Курсовая с практикой на тему Формирование представлений о животных у старших дошкольников посредством игр-инсценировок
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 2
Глава 1. Теоретические основы использования игр-инсценировок
как средства формирования представлений о животных у старших дошкольников. 5
1.1. Процесс формирования представлений о животных у детей
старшего дошкольного возраста. 5
1.2. Основы использования игр-инсценировок как средства
формирования представлений о животном мире у старших дошкольников. 8
1.3. Особенности организации игр-инсценировок для
формирования представлений о животном мире у старших дошкольников. 11
Выводы по главе 1. 15
Глава 2. Организация работы по формированию у детей старшего
дошкольного возраста представлений о животных посредством игр-инсценировок. 16
2.1. Анализ опыта педагогов по формированию представлений о
животных у старших дошкольников посредством игр-инсценировок. 16
2.2. Организация работы по формированию представлений о
животных у старших дошкольников посредством игр-инсценировок. 19
2.3. Анализ результатов исследования. 34
Выводы по главе 2. 42
Заключение. 43
Список литературы. 45
Введение:
Актуальность
темы исследования обусловлена тем, что отсутствие у детей знаний,
правильно отражающих действительность, нередко приводит к возникновению у них различных
неправильных представлений, которые часто являются причиной жестокого отношения
детей к животным, уничтожение ими лягушек, ежей, полезных насекомых. Это не только
наносит вред природе, но и негативно влияет на психику детей, рождает в них жестокость.
Исправить уже имеющиеся неправильные представления гораздо труднее, чем создать
новые, правильные. Вот почему очень важно, чтобы дети уже в дошкольном возрасте
получили правильные сведения и представления о природе.
При этом ознакомление детей с миром
животным с помощью игр-инсценировок – одно из важных средств их развития. В
процессе его расширяется ориентация детей в окружающей среде, формируются
познавательные способности, воспитывается соответствующее отношение к миру
животных. Ознакомление детей с животными с помощью игр-инсценировок предлагает
дать им соответствующий объем знаний, воспитании интереса и любви к ней.
Знакомство детей дошкольного возраста с
миром животных также является важнейшим средством формирования гармоничной,
всесторонне развитой личности, обладающей знаниями и навыками экологически
целесообразного поведения в природе.
Проблема
исследования заключается в том, что педагогический
образовательный процесс должен быть направлен на формирование таких
психологических свойств личности, как потребность в общении с природой, интерес
к познанию ее законов, мотивы поведения и деятельности по охране природы,
убеждение – в социальной обусловленности отношения человека к природе, в
необходимости управления природными явлениями.
Объектом
исследования выступает работа по ознакомлению с
животным миром детей старшего дошкольного возраста.
Предметом
исследования являются игры-инсценировки как средство
ознакомления с животными детей старшего дошкольного возраста.
Целью
исследования выступает ознакомление детей старшего
возраста с животными через игры-инсценировки.
Поставленная цель предполагает необходимость
решить следующие задачи исследования:
1. Изучить процесс формирования
представлений о животных у детей старшего дошкольного возраста.
2. Выделить основы использования
игр-инсценировок как средства формирования представлений о животном мире у старших
дошкольников.
3. Охарактеризовать особенности организации
игр-инсценировок для формирования представлений о животном мире у старших
дошкольников.
4. Проанализировать опыт педагогов по
формированию представлений о животных у старших дошкольников посредством
игр-инсценировок.
5. Организовать работу по формированию
представлений о животных у старших дошкольников посредством игр-инсценировок.
6. Провести анализ результатов
исследования.
Гипотеза исследования: Предполагаем, что разработанная и реализованная нами работа с использованием
игр-инсценировок в процессе осуществления образовательной деятельности будет способствовать
наиболее успешному ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с
Заключение:
Ознакомление детей с природой – одно из
главных средств их развития. В процессе его расширяется ориентация детей в
окружающей среде, формируются познавательные способности, воспитывается
соответствующее отношение к природе. Ознакомление детей с природой предлагает
дать им соответствующий объем знаний о предметах, явлениях неживой и живой
природы, воспитании интереса и любви к ней.
Знакомство детей дошкольного возраста с
миром природы является важнейшим средством формирования гармоничной,
всесторонне развитой личности, обладающей знаниями и навыками экологически
целесообразного поведения в природе.
Приобретенное в детстве умение видеть,
чувствовать природу такой, какой она есть на самом деле, вызывает у детей
глубокий интерес к ней, расширяет и углубляет их знания, способствует
формированию характера и интересов.
Ознакомление детей дошкольного возраста с
природой является средством создания в их сознании реалистических знаний об
окружающем мире, основанных на чувственном опыте. Эти знания необходимы для
формирования материалистического понимания мира.
Педагогический учебно-воспитательный
процесс должен быть направлен на формирование таких психологических свойств
личности, как потребность в общении с природой, интерес к познанию ее законов,
мотивы поведения и деятельности по охране природы, убеждение – в социальной
обусловленности отношения человека к природе, в необходимости управления
природными явлениями.
Чрезвычайно важна роль игр в закреплении,
систематизации и обобщении знаний о природе. В процессе игр-инсценировок у
детей воспитывается умение внимательно слушать и отвечать на вопросы,
самостоятельно решать поставленную задачу, вспоминать, думать, воздерживаться
от желания что-либо сказать, когда правила игры этого не позволяют. Все это
способствует развитию волевых процессов, языка, мышления, внимания, памяти.
В исследовании было доказано, что
использование игр-инсценировок естественного содержания при соответствующей
подготовке детей и в определенной системе позволяет формировать у детей крепкие
знания, систематизировать их, подводить к обобщениям, развивать мышление, язык.
Следовательно, игр-инсценировки способствуют повышению эффективности обучения
детей в детском саду, лучшей подготовке к обучению в школе.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы использования игр-инсценировок
как средства формирования представлений о животных у старших дошкольников
1.1. Процесс формирования представлений о животных у детей
старшего дошкольного возраста
Мир живой природы таит в себе богатые
способности для всестороннего развития дитя. Правильная организация
ознакомления с живой природой способствует развитию разных сторон умственной
деятельности детей, формированию умственных качеств, необходимых для
последующего обучения в школе. Поэтому так важно, чтобы живая природа как
средство воспитания правильно и в достаточном объеме использовалась в
педагогическом процессе дошкольного учреждения. Главной зависимостью,
определяющей возможность существования животных, как и всех других живых
существ, является неразрывная связь с внешней средой. У каждого живого существа
есть определенные жизненно важные потребности. Удовлетворить их можно только
контактом с внешней средой [11].
Дошкольный возраст – очень ответственный этап
в формировании знаний. Современные исследования физиологов, психологов, педагогов
свидетельствуют о том, что в этом возрасте закладываются основы знаний, которые
будут служить человеку на протяжении всей его жизни.
Период дошкольного возраста является
важным в развитии физических и психологических возможностей детей. В это время
протекает закладывание основ взаимодействия с окружающим миром, а также с
помощью взрослых у ребенка начинает формироваться осознанное отношение к
природе [5].
Такие российские ученые, как Н.Н. Кондратьева,
И.А. Хайдурова, В.И. Логинова, П.Г. Саморукова заявляют о ведущей роли системных
знаний в развитии детей старшего дошкольного возраста, которые позволяют
ребенку осознать сущностные особенности объектов и явлений природы, «системообразующие»
связи, доступные его пониманию. Связь живых организмов со средой обитания проявляется
в многочисленных и разнообразных приспособлениях к ней живых существ.
Шавшаева Л. Ю. предлагает следующие блоки:
— система знаний и представлений о живом организме
как носителе его потребностей;
— существенных характеристиках: целостности,
системе система знаний и представлений о среде обитания живых существ, их приспособленности
к определенной среде обитания, в том числе к сезонным изменениям;
— система знаний и представлений о размножении
живых существ, их росте и развитии;
— система знаний и представлений о взаимодействии
живых существ в экосистемах [27].
Современная методика ознакомления дошкольников
с миром животных считает природу важным фактором всестороннего развития, поэтому
процесс ознакомления дошкольников с природой направляет на осуществление их умственного,
нравственного, эстетического и физического воспитания.
В старшем дошкольном возрасте у детей накапливается
немало знаний о животном мире. Основная их часть — это конкретные, разрозненные
сведения об отдельных видах животных, наиболее характерных особенностях их внешнего
облика и поведения. Обнаружена также тенденция к формированию общих представлений
о животных.