Актуальность исследования определяется пониманием современных тенденций в образовании, направленных на создание системы образовательных услуг, обеспечивающих раннее развитие детей. В стране сохраняются негативные тенденции в динамике состояния здоровья детей. Они характеризуются увеличением рождаемости детей с различными нарушениями, ростом их заболеваемости и инвалидности. В этой связи особую актуальность начинает приобретать диагностика раннего психо-речевого развития и комплексная своевременная психолого-медико-педагогическая работа с семьей и ребенком раннего возраста, имеющим проблемы в развитии. Необходимость максимально раннего оказания комплексной помощи семье, воспитывающей ребенка с особыми образовательными потребностями, может служить одним из факторов, позволяющим оптимизировать образовательные возможности ребенка.
Политика государства ориентирует дошкольную образовательную систему на создание единых служб ранней помощи, для реализации преемственности между отделами ранней помощи и дошкольными учреждениями. В такой ситуации, дошкольное учреждение определяется как центральное, в осуществлении возможности оказывать ежедневное воздействие на ребенка с ОВЗ.
Специалисты, работающие в детских учреждениях, говорят об увеличении количества плохо разговаривающих или совсем неговорящих детей раннего возраста. Речевая патология детей дошкольного возраста составляет наибольшее количество среди других отклонений детей с ограниченными возможностями здоровья. Речевые специализированные группы детского сада не в состоянии предоставить логопедическую помощь всем нуждающихся, потому что они работают с возрастной категорией детей от 4–5 лет. В практической работе детских садов не охваченными коррекционной помощью остаются дети раннего возраста с речевой патологией, так как они посещают группы общеразвивающей направленности.
Стоит отметить тот факт, что уровень речевого развития маленьких детей имеет большие индивидуальные различия по темпу и объему, поэтому проведение предупредительной работы в условиях дошкольного учреждения, направленной на создание основы развития речи в этом возрасте становится особенно актуальным.
В связи с этим встает необходимость в разработке комплексных программ ранней психолого-медико-педагогической коррекции нарушенных функций, которые позволили бы вывести ребенка с проблемным развитием на уровень психофизического развития, позволяющий ему по возможности рано влиться в общеобразовательную среду дошкольного учреждения. И здесь необходимо специально организованное, по-особому построенное образование или структурирование образовательной среды, позволяющее стимулировать речевую активность детей раннего возраста с ЗРР в условиях общеразвивающей группы детского сада.
Понимая под системой стимулирования речевой активности педагогическую систему, и рассматривая ее как взаимодействие структурных компонентов, объединенных одной образовательной целью, мы пришли к выводу о необходимости создания в детском саду таких условий, при которых будет осуществляться стимулирование речевой активности детей 2–3 лет с ЗРР. Такая система предполагает совместную целенаправленную работу специалистов сопровождения (учителя-логопеда, педагога-психолога), воспитателей группы, а также налаженного тесного взаимодействия с родителями воспитанников.
Фрагмент текста работы:
1. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЛОГОПЕДИИ: РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
1.1. Становление речи в онтогенезе в норме и патологии
На современном этапе развития логопедической науки выделены и описаны четыре уровня речевого развития ребенка с нормальным онтогенезом (от 10 месяцев до 7 лет) в рамках психологической периодизации этого развития (в лексическом, грамматическом и фонетико-фонематическом звеньях), что является условным эталоном для его оценки (Е. Соботович). Такой онтогенетический подход дает возможность определить не только уровень речевого развития ребенка, но и выявить его отставание от возрастной нормы [11, c. 43].
На пятом году жизни ребенок начинает усваивать логические связи между предметами и явлениями окружающей среды, начинает осваивать разные типы лексических явлений (синонимия, антонимия, некоторые переносные, производные слова). В это время начинает формироваться понимание многозначных слов. На этой основе появляется возможность усвоения контекстуально обусловленного значения слова. В словаре детей также появляются слова, обозначающие сборные и абстрактные понятия (добро, дружба, злость) [1, с. 94].
По данным А. Гвоздева, В. Ядешко и др., в речи трехлетнего ребенка, как правило, уже есть все характерные для устной речи части речи, основные грамматические категории. В этот период в речи ребенка появляются слова в различных грамматических формах, которые отражают не только изолированные предметы, действия, качества, но и сложные отношения между ними, выражаемые с помощью специальных средств – системы флексий, отдельных служебных слов и тому подобное [2, с. 91].
После 4 лет у детей уровень усвоения морфологической системы речи является достаточно высоким, что свидетельствует о завершении процесса формирования грамматической стороны речи. Такое развитие в 4 года обеспечивает ребенку практически полное понимание речи взрослых, а также возможность словесно оформить и выразить свои мысли [4, с. 15]. В это время ребенок может пересказать сказку, рассказ, составить небольшой рассказ по рисунку и плану. Постепенно происходит овладение всеми атипичными грамматическими формами слов, хотя до 7 лет могут иметь место возрастные ошибки в использовании некоторых грамматических форм слов [3, с. 13].
У детей от 4 до 5 лет синтаксические конструкции, которые они используют для построения предложений, постоянно усложняются за счет увеличения количества членов предложения, использования разнообразных взаимоотношений между ними [6]. В этот период резко возрастает количество сложноподчиненных предложений с правильно оформленной связью. Однако еще встречается много случаев их неправильного выражения [5, с. 43]. Например, характерными ошибками в построении предложений являются пропуски предлогов, союзов, имеющих синтаксическое значение, неправильное согласование существительных с прилагательными и местоимениями в роде, неправильный выбор падежной формы существительного, которое подчиняется глаголу (А. Гвоздев, Е. Соботович и др.) [7, с. 55].
В 4-5 лет дети постепенно овладевают правильным звукопроизношением и, по нормативным показателям, умеют правильно произносить все звуки родного языка, способны произнести самостоятельно или повторить слова со сложной слоговой структурой. В 5 лет у ребенка полностью сформировано звукопроизношение [16, c. 32].
Критерии оценки речевого развития детей от 4 до 5 лет. В лексическом звене.
1. Усвоение семантики. Наличие в словаре ребенка различных типов лексических значений (категориального, контекстуально обусловленного, перенос значения слова, усвоенного на практическом уровне, отдельные случаи антонимии, синонимии, многозначности некоторых простых переносных).
2. Усвоение системы морфологического словообразования (овладение продуктивными способами словообразования за исключением атипичных и малораспространенных форм).
3. Сформированность различных типов смысловых связей между словами (ситуативных, синтагматических, парадигматических) [8, с. 12].
В грамматическом звене.