Курсовая с практикой на тему Формирование представлений о здоровом образе жизни у младших школьников.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
§1 ПОНЯТИЕ О ЗДОРОВЬЕ И ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ 5
§2 СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 7
§3 ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 9
§4 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ШКОЛЬНИКОВ 1 «Д» класса МАОУ «СОШ № 35» 11
§5 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ДИАГНОСТИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ И ОСВЕДОМЛЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 22
ПРИЛОЖЕНИЕ 25
Введение:
Актуальность проблемы исследования. Проблема сохранения и укрепления здоровья населения становится крайне актуальной на современном этапе развития общества. На фоне высоких темпов депопуляции населения, низкого уровня знаний про основы здорового образа жизни, нерациональной организации режима двигательной активности, слабой мотивации к занятиям физической культурой и негативной динамики употребления табака, алкоголя и наркотических веществ, проблема сохранения и укрепление здоровья школьников приобретает все большую актуальность [4].
Исследование теоретических и прикладных аспектов проблемы здоровьесбережения молодого поколения находилось в поле повышенного внимания отечественных ученых: А.В. Васийчук [7], Л.А. Деминская [11], С.Г. Дудко [12], А.А. Жук [13].
Проблема исследования состоит в том, что большинство заболеваний у младших школьников детерминировано недостатками осуществления учебно-воспитательного процесса в учебном заведении, что приводит к объективной потребности в повышении эффективности системы работы педагогического персонала по здоровьесбережению.
Таким образом, существует противоречие между снижением уровня здоровья с одной стороны и недостаточным научно-методическим обоснованием повышения уровня осведомленности школьников относительно здорового образа жизни. Необходим поиск эффективных и действенных способов организации школьной образовательной среды, способствующей развитию ценностного отношения к собственному здоровью у детей данной категории. Итак, несмотря на существенный интерес ученых, проблема сохранения и укрепления здоровья у детей младшего школьного возраста остается недостаточно разработанной.
Целью исследования является обоснование здоровьесберегающих технологий у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: здоровый образ жизни у младших школьников.
Предмет исследования: особенности формирования здорового образа жизни у младших школьников.
Достижению поставленной цели способствует решение ряда задач:
1. Проанализировать современную научно-методическую литературу относительно здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста.
2. Оценить уровень осведомленности детей младшего школьного возраста о здоровом образе жизни и их родителей.
3. Разработать модель реализации здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста.
Методы исследования:
Теоретические: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме здорового образа жизни у школьников;
Практические: социологические (анкетирование учащихся и родителей); статистическая обработка данных, полученных, в результате проведения эксперимента.
База исследования: МАОУ «СОШ №35» г. Сыктывкара, 1 «Д» класса МАОУ «СОШ № 35» (30 обучающихся).
Заключение:
В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Анализ современной педагогической практики в учебных заведениях свидетельствует о том факте, что большинство заболеваний у школьников детерминировано в том числе и недостатками осуществления учебно-воспитательного процесса в учебном заведении, что приводит к объективной потребности в повышении эффективности системы работы педагогического персонала по здоровьесбережению.
2. На основании полученных результатов констатирующего эксперимента выявлено низкую осведомленность детей о здоровом образе жизни, что требует разработки и реализации модели его формирования у младших школьников. Для успешной реализации педагогического сопровождения детей младшего школьного возраста необходимо также повышать педагогическую компетенцию родителей, постепенно расширяя их участие в оздоровительном процессе.
3. В рамках оздоровительного компонента была разработана и реализована программа оздоровительной физической культуры для детей (рассчитанная на 3 месяца), включающая выполнение упражнений йога-аэробики, обладающих оздоровительным воздействием. Подбор упражнений должен осуществляться на основе учета мотивационных интересов детей дошкольного возраста и быть направлен на улучшение эмоционального климата на занятиях, стимулирование развития творческих способностей детей, разнообразие учебного материала, а также развитие физических качеств. В процессе исследования были реализованы упражнения йога-аэробики различного направления (статические и динамические асаны, упражнения на равновесие, дыхательные упражнения, элементы релаксации и стретчинга), которые использовались как элементы оздоровительной физической культуры.
Фрагмент текста работы:
ПОНЯТИЕ О ЗДОРОВЬЕ И ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ
Здоровье – это не только отсутствие болезней, но и определенный уровень физического благополучия, подготовленности, функционального состояния организма, который является физиологическим базисом для физического и психического благополучия. Здоровье формируется в результате взаимодействия определенных внешних и внутренних факторов.
Сохранение и укрепление здоровья нации зависит во многом от отношения каждого школьника к своему здоровью. Формирование рационального отношения к здоровому образу жизни, пропаганда здорового образа жизни является важными приоритетами государственной политики [9, 18].
Проблема укрепления здоровья школьников на современном этапе, который характеризуется обострением финансовых противоречий в мире, недостатками кадрового обеспечения учреждений здравоохранения, является крайне актуальной для государства и общества [8, 19].
Проблема укрепления здоровья детей и молодежи сегодня стоит довольно остро, поскольку сложные социально-экономические условия, экологические, духовно-культурные проблемы вызвали значительное снижение уровня здоровья подрастающего поколения.
Одновременно с их негативным влиянием на молодое поколение негативное влияние имеют еще много факторов риска, получившие название «школьные» факторы риска – то есть локализированные в учебных заведениях.
Большой объем информации, постоянное обновление учебных программ, широкое использование технических средств оказывают неблагоприятное влияние на двигательную деятельность учащихся. Школьники являются наименее социально защищенными группами населения, так как специфика учебного процесса и возрастные особенности предъявляют высокие требования к функциям и системам их организма.
Медико-психолого-педагогические исследования позволяют выявить те «школьные» факторы риска, которые негативно влияют на здоровье детей, в частности [15]: стрессовая педагогическая тактика; интенсификация учебного процесса; несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников; преждевременное начало дошкольного систематического обучения; невыполнение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса; функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья; массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья; частичное разрушение служб школьного врачебного контроля; отсутствие системы работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.
Указанное выше обусловливает важную проблему в сфере образования, конкретнее — необходимость обеспечение здоровьесберегающего характера педагогического процесса. Необходимо выработать у каждого ученика программу жизнедеятельности, включающую: способность быть ответственным за свое здоровье, мотивацию на здоровый образ жизни (ЗОЖ), владение методами самодиагностики, самооценки, самоконтроля и самокоррекции психосоматического состояния.
На сегодняшний день единого толкования понятия «здоровый образ жизни» нет, но суть его заключается в одном — сохранении здоровья человека.
Здоровый образ жизни это:
1) рациональный индивидуальный режим жизни, способствующий здоровью (психическая активность, здоровое питание, надлежащее духовное режим, личная гигиена, отказ от курения и злоупотребления алкоголем);
2) активное участие в формировании социальных отношений, способствующих сохранению и развития личности;
3) гигиеническое рациональное поведение с учетом требований окружающей среды;
4) сознательное участие в организации условий труда, способствующих сохранению здоровья и повышению работоспособности;
5) разумное отношение к мероприятиям по охране здоровья при заболевании [16].
Выполнение представленных составляющих ЗОЖ для различных возрастных категорий имеет практический смысл, поскольку не требует дополнительных материальных затрат и времени.
Использование основных критериев формирования здорового образа жизни в образовательном процессе приведет к снижению показателей заболеваемости учащейся молодежи, улучшению психологического климата в коллективах.
Здоровый образ жизни является важным фактором здоровья, вследствие соблюдения которого, повышается трудовая активность, создается физический и душевный комфорт, активизируется жизненная позиция, защитные силы организма, укрепляется общее состояние, снижается частота заболеваний и обострений хронических заболеваний [24].