Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология

Курсовая с практикой на тему Формирование психологической готовности ребенка к обучению в школе

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 7

1.1. Сущность готовности ребенка к школьному обучению: характеристика основных понятий проблемы 7

1.2. Структурные компоненты готовности ребенка к школе 11

1.3. Методы и приемы формирования психологической готовности ребенка к школе 19

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ 25

2.1. Экспресс-методика определения готовности ребенка к обучению в школе 25

2.2. Организация и проведение исследования психологической готовности детей к школьному обучению 29

2.3. Практические рекомендации родителям по формированию психологической готовности детей к обучению в школе 32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39

  

Введение:

 


Актуальность исследования: Проблема готовности ребенка к школе была актуальна всегда. В настоящее время актуальность проблемы обуславливается многими факторами. Большинство детей приходят в первый класс неготовыми к обучению. Основной причиной, так называемой неготовности ребенка к школе, является низкий уровень функциональной готовности, т.е. несоответствие степени созревания определенных мозговых структур задачам школьного обучения.

Перед нашим обществом на современном этапе нашего развития стоит задача дальнейшего улучшения воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста, подготовки их к обучению к школе. Для успешного решения этой задачи от психолога требуется умение определить уровень психического развития ребенка, вовремя диагностировать его отклонения и на этой основе намечать пути коррекционной работы. Изучение уровня развития психики детей является основой как организации всей последующей воспитательной и учебной работы, так и оценки эффективности содержания процесса воспитания в условиях детского сада.

В представленной работе сделана попытка показать ценность дошкольного периода развития ребенка как самостоятельного возрастного этапа, а не как периода подготовке к школе. Парадокс заключается в том, что очень часто дошкольники, которых систематически готовят к школьному обучению в ущерб традиционным детским занятиям, оказываются не только психологически не готовы к школе, но и недостаточно хорошо психически развиты. Это и определило актуальность нашего исследования.

Подготовка детей к школе является одной из проблем, интерес к которой со стороны исследователей разных стран не иссякает. Постоянное совершенствование системы школьного образования, новые данные о потенциальных возможностях развития ребенка в дошкольные годы, углубление понимания самоценности дошкольного детства и его значимости для всего последующего развития личности, социально-культурные процессы, происходящие в современном обществе, – все это оказывает самое непосредственное влияние на осознание сущности такого феномена как «готовность ребенка к школе»

Поступление ребенка в школу является переломным моментом в его жизни. Меняется место ребенка в системе общественных отношений: из дошкольного детства с играми и малым числом общественных обязанностей он переходит совсем в другой мир. Поступление в школу – это переход к новому образу жизни и условиям деятельности, новым взаимоотношениям со взрослыми и сверстниками; меняются социальные условия, определяющие развитие и саму жизнь ребенка.

Психологическая готовность к школе включает качества личности ребенка, помогающие ему войти в коллектив класса, найти свое место в нем, включиться в общую деятельность. Поэтому крайне важно насколько ребенок подготовлен к систематическому обучению в школе. От этого может зависеть его адаптация к условиям школьной жизни, которая будет сопровождать ребенка на протяжении долгих лет.

Общей методологической и теоретической основой исследования явились методологические принципы психологии: развития, детерминизма, единства сознания и деятельности, системности, личностного, деятельностного подхода в педагогической психологии, идеи нейропсихологии, обуславливающие особенности развития личности (К.А. Абульханова — Славская, Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, Л.С. Рубинштейн, А.Н. Лурия, Е.Д. Хомская, Л.С. Цветкова, Ю.С. Шевченко.

Проблемы школьной адаптации широко освещены в работах отечественных и зарубежных авторов: Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В. Штерн, А. Бине, А. Анастази.

Дети, испытывающие трудности в выполнении школьных требований или не готовые к школьному обучению, составляют так называемую «группу риска» возникновения школьной дезадаптации.

Ученик с низким уровнем школьной готовности может добиться в учебе достаточно хороших результатов, но дается ему это более дорогой ценой, чем одноклассникам, которые более подготовлены к школьному обучению.

Цель работы – изучение психологической готовности ребенка к школе.

Данная цель предполагает решение целого ряда задач:

1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по избранной теме.

2. Исследовать психологическую готовность детей к школе.

3. Изучить адаптацию детей к обучению в школе.

4. С помощью эмпирического исследования выявить зависимость адаптации ребенка к школе от его психологической готовности к школьному обучению.

5. Разработать рекомендации по профилактике дезадаптации детей к школе для педагогов, воспитателей, родителей

Объект исследования – психологическая готовность детей.

Предмет исследования – связь между уровнем психологической готовности первоклассников к школьному обучению.

Гипотеза исследования – мы предположили, что существует положительная взаимосвязь между уровнем психологической готовности ребенка к школе и уровнем его адаптации к школьному обучению: при высокий показателях развития памяти, школьной зрелости, положительном отношении к школе, низком уровне тревожности адаптация ребенка будет происходить более успешно.

Методы исследования:

1. Теоретический анализ литературы;

2. Анкетирование;

3. Тестирование;

4. Эксперимент;

Методики исследования: Практическая часть нашего исследования состоит из нескольких методик, определяющих психологическую готовность детей к школе, а именно: «Заучивание 10 слов» А.Р. Лурия, тест Керна-Йирасика, тест Тэммл-Дорки-Амен и двух методик, определяющих адаптацию к школьному обучению, а именно: «Школьная мотивация» Н.Г. Лусканова, «Краски».

Также нами были проведены: «Графический диктант» Д.Б. Эльконина, «Рисование по точкам», или «Образец и правило»; «Рисунок человека».

База исследования: МОУ СОШ № 1, г.Воронеж.

Теоретическая значимость – рассмотрены ключевые понятия, а именно психологическая готовность ребенка к школе и адаптация к обучению и их компоненты. Систематизированы теоретические источники в связи с изучаемой проблемой.

Практическая значимость – на основе полученных данных разработаны практические рекомендации для родителей, учителей, воспитателей.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Цель исследования достигнута путем реализации поставленных задач. В результате проведенного исследования нами были реализованы все поставленные задачи, а именно – проведен анализ психолого-педагогической литературы по теме; исследована психологическая готовность к школьному обучению; продиагностирована адаптация к школе; выявлена зависимость адаптации ребенка к школе от его психологической готовности к школьному обучению.

Изучение психологической готовности старших дошкольников к обучению в школе и её взаимосвязи с успешностью школьного обучения мы начали с изучения психологической готовности к школьному обучению (глава 1). Для чего ознакомились с психологическими индивидуально-возрастными особенностями старших дошкольников и младших детей, изучили адаптацию детей к школе и её влияние на успешность обучения в школе, на психологическое развитие и на здоровье детей в целом.

Из первой главы мы узнали, что дошкольники по уровню своего психического развития отличаются от младших детей и, что дошкольное детство – период познания мира человеческих отношений и формирования личности.

Готовность ребенка к систематическому обучению в школе является одним из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе.

Несформированность одного из компонентов психологической готовности к школе является неблагоприятным вариантом развития и ведет к затруднениям в адаптации к школе, в учебной и социально-психологической сфере.

Анализ проведенного исследования позволяет утверждать, что к высоким показателям эффективности психологической готовности ребенка приводят действенные учебно-познавательные мотивы. Кроме этого, немаловажную роль играет сам процесс организации обучения. При этом важно устранять дидактические причины неуспеваемости, формировать мотивы учения исходя из личностных потребностей учащихся, расположить внимание учащихся к рассматриваемому вопросу и т.д.

Наше исследование подтвердило существование значимой положительной связи между уровнем готовности к обучению и адаптацией к школе. У психологически готовых к обучению детей адаптация проходит более успешно.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

1.1. Сущность готовности ребенка к школьному обучению: характеристика основных понятий проблемы

Готовность ребенка вступить в новые отношения с обществом в конце дошкольного возраста находит свое выражение в готовности к школьному обучению. Переход ребенка от дошкольного к школьному образу жизни является большой комплексной проблемой, которая широко исследовалась в отечественной и зарубежной психологии.

Первые исследования в области психологической готовности детей к школьному обучению были опубликованы во второй половине XIX века ( А. Нечаев, А. Павлов, Э. Мейман и др.) Уже в это время определяется сущность проблемы, связанная с началом систематического обучения и возможностью детей усваивать знания (К. Ушинский, А. Нечаев, Дж. Селли и др.) [20,23].

В исследованиях второй половины XIX века готовность ребенка к обучению в школе не была самостоятельной проблемой и рассматривалась в контексте общих проблем педагогической и возрастной психологии [14]. В то время само понятие «готовность к обучению в школе» не использовалось, но вопросы, составляющие современное содержание проблемы активно исследовались, формировались теоретические предпосылки для современных подходов к изучению школьной готовности.

Отечественные и зарубежные психологи и педагоги этого периода К.Д. Ушинский, А.П. Нечаев, Дж. Селли, Ст. Холла, Э. Меймана и др. [23], отмечают необходимость подготовки детей к систематическому школьному обучению, необходимость учитывать особенности и значение дошкольного возраста, роль семьи в подготовке ребенка к школе, непрерывность в обучении и воспитании детей дошкольного и школьного возраста, содержание и методы работы с маленькими детьми в семье и в дошкольных учреждениях по обеспечению всестороннего развития и подготовки к

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы