Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология

Курсовая с практикой на тему Формирование психологического механизма ответственного родительства у студенческих семей

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава I. Теоретические основы изучения ответственного родительства 6
1.1. Теоретический анализ формирования ответственного родительства у студенческих семей 6
1.2. Формирование ответственного родительства как психологическая проблема 9
1.3. Технология психологического сопровождения молодых родителей 12
Выводы по 1 главе 15
Глава II. Исследование уровня сформированности ответственного родительства у студенческих семей 16
2.1. Организация исследования уровня сформированности ответственного родительства у студенческих семей 16
2.2. Формирование ответственного родительства у студенческих семей 18
2.3. Методические рекомендации по формированию ответственного родительства у студенческих семей 25
Выводы по 2 главе 28
Заключение 29
Список использованной литературы 29
Приложения………………………………………………………………………33

  

Введение:

 

Актуальность исследования. В современном мире нравственные представления о браке и семье у современной молодежи претерпели серьезные изменения, и многочисленные исследования это подтверждают. В настоящее время изменились сами устои семьи, постепенно утрачивается традиционное восприятие родительства и воспитания детей, происходит разрушение традиционных семейных ценностей, снижается социальная значимость отцовства и материнства, а материальные ценности начинают превалировать над духовными.
Проблемам семьи и семейным отношениям всегда уделялось и уделяется много внимания. Так, педагогические аспекты готовности к браку являлись предметом изучения Т.М. Афанасьевой, A.А. Бодалева, А.С. Власенко, А.Н. Ганичева, B.Н. Дружинина, А.И. Ковалевой, А.В. Мудрика и др. [3]. Социально-технологический аспект оказания помощи молодежи в осознании семейных ценностей изучался В.И. Добрыниной, Ю.А. Зубок, Т.В. Ищенко, З.М. Саралиевой, Е.И. Холостовой [5]. Ценностные ориентации молодежи являлись предметом исследований С.Н. Иконниковой, В.Т. Лисовского и др. [6].
В первую очередь, отметим, что современные реформы российского общества повлекли глубокие экономические и социальные преобразования, которые отразились как на изменении курса государственной молодежной политики, так и деятельности различных социальных институтов. Данные факторы привели к быстрорастущему расслоению и социальной дифференциации молодых людей. Мы можем утверждать, что новое поколение — это молодые люди из разных социальных групп c разным уровнем доходов, образования, места жительства, характером занятости, семейным положением и т.п. Молодежь XXI века проходит свое становление в условиях переориентации ценностей и развития новых социальных отношений.
Объект исследования: родительство студенческих семей.
Предмет исследования: изучить теоретические основы проблем психологии родительства и формирования механизмов ответственного родительства
Цель исследования: изучить теоретические основы проблемы психологии родительства и формирования механизмов ответственного родительства
Гипотеза исследования: процесс формирования ответственного родительства у студенческих семей будет успешным при условии:
1. Изучить отношение молодежи к ответственному родительству;
2. Определить содержание и методы формирования ответственного родительства у студенческих семей;
3. Составить методические рекомендации по формированию ответственного родительства.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать психологические механизмы формирования ответственного родительства.
2. Выделить основные технологии работы по формированию ответственного родительства у молодежи и проанализировать особенности консультирования молодежи по вопросам формирования ответственного родительства.
3. Разработать методические рекомендации по формированию ответственного родительства у студенческих семей.
Методологическую основу исследования составили работы В.И. Добрыниной, Ю.А. Зубок, Т.В. Ищенко, З.М. Саралиевой, Е.И. Холостовой.
Методы исследования:
1. Опросник «Сознательное родительство». Автор методики: Разработан М.С. Ермихиной под руководством Р. В. Овчаровой (2003).
2. Морфологический тест жизненных ценностей МТЖЦ В.Ф. Сопов Л.В. Карпушина. Диагностика жизненных ценностей личности.
3. Опросник «Ролевые ожидания и притязания в браке» (РОП) (А.Н. Волкова).
Опытно-экспериментальная база исследования: ГАПОУ Республики Саха (Якутия) «Якутский педагогический колледж им. С.Ф. Гоголева» 667000 г. Якутск, пр. Ленина, 5.
Научная и теоретическая значимость базируется в понятии « психологические механизмы ответственного родительства», его структуры, взаимосвязей ее компонентов; рассмотрении феномена родительства на субъективно-личностном и на индивидуальном уровнях; в выделении системы субъективно-психологических факторов, определяющих картину родительства.
Практическая значимость. Материалы курсовой работы могут быть использованы в работе с молодежью по подготовке ответственного родительства. Разработанные методические рекомендации можно использовать для работы с супругами, ожидающими ребенка, обеспечивая тем самым подготовку к родительству.
Объем и структура работы состоят из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Для молодых супругов характерна определенная согласованность представлений о важнейших семейных ценностях.
Муж и жена демонстрируют типичное для молодых супругов рассогласование притязаний и ожиданий: жена ориентируется на реализацию собственных профессиональных интересов, ожидая от мужа активного выполнения «женских» функций в семье, в то время как муж сохраняет традиционные представления о роли женщины в семейном взаимодействии.
Для данной супружеской пары характерно несоответствие идеальных представлений супругов о семейных ценностях ролевым установкам мужа и жены на их реализацию. Так, молодожены, выделяя значимость для совместной жизни общности интересов, потребностей, взглядов и представлений (личностная идентификация), ориентируются на индивидуальный стиль межличностного взаимодействия в семье, что является серьезным конфликтогенным фактором.

 

Фрагмент текста работы:

 

В современном мире нравственные представления о браке и семье у современной молодежи претерпели серьезные изменения, и многочисленные исследования это подтверждают. В настоящее время изменились сами устои семьи, постепенно утрачивается традиционное восприятие родительства и воспитания детей, происходит разрушение традиционных семейных ценностей, снижается социальная значимость отцовства и материнства, а материальные ценности начинают превалировать над духовными.
Проблемам семьи и семейным отношениям всегда уделялось и уделяется много внимания. Так, педагогические аспекты готовности к браку являлись предметом изучения Т.М. Афанасьевой, A.А. Бодалева, А.С. Власенко, А.Н. Ганичева, B.Н. Дружинина, А.И. Ковалевой, А.В. Мудрика и др. [3]. Социально-технологический аспект оказания помощи молодежи в осознании семейных ценностей изучался В.И. Добрыниной, Ю.А. Зубок, Т.В. Ищенко, З.М. Саралиевой, Е.И. Холстовой [5]. Ценностные ориентации молодежи являлись предметом исследований С.Н. Иконниковой, В.Т. Лисовского и др. [6].
В первую очередь, отметим, что современные реформы российского общества повлекли глубокие экономические и социальные преобразования, которые отразились как на изменении курса государственной молодежной политики, так и деятельности различных социальных институтов. Данные факторы привели к быстрорастущему расслоению и социальной дифференциации молодых людей. Мы можем утверждать, что новое поколение — это молодые люди из разных социальных групп c разным уровнем доходов, образования, места жительства, характером занятости, семейным положением и т.п. Молодежь XXI века проходит свое становление в условиях переориентации ценностей и развития новых социальных отношений.
Современное общество рассматривает родительство как заботу, контроль и содействие прогрессивному развитию ребенка. Потенциальную возможность стать родителями имеют практически каждые мужчина и женщина, достигшие половой зрелости. Рождение первенца является значимым переходным событием в жизни мужчины и женщины, именно в этот период ими приобретаются состояния отцовства и материнства. Психологическая готовность выполнять роль родителей часто не совпадает с биологической способностью данной роли.
Родительство — это феномен, рассматриваемый с двух точек зрения: сложного комплексного субъективно-личностного образования и надындивидуального целого, включающего, как правило, двух человек — отца и мать. Данные точки зрения являются уровнями формирования родительства. Границей, которая разделяет эти уровни, считается рождение ребенка[1].
Родительство — осознание духовного единства с брачным партнером по отношению к своим или приемным детям, представляющее собой интегральное психологическое образование личности, включающее совокупность ценностных ориентаций родителя, установок и ожиданий, родительских чувств, отношений и позиций, родительской ответственности и стиля воспитания. Каждый компонент содержит когнитивные,
эмоциональные и поведенческие составляющие. Родительство проявляется как на субъективно-личностном уровне, так и на надындивидуальном уровне [3].
Родительство является базовым жизненным назначением и значимой социально-психологической функцией каждого человека. Процесс формирования ответственного родительского отношения в молодой семье является значимой социально-психологической проблемой современного общества.
Изучая исследования ученых: Э. Р. Алексеева, Т. А. Гурко, М. О. Ермихина, И. С. Кон, Р. В. Овчарова и др., мы выяснили, что авторы пришли к единому мнению: родительство имеет социокультурную природу. Оно характеризуется системой предписанных культурой и обществом правил и норм, распределяющих между родителями обязанностей и функций. Родительство в молодой семье характеризуется переориентацией роли мужчины и женщины, уже в роли отца и матери. Р.В. Овчарова отмечает, что будущее общества состоит в современном состоянии отцовства. В настоящее время остается актуальным вопрос о природе, структуре родительства, ведущих факторов, влияющих на формирование готовности к этому феномену[14].
Теоретический анализ работ по проблеме родительства в молодой семье, показал, что на современном этапе выделяются следующие направления в изучении данного вопроса:
— доминирование исследований материнства и психологической готовности к нему;
— родительство трактуется без учета системного подхода, то есть его связи с процессами становления
семьи;
— не описаны критерии и уровни психологической готовности молодых родителей к появлению ребенка;
— отсутствием техник и моделей формирования психологической готовности молодых людей к отцовству.
Исходя из выше сказанного, предположим, что структура родительства должна включать следующие компоненты:
1) потребностно-эмоциональный компонент, включающий социальные, биологические точки зрения мотивации, а также эмоциональные реакции и переживания, потребность в контакте;
2)операциональный компонент, включающий умения и осведомленность, операции по уходу за ребенком и общения с ним;
3) ценностно-смысловой компонент, включающий экзистенциальные переживания. [8]. p

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы