Курсовая с практикой на тему Формирование речевого дыхания у дошкольников с дизартрией
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ГЛАВА 1. ДИЗАРТРИЯ КАК РЕЧЕВОЕ НАРУШЕНИЕ
1.2. Характеристика детей с дизартрией
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ
У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ
2.1. Основные направления работы по формированию речевого
дыхания
2.2. Логоритмика как средство формирования речевого
дыхания
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Введение:
Актуальность
темы исследования. Состояние речевого развития ребенка во
многом определяет общее развитие детей младшего школьного возраста. Овладевая
средствами общения, ребенок развивается, обогащает свои знания об окружающей
среде, совершенствует формы ее отражения. Известно, что в процессе речевого
развития формируются высшие уровни познавательной деятельности, способности к
понятийному мышлению.
Согласно возрастным
этапам развития ребенка речь играет важную роль в становлении его личности
(А.М. Богуш, Н.В. Алмазов, М.Ю. Кистяковский, Н.В. Манько и др.).
Нарушение речи негативно влияет на все психические проявления ребенка,
сказывается на ее деятельности и поведении. Тяжелые речевые недостатки влияют и
на интеллектуальное развитие, особенно на формирование высших уровней
познавательной деятельности. Это обусловлено тесной связью речи и мышления
(А.М. Богуш, Л.С. Волкова, А.Н. Гвоздев, А.Н. Леонтьев,
А.Р. Лурия и другие) и ограниченностью, в частности для ребенка-логопата,
социальных, речевых контактов, в процессе которых осуществляется познание
ребенком окружающей среды (М.К. Шеремет).
Вопросами коррекции
дизартрий занимались многие специалисты: И.Б. Карелина, И.И. Панченко,
Л.В. Мелехова, О.М. Мастюкова, О.Ф. Архипова, О.В. Правдина, О.А.
Токарева, Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова, К.А. Семенова,
Г.В. Чиркина и др.
Одной из наиболее
распространенных патологий речевой функции является дизартрия. При дизартрии
нарушения звукопроизношения и голоса, которые сочетаются с дефектами в развитии
речевого дыхания, представляют собой основные признаки дизартрии. Нарушение
речевого дыхания происходит за счет нарушения иннервации дыхательной
мускулатуры. При нарушениях речевого дыхания смысловое содержание речи не
регулирует ритм дыхания, которое во время речи, как правило характеризируется
учащенностью. Отметим также что дети с дизартрией и нарушением речевого дыхания
делают поверхностные судорожные вдохи после произнесения отдельных слогов либо
слов, активный выдох у таких детей укорочен и обычно делается через нос
несмотря на то, что рот постоянно полуоткрыт.
Несогласованность в
работе мышц, которые задействованы во вдохе и выдохе, провоцирует появление
тенденции говорить на вдохе, что способствует еще большему нарушению
произвольного контроля над дыхательными движениями, координации между дыханием,
фонацией и артикуляцицией. Наряду с языковыми нарушениями при дизартрии
отмечается наличие и неречевых нарушений. Одно из них – расстройство
физиологического дыхания. Перечисленные проблемы приводят к нечеткости («смазанности»)
речи, влияют на ее темп (речь может быть замедленным или ускоренным).
Одним из таких
эффективных средств коррекционной работы для детей с речевыми нарушениями
является сегодня логопедическая ритмика. Логоритмика представляет собой
комплексную методику, включающую в себя средства различных направлений
воспитания: логопедического, музыкально-ритмического, физического. Как отмечают
многие исследователи (Е.А. Алябьева, Г.Л. Волкова, А.П. Воронова, М.Ю.
Гоголева, О.А. Новиковская, М.Ю. Картушина, Е.В. Кузнецова,
Н.Ш. Макарова, А.Я. Мухина и др.), разнообразные средства,
используемые на логоритмических занятиях, способствуют развитию дыхания,
голоса, темпа, ритма речи, ее интонационной выразительности. Кроме того,
различные упражнения, сочетающие в себе движение, музыку и речь, способствуют
формированию правильного звукопроизношения и фонематического слуха и позволяют
более эффективно развивать артикуляционную, мимическую, тонкую и общую
моторики.
Объект
исследования – процесс формирования речевого дыхания у
детей старшего дошкольного с дизартрией.
Предмет
исследования – специфика работы по формированию
речевого дыхания у дошкольников с дизартрией.
Целью
исследования – определить специфику работы по формированию
речевого дыхания у дошкольников с дизартрией.
Достижению поставленной
цели будет способствовать решение ряда задач:
1. Раскрыть сущность
понятия дизартрии.
2. Дать характеристику детей
с дизартрией.
3. Выделить основные
направления работы по формированию речевого дыхания у детей старшего дошкольного
возраста с дизартрией.
4. Разработать
рекомендации по проведению логоритмических занятий.
Методы
исследования:
–
анализ
литературы по теме исследования;
– синтез и обобщение;
– метод систематизации и
теоретического конструирования при разработке рекомендаций по проведению
логоритмических занятий.
Практическая
значимость данного исследования состоит в том, что
собранный теоретический и фактический материал можно использовать в дальнейших
разработках данного вопроса; в разработанных рекомендациях по проведению
логоритмических занятий для формирования речевого дыхания у детей старшего дошкольного
возраста с дизартрией и возможности ее использования в работе логопеда со
старшими дошкольниками с дизартрией.
Структура курсовой работы
обусловлена
целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав,
заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
В целом дизартрия
является проблемой глобального масштаба, так как распространение ее, как мы
отметили, приходится полностью на функцию языка, а не на отдельные элементы в
ней. Соответственно, рассматривается в таком случае органическое поражение,
которому подверглась ЦНС, за счет чего для ребенка актуальна резкая
ограниченность в движении мускулатуры. Как наиболее существенного варианта
рассматривается поражения мозга, на фоне которого и развивается дизартрия. Чаще
всего причиной этого становится перенос матерью какого-либо инфекционного
заболевания в период беременности, а также серьезной формы токсикоза. В рамках
беременности, кроме этого, рассматриваются такие варианты воздействия, ведущие
к дизартрии, как патологическое развитие плаценты, стремительные или, наоборот,
затяжные роды. При родах актуальны такие виды травм как рождение при асфиксии,
кровоизлияние в мозг, черепно-мозговая травма и пр.
Кроме этого, учитывается
в качестве возможного фактора, спровоцировавший заболевание, перенос ребенком
инфекционных болезней, поражающих мозг и его оболочки (менингит,
менингоэнцефалит и др.).
Следует отдельно
отметить, что дизартрия может выступать и как симптом детского церебрального
паралича (ДЦП). В этом случае причины связи изучены недостаточным образом. Относительно
недавно придерживались теории о том, что ДЦП является результатом родовой
травмы, однако в рамках проводимых исследований выяснилось, что порядка 80%
случаев данная патология имеет врожденный характер, соответственно, развивается
ДЦП внутриутробно.
Для дизартрии характерным является нарушение
речевого дыхания. Во время речи оно становится прерывистым, учащенным,
встречается укороченный вдох. Отмечаются симптомы, связанные с дефектами
артикуляции, которые вызывают: спазм мышц полости рта, шеи, губ, языка; амимия
– ослабление лицевых мышц; арефлексия – отсутствие рефлексов; гипотония –
недвижимость, вялость языка; изменение повышенного и ослабленного тонусапарез —
снижение силы мышц из-за поражения нервов; атония – отсутствие нормального
тонуса.
Старшим дошкольникам,
страдающим дизартрией и нарушением речевого дыхания, свойственны
недостаточность объема воздуха, который вдыхается в начале речевого
высказывания и сокращеность, нерациональное использование речевого выдоха.
Для успешного
формирования речевого дыхания необходимо создать следующие педагогические
условия:
− разработать систему
специальных коррекционных средств, направленных на развитие дыхания детей с
дизартрией, которые соответствовали возрасту детей и их индивидуальным
возможностям;
− обеспечить погружение
детей в активную коррекционно-речевую деятельность, направленную на развитие и
коррекцию речевого дыхания;
− организовывать
совместную работу логопеда и воспитателя по развитию речевого дыхания у детей с
дизартрией.
Эффективным средством развития
речевого дыхания считаем логоритмику, представляющую собой систему
музыкально-ритмических, культурно-ритмических и музыкально-речевых игр и
упражнений. По результатам анализа литературных источников по теме исследования
были разработаны рекомендации формирования речевого дыхания у старших
дошкольников с дизартрией с помощью логоритмики.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ДИЗАРТРИЯ КАК
РЕЧЕВОЕ НАРУШЕНИЕ
1.1. Сущность дизартрии
Особенности нарушений речи и степень проявления
зависит от локализации и тяжести поражения мозга. Специалисты в области
изучения речевых патологий отмечают сложность и тяжесть речевых нарушений,
которые проявляются в таких различных формах речевой патологии, как дизартрия,
алалия, заикание, встречающихся как изолированно, так и комбинированно [3; 10]. В
сложной структуре нарушений дизартрия как рече-двигательное расстройство
занимает первое место среди других недостатков психофизического развития (Е.
Винарская, И. Левченко, А. Приходько, В. Тарасун и др.).
Дизартрия – тяжелое рече-двигательный
расстройство, характеризующееся полным нарушением формирования навыков
произношения, функций фонации, артикуляции, просодии, голосообразования,
речевого дыхания, спровоцированных ранним органическим поражением головного
мозга (А. Архипова, Л. Белякова, С. Коноплястая, Л. Лопатина, А. Правдина,
А. Винарский, Е. Серебрякова, Л. Позднякова, А. Приходько, А. Корнев, В.
Тарасун и др.) [3; 10; 17; 18].
Проблема дизартрии многовекторная и
межотраслевая. Обстоятельный анализ проблемы дизартрии от становления термина «дизартрия»
к настоящему, позволил глубже понять ее актуальность, а также определить ее
место в современной систематике речевых нарушений.
Разработанность, логическая организация
систематики отражают зрелость научной дисциплины, глубину познания предмета
исследования. Интересен тот факт, что в начале становления в логопедии даже не
было собственной классификации нарушений речи и не возникал вопрос о
необходимости ее создания, поскольку на нее огромное влияние оказывали успехи
европейской медицины в области изучения речевых нарушений; эта наука
основывалась на имеющихся клинических классификациях недостатков речи конца XIX
начала XX в. [17].
С начала XIX в. резко повышается интерес к
речевым нарушениям органической генезиса. В Западной Европе внимание медиков
исследователей (A. Kussmaul, W.
Little и др.) привлекают речевые нарушения, среди которых дизартрия как сложный
рече-двигательный недостаток. Именно в это время в Европе бурно развивается
наука и техника, что привело к промышленной революции и открыло эпоху расцвета
фабричного производства. XIX в. в Европе – время развития естественных наук, в
частности физики, химии, которые способствовали совершенствованию методов
исследования в медицине. Клиническая медицина постепенно приобретает характер
естественнонаучной дисциплины. Из достижений химии в первой половине XIX в. для
медицины особое значение имели работы немецких химиков Фридриха Вёлера, Юстуса
Либиха и русского химика М. Зинина [12].
В культуре этого исторического этапа
зарождается и развивается антропологический принцип, сущность которого
сосредоточена на человеке с его сознательной деятельностью, эмоциональной
сферой, логикой, идеалами, целями и формами жизнеобеспечения. Тайны
человеческого поведения в течение XIX в. были предметом преимущественно медиков
(с XX в. эти вопросы перешли в рассмотрение философской и психологической мысли
(Л. Фейербах, 3. Фрейд, Ю. Юнг, А. Адлер и др.). Поэтому первоначальное
изучение проблемы речевых недостатков, прежде всего дизартрии, проводилось в
медицинской сфере, в частности невропатологами при поражениях различных
участков мозга у взрослых и детей в рамках церебрального паралича. W. Little
исследовал речевые расстройства, связанные с нарушениями центрального и
периферического речевого аппарата. Исследователь определил нарушение
звукопроизношения у детей с бульбарным или псевдобульбарным церебральным
параличом, обусловленные внутриутробным или родильным поражением мозга [3].
Клиническая картина дизартрии впервые была
охарактеризована европейскими учеными более ста лет назад у взрослых в пределах
псевдобульбарного синдрома (Lepine, А. Oppenheim, G. Pezits и др.).
В результате исследований в области медицины
возникает одна из первых речевых классификаций А. Куссмауля (1877), который
систематизировал и упорядочил терминологию речевых нарушений. Немецкий
терапевт, выдающийся клиницист и специалист по нервным болезням А. Kussmaul
(1879), впервые использовал термин «дизартрия», который рассматривал эту
речевую патологию как одну из форм лалопатий. Ученый сосредоточивал внимание на
природе центральной (интрацеребральной) дизартрии, подчеркивая ее органическое
происхождение. Важным для развития логопедии и становления в систематике
речевых нарушений этого термина в теории А. Kussmaul о дизартрию является то,
что автор впервые обратил внимание на системное нарушение речи при дизартрии, и
нарушение просодической плоскости, рассматривая этот аспект в контексте понятия
дикции: «… это смешанный чувственно-интеллектуальный акт, с помощью которого
слова, как чувственные знаки для выражения мыслей не только связываются с
представлением, но и принимают грамматическую форму и синтаксическое сочетание
…» [10]. Итак,
начиная с конца XIX в., термин «дизартрия» занял свое автономное место в
логопедическом научном тезаурусе.
Но клиническую картину и специфику дизартрии как речевого