Курсовая с практикой на тему Формирование представлений об экосистеме лес у детей старшего дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ЭКОСИСТЕМЕ «ЛЕС» У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1. Психолого-педагогические аспекты проблемы формирования экологических представлений детей 5
1.2. Особенности формирования представлений об экосистеме «Лес» у детей старшего дошкольного возраста 13
1.3. Методические подходы к формированию экологических представлений об экосистеме «Лес» у детей старшего дошкольного возраста 17
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ формиров. ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ЭКОСИСТЕМЕ ЛЕС У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 25
2.1. Выявление уровня сформированности представлений об экосистеме «Лес» у детей старшего дошкольного возраста 25
2.2. Планирование работы по формированию представлений об экосистеме «Лес» у детей старшего дошкольного возраста 33
Заключение 42
Список использованной литературы 44
Приложение 49
Введение:
Актуальность исследования. Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладывается основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания как средства развития детей дошкольного возраста – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера, которые дошкольники получают в процессе экологического образования.
Содержание экологического образования представлено совокупностью компонентов: когнитивного (экологические знания), морально-этического (экологическое мышление) и деятельностного (экологически оправданное поведение). Когнитивный компонент экологического образования дошкольников характеризуется системой представлений о природе и окрашен интересом, способствующим формированию отношений детей к природно-социальному окружению, принципиально новой мировоззренческой установки – осознанию природы и общества в их целостности как функционально равных частей единого целого, необходимости постоянно соотносить свои действия с возможностями природной среды.
В рамках когнитивного компонента происходит и формирование у детей преставлений об экосистемах. Исследования и практика доказывают, что детям старшего дошкольного возраста доступны достаточно сложные знания об экологических взаимосвязях в экосистемах. Значимым при этом является нахождение способов демонстрации зависимостей, которые невидимо существуют в сообществах и которые дети должны познать посредством наглядно-образного мышления.
Знания о взаимосвязях в природе, эмоционально представленные взрослыми, пробуждают у детей понимание вреда, который может нанести человек, если он, посещая природные сообщества, нарушает эти связи. У дошкольников на основе знаний появляется осторожное отношение к природе.
Вопросами формирования представлений дошкольников об экосистемах занимались такие авторы, как В.П. Арсентьева, М.К. Ибрагимова, З.П. Плохий, А.М. Федотова, И.Г. Фокина, И.А. Хайдурова, и др.
Цель исследования: выявить условия формирования представлений об экосистеме «Лес» у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: экологическое образование детей в дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: формирование представлений об экосистеме «Лес» у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогические аспекты формирования представлений детей об экосистеме «Лес».
2. Выявить уровень сформированности представлений об экосистеме «Лес» у детей старшего дошкольного возраста.
3. Спланировать работу по формированию представлений об экосистеме «Лес» у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы по теме исследования, синтез, систематизация, сравнение, сопоставление, обобщение, классификация, качественный и количественный анализ экспериментальных данных.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы
Заключение:
В результате выполнения данной работы были получены следующие результаты и выводы:
1. Экологическое образование – это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного приобщения к природе. Основой общения дошкольника с природой является отношение старшего к младшему (возникает потребность ласкать, заботиться о растениях и животных)
Экологическая культура является неотъемлемой частью общей культуры человека и включает в себя различные виды деятельности, а также результирующее экологическое сознание человека (интересы, потребности, установки, эмоции, переживания, чувства, эстетические оценки, вкусы и др.).
В свою очередь было выявлено, что экологические представления – это обобщенное отражение определенных объектов и явлений природы, сложных связей, существующих внутри экосистем, характеризующих сообщества в целом. Экосистема – это единый природный комплекс, образованный живыми организмами и средой их обитания, в которой все компоненты связаны между собой обменом вещества и энергии. Любая экосистема – это очень сложное образование, глубинное
Результатом экологического воспитания будет становление на основе экологических знаний осознанно-правильного социально-одобряемого отношения к самой природе во всём её многообразии.
2. Старший дошкольный возраст – это период активного развития детей, формирования их познавательной деятельности. Лес, как большая экологическая система предоставляет большие возможности для воспитания у детей экологической грамотности, бережного и любовного отношения к природе, играет большую роль в формировании личности ребенка, его экологической культуры и экологического сознания.
3. В современной педагогике преобладают активные и интерактивные методы обучения, среди которых одними из важнейших являются игровые технологии экологического образования детей старшего дошкольного возраста. Относительно ознакомления с лесом применяют наглядные, практические, словесные методы работы; используют сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные игры. При ознакомлении детей 5-6 лет с экосистемой леса используют следующие формы организации деятельности детей: занятия, экскурсии, прогулки, работа в уголке природы и др. В результате полученных знаний, у детей происходит формирование положительного, бережного, гуманного отношения не только к лесу и его обитателям, но и к окружающей природной среде.
4. В исследовании приняло участие 20 детей в возрасте 5-6 лет, посещающих старшую группу. Для выявления исходного уровня сформированности представлений об экосистеме «Лес» у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе мы использовали диагностические задания из методик Николаевой С.Н., Маневцовой Л.М., Цветковой И. В. Результаты обследования показывают, что у детей 5-6 лет преобладает средний уровень развития представлений об экосистеме «Лес».
Проведенное исследование выявило основные проблемы в формировании представлений об экосистеме «Лес»: дети не обладают достаточными экологическими знаниями о биологической системе «Лес», плохо знают о ценности, значимости экосистемы «Лес» в жизни природы и человека. Полученные результаты доказывают необходимость проведения формирующего этапа.
5. Разработан перспективный план и представлено планирование работы по формированию представлений об экосистеме лес у детей старшего дошкольного возраста. При систематической работе по формированию представлений об экосистеме «Лес» у детей 5-6 лет можно добиться положительной динамики.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи решены.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ЭКОСИСТЕМЕ «ЛЕС» У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Психолого-педагогические аспекты проблемы формирования экологических представлений детей
Экологическое образование и воспитание, направленное на формирование у человека научного познания природы, убеждений и практических навыков, определенной ориентации и активной жизненной позиции в области охраны природы, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, является объективной необходимостью для всего человечества.
По мнению К.Д. Ушинского экологическое воспитание – это целенаправленное влияние на духовное развитие детей, формирование их ценностей, моральная и экологическая позиция личности, умение и навыки экологически безопасного взаимодействия с природой и обществом [33].
Биологический Энциклопедический Словарь дает такое определение понятию «экология»: «Экология – биологическая наука, изучающая организацию и функционирование надорганизационных систем различных уровней: популяций, биоценозов (сообществ), биогеоценозов (экосистем) и биосферы» [4].
С.Н. Николаева отмечает, что экологическое воспитание дошкольников – это знакомство детей с природой, основанное на экологическом подходе, когда педагогический процесс основан на основных идеях и концепциях экологии [26].
Е.В. Гончарова считает, что «… достаточно часто экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста совмещают только с сочетанием ими любви и бережного отношения к природе» [11]. Между тем, психолого-педагогические исследования дают право понимать и конкретизировать предмет и содержание этого направления, а так же связать их с первоначальным понятиями экологии. По мнению Е. В. Гончаровой, научно-экологический подход «…дает возможность перенаправить знакомство дошкольников с природой на экологическое воспитание и уже в среднем дошкольном возрасте начать воспитание экологической культуры» [11].
С.Н. Николаева отмечает, что экологическое образование – это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного приобщения к природе. Основой общения дошкольника с природой является отношение старшего к младшему (возникает потребность ласкать, заботиться о растениях и животных) [26]. Процесс взаимодействия ребенка с растительным и животным миром носит противоречивый характер. Эволюционное отношение к нему может проявляться у ребенка, как в моральных, так и безнравственных действиях. Это связано с незнанием правил взаимодействия дошкольников с объектами природы. Поэтому важно формировать предубеждения о природе и формы отношения к ней. Сознательно правильное отношение развивается при условии тесного контакта и различных формах взаимодействия ребенка с растениями и животными, которые присутствуют в комнате, в детском саду и дома.
Цель экологического образования достигается в решении единства следующих задач:
1. Образовательных – формирование системы знаний об экологических проблемах современности и способах их решения;
2. Воспитательных – формирование мотивов, потребностей и привычек экологически приемлемого поведения и деятельности, здорового образа жизни;
3. Развивающих – разработка системы интеллектуальных и практических навыков для изучения, оценки состояния и улучшения окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной охране окружающей среды: интеллектуального (способность анализировать экологические ситуации), эмоционального (отношение к природе как универсальной ценности), морального (воля и настойчивость) [8].
Экологическая культура предполагает такой способ жизнеобеспечения, при котором общество системой духовных ценностей, этических принципов, экономических механизмов, правовых норм и социальных институтов формирует потребности и способы их реализации, которые не создают угрозы жизни на Земле.
Экологическая культура является неотъемлемой частью общей культуры человека и включает в себя различные виды деятельности, а также результирующее экологическое сознание человека (интересы, потребности, установки, эмоции, переживания, чувства, эстетические оценки, вкусы и др.).
Е.В. Гончарова отмечает, что экологическая культура – это своеобразный «кодекс поведения», а по содержанию – совокупность знаний, норм, стереотипов и «правил поведения» человека в окружающей среде так, чтобы были учтены не только практические потребности человека и общества, но и возможности природы по сохранению ее постоянного равновесия (гомеостаза), а также не допущения такой человеческой деятельности, которая приводила бы к экологическим кризисам в экосистемах разного иерархического уровня [11].
Следовательно, экологическая культура регулирует отношения человека и природы на основе системы ценностных ориентаций и установок. Она направлена на воспроизводство и развитие природно-социального богатства, позволяет приспосабливаться к природной среде, а также регулирует деятельность общества по отношению к природной среде. Соответственно, чтобы сформировать экологическую культуру следует влиять на ценностные ориентации, уделять достаточно внимания популяризации экологических знаний, предлагать модели природоохранной деятельности.
Можно утверждать, что экологическая культура каждого ребенка будет иметь место только тогда, когда будет выражаться в деятельностном выражении и состоит из трех обязательных компонентов, включающих знания и представления, убеждения и потребности, поведенческие умения.
Представление – это сложное динамическое образование, обладающее рядом пространственных и временных характеристик: целостностью, обобщенностью, панорамностью, яркостью, четкостью и управляемостью изображения. Эти понятия раскрывают активный продвинутый характер человеческого познания предметного мира [24].
Экологические представления в педагогической науке рассматриваются как представления о взаимосвязи в системе «Человек-Природа».
Экологические представления являются неотъемлемой частью экологического сознания, экологических установок и экологического мировоззрения.
Т.Я. Зерщикова определяет экологические понятия как «систему взглядов на объективный мир, основанную на представлениях о его целостности, понимании всеобщей взаимосвязи и взаимозависимости всего существующего» [13].
По мнению Н.Н. Киселева, под экологическими понятиями следует понимать информацию о взаимоотношениях растений и животных с окружающей средой, их приспособляемости к ней; о человеке как части природы; об использовании природных ресурсов, загрязнении окружающей среды и т. д. [18].
Формирование экологических концепций означает развитие личностной рефлексии, способствующей самосознанию как субъекта деятельности, носителя определенных социальных и экологических ценностей, полезного человека не только для общества, но и для природы.
Под экологическими представлениями понимаются разнообразные представления о природе, человеке, их взаимодействии и отражающие объективно существующие в природе связи и зависимости [14].
С.Н. Николаева считает, что экологические представления – это обобщенное отражение определенных объектов и явлений природы, сложных связей, существующих внутри экосистем, характеризующих сообщества в целом. Также С. Н. Николаева отмечает в своих работах, что формирование экологических представлений является необходимым условием формирования такого отношения к окружающему миру, которое имеет эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности творить вокруг себя [25].