Воспитание и обучение детей с нарушениями интеллекта Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Формирование пространственно-временных представлений у старших дошкольников с интеллектуальной недостаточностью

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретические аспекты изучения особенностей детей
старшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью.. 6

1.1. Психолого-педагогические особенности детей дошкольного
возраста. 6

1.2. Сущность понятия «умственная отсталость», «олигофрения»
и их значение в психологии. 8

1.3. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников
старшего возраста с интеллектуальной недостаточностью.. 14

Глава 2. Теоретические предпосылки изучения формирования пространственно-временных
представлений у старших дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.. 18

2.1 Характеристика проблем и принципов воспитания и обучения детей с интеллектуальной недостаточностью.. 18

2.2. Психолого-педагогические условия развития
пространственного мышления детей  29

2.3. Формирование пространственно-временных представлений у
старших дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.. 36

Глава 3.  Изучение
процесса формирования пространственно-временных представлений у старших
дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.. 42

3.1. Характеристика базы исследования. 42

3.2. Исследование уровня сформированности
пространственно-временных представлений у старших дошкольников с
интеллектуальной недостаточностью   44

Заключение. 55

Список используемой литературы.. 58

Приложение. 63

  

Введение:

 

В результате прогресса
науки: медицины, педагогики и психологии, к началу XXI века накоплен огромный
опыт диагностики и лечения различных форм интеллектуальной недостаточности,
социальной реабилитации детей и взрослых с нарушением интеллекта. Наиболее
важное условие реабилитации детей с интеллектуальной недостаточностью – раннее
выявление, своевременное и поэтапное оказание лечебной и
коррекционно-педагогической помощи. Необходимость раннего выявления и
диагностики нарушений познавательной деятельности, комплексного
медико-психолого-педагогического воздействия на детей с интеллектуальными
нарушениями делает важным знание особенностей их физического и психического
развития широким кругом специалистов.

Исследованием
психолого-педагогических особенностей детей с нарушениями в развитии занимались
такие ученые, как Д.И. Азбукин, В.М. Бехтерев, П.П. Блонский, Т.А. Власова,
Л.С. Выготский, А.Н. Грабаров, Е.К. Грачева, А.С. Грибоедов, В.П. Кащенко, И.В.
Маляревский, Е.Х. Маляревская, Л.Г. Оршанский, Ф.А. Рау, Г.И. Россолимо, С.С.
Корсаков, В.П. Сербский, А.А. Чуркин, Э.С. Бейн, К.И. Вересотской, Э.А.
Евлаховой, Е.М. Кудрявцевой, М.М. Нудельман и др.

У дошкольников с
интеллектуальными нарушениями развитие высших психических функций (ощущений,
восприятий, представлений) происходит неполноценно, прерывисто, то есть
скорость и уровень всех процессов в любом возрастном периоде сильно расходится
от нормального развития.

Вместе с тем, дети с
нарушением интеллекта одного возраста очень сильно отличаются между собой, как
по уровню, так и по динамике развития. На это влияет множества условий:

– от времени и тяжести
поражения головного мозга,

– от сопутствующих
заболеваний,

– условий среды: семьи, в
которой воспитывается ребенок; детей, с которыми он взаимодействует; педагогов,
оказывающих коррекционную помощь.

Поэтому при коррекционной
работе педагог должен учитывать потенциальные возможности каждого дошкольника.

Одним из самых глобальных
условий социализации старшего дошкольника, его дальнейшего успешного обучения в
школе является развитие пространственных представлений. Уровень
интеллектуального развития, недостаточная форсированность пространственных
представлений у ребенка влияют на интеллектуальное развитие. Подобные
недостатки проявляются в нарушениях:

– графомоторных навыков,

– при обучении чтению и
письму,

– в овладении
элементарных математических представлений.

Объект
исследования – процесс формирования
пространственно-временных представлений.

Предмет
исследования  – формирование
пространственно-временных представлений у детей с интеллектуальной
недостаточностью.

Цель
исследования – изучить особенности формирования
пространственно-временных представлений у старших дошкольников с
интеллектуальной недостаточностью.

Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда
взаимосвязанных задач:

1. Изучить психолого-педагогические особенности детей
дошкольного возраста;

2. определить сущность понятия
«умственная отсталость», «олигофрения» и их значение в психологии;

3. рассмотреть
психолого-педагогическую характеристику дошкольников старшего возраста с
интеллектуальной недостаточностью;

4. дать характеристику
проблем и принципов воспитания
и обучения детей с интеллектуальной недостаточностью;

5. определить
психолого-педагогические условия развития пространственного мышления детей;

6.  проанализировать особенности формирования
пространственно-временных представлений у старших дошкольников с
интеллектуальной недостаточностью;

7.экспериментально-опытным
путем изучить процесс формирования пространственно-временных представлений у
старших дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.

Методы
исследования.
Анализ и обобщение научной и методической
литературы по проблеме исследования, метод экспертных оценок, метод наблюдения.

Методологической основой
для исследования послужили научные труды известных отечественных и зарубежных
исследователей.

Структура курсовой работы включает введение, три главы, заключение и
список используемой
литературы.

При написании работы были
использованы учебные пособия, статьи и научные исследования, авторы которых
рассматривают вопросы выбранной нами темы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, можно
сделать вывод, что дети с интеллектуальной недостаточностью характеризуются
стойкими нарушениями всей психической деятельности, особенно отчетливо
обнаруживающимися в сфере познавательных процессов, причем имеет место не
только отставание от нормы, но и глубокое своеобразие и личностных проявлений,
и познания.

Такие дети способны к
развитию, хотя развитие осуществляется замедленно, но оно вносит качественные
изменения в психическую деятельность детей, в их личностную сферу.

Проявлениями нарушения
становления личностной сферы является: страхи, тревожность, агрессия и
нарушение коммуникативных способностей. Они влияют не только на общение с
взрослыми и сверстниками, но и на дальнейшее развитие психики, а в последствии
и на учебу.

Пространственно-временные
представления – это представления о пространственных и временных свойствах и
отношениях, величине, форме, относительном расположении объектов.
Несформированность пространственных представлений отражается также и при
написании слов, когда ребенок меняет местами буквы в словах, и в математике,
когда ребенок долго усваивает разрядность чисел, особенно в многозначных
числах.

Несформированность
пространственных представлений проявляются и в других пробах, в том числе
связанных с представлением о времени: датах, днях неделях, о текущем времени.

У детей наибольшие
трудности возникают при понимании времени на круглом циферблате, хотя время на
электронном циферблате воспринимается гораздо легче.

Умение понимать время по
часам со стрелками основывается именно на пространственном восприятии
расположения чисел на круге. На электронных часах цифры написаны в ряд и сразу
представляют часы и минуты. На циферблате требуется видеть отдельно часовую и
минутную стрелку, помнить, что цифра 4 может соответствовать 4 и 16 часам и 20
минутам. Расположение стрелок между цифрами также несет определенную
информацию, и если часовая стрелка расположена между цифрами 5 и 6, то мы не
можем сказать, что «сейчас ровно 5 часов» или «ровно 6 часов».

Нами было проведено
исследование уровня сформированности пространственно-временных представлений у
старших дошкольников с ЗПР на базе МБДОУ – детский сад № 17. Нами было
определено три группы детей в возрасте 6-7 лет, по 10 человек в каждой группе.
Дети были разделены на три соответствующие группы для проведения эксперимента:
экспериментальная; контрольная; дети с нормальной психикой сопоставительного
анализа.

Дети с нормальным
психическим развитием показали высокие результаты. Второй уровень
сформированности выявлен у 20 % и 10 %, третий уровень у 10 % и 10 % детей из
экспериментальной и контрольной группы соответственно. Низкий уровень
сформированности пространственновременных представлений выявлен у 80 % старших
дошкольников экспериментальной группы и у 70 % контрольной группы.

В работе по формированию
пространственных представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью
особое место занимает использование графических средств обучения (алгоритмы,
графики, схемы). Чтобы дети учились воспроизводить и воспринимать пространственные
представления в реальной жизни на наглядных примерах, в речи, в жестах,
необходимо использовать комплексный и системный подход. В этом случае одно и то
же содержание находит выражение в нескольких планах с использованием различных
знаковых систем.

Применение этих способов
в коррекционно-развивающей работе может помочь расширить ограниченные
возможности детей с интеллектуальной недостаточностью, в плане восприятия
ориентировки в пространстве[1]. У данной категории
дошкольников имеются достаточно узкие представления, не пригодные для
разрешения интеллектуальных и практических задач. Успешное формирование
пространственной ориентировки позволяет развить мышление ребенка, оказывает
хорошее влияние на развитие творческих, конструктивных умений, делает богаче
речь, эмоционально-личностную сферу в целом. [1] Семаго Н. Я. Элементарные
пространственные представления: Демонстрационный материал. М. : Изд-во
«Айрис-пресс», 2006

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты изучения
особенностей детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальной
недостаточностью

1.1. Психолого-педагогические
особенности детей дошкольного возраста Дошкольный
возраст – это большой и ответственный период психического развития детей.
Современные ученые показывают, что в дошкольном детстве у ребенка стремительно
развиваются все психические функции, но, в тоже время, происходит закладка
общего фундамента когнитивных способностей.

В
индивидуально-личностной сфере формируется сложная иерархическая структура
мотивов и потребностей, эмоционально-волевое регулирование поведения,
дифференцированная самооценка. Каждое звено в структуре механизма
психологического развития дошкольников занимает особенное значение, нарушение
функционирования может сказаться на всем будущем ходе развития детей.

 Дошкольный период – это важный период с точки
зрения генеза и формирования социальных форм нравственного поведения и психики,
считается начальным этапом в становлении субъекта в практической и
познавательной деятельности. Эмоционально-непосредственное отношение к
окружающему миру переходит к отношениям, которые строятся на усвоении детьми
нравственных правил и норм, что говорит о преимущественной ориентации на
социальное окружение. В общении с взрослыми, дети усваивают нравственные
понятия преимущественно в категориальной форме, а это процесс их формирования,
однако и создает опасность их формального усвоения. Важно, чтобы дети научились
применять их в отношении себя и других, что способствует формированию
личностных свойств[1].

Дошкольный возраст – это
сложный для детей период из-за больших [1] Винокурова М. А. Формирование
саморегуляции дошкольников посредством адаптивных замещающих действий //
Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции
«Воспитание и обучение детей младшего возраста», № 5, 2016, 483 – 486.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы