Курсовая с практикой на тему Формирование представлений о видимых явлениях вселенной у детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВИДИМЫХ ЯВЛЕНИЯХ ВСЕЛЕННОЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5
1.1.
Психолого-педагогические подходы к проблеме
экологического образования детей старшего дошкольного возраста. 5
1.2.
Особенности организации и проведения проектной деятельности с детьми
дошкольного возраста в условиях ДОО.. 8
1.3.
Влияние проектной деятельности на формирование представлений о видимых явлениях
вселенной у детей старшего дошкольного возраста. 12
Выводы по
главе 1. 15
ГЛАВА
2. ОПЫТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
ПО ИЗУЧЕНИЮ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВИДИМЫХ ЯВЛЕНИЯХ ВСЕЛЕННОЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА 16
2.1.
Выявление уровня сформированности представлений о видимых явлениях вселенной у
детей старшего дошкольного возраста. 16
Выводы по
Главе 2. 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 33
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ.. 35
ПРИЛОЖЕНИЯ.. 38
Приложение
1. 39
Введение:
Осуществление
работы по ознакомлению детей с природой требует глубокого осознания комплекса
задач, направленных на использование природы для всестороннего развития детей.
Современный подход к содержанию ознакомления с природой характеризуется
отсутствием жесткой адресности по возрасту детей, ориентацией на формирование у
дошкольников достаточно широкого круга знаний об окружающей природе: интересных
представителях биоценозов леса, лугов, водоемов, степи, парка и тому подобное.
Это открывает перед воспитателями дошкольников широкие возможности для
творческой работы по формированию любви к родному краю, экологическому
воспитанию, основу которого составляют знания и деятельность ребенка. Всё это
детерминировало выбор темы исследования и его актуальность.
Цель
образования и воспитания дошкольников в области окружающей среды – формирование
экологической культуры, включающей в себя знания о природе, о взаимосвязях в
ней и способах ее сохранения, эстетические и этические чувства, интерес к
природе и проблемам ее охраны; деятельность по сохранению и улучшению природной
среды; навыки культурного поведения в природе, а также мотивы, побуждающие к
соблюдению норм поведения в природе[4]. В контексте современного образования
проблемы формирования экологической культуры и различные трактовки этого
понятия приводятся в работах Н.Ф. Винокуровой, Н.С. Дежниковой, Б.Т. Лихачёва,
С. Н. Николаевой, В.Н. Осокиной, Н.А. Рыжовой, Л.П. Симоновой, В.А. Ясвина и
др..
Проблема
исследования: совершенствование экологического воспитания детей, в соответствии
с требованиями ФГОС ДО в современных условиях функционирования
дошкольной организации в процессе реализации образовательной области
«Познавательное развитие»
Цель
исследования – изучить и описать особенности экологического воспитания
детей старшего дошкольного возраста в процессе организации занятий по
ознакомлению с природой в рамках образовательной области «Познавательное развитие».
Объект
исследования – экологическое воспитание старших дошкольников в условиях
реализации образовательной области «Познавательное развитие».
Предмет
исследования – проектные методы и формы экологического воспитания
старших дошкольников в процессе ознакомления с природой.
Задачи
исследования:
1.
Проанализировать нормативные документы и методическую литературу по
экологическому воспитанию в соответствии с требованием ФГОС ДО;
2.
Раскрыть базовые понятие темы: «экология»,
«экологическое воспитание»;
3
Раскрыть задачи экологического воспитания детей дошкольного возраста;
4.
Раскрыть особенности экологического воспитания старших дошкольников в процессе
проведения занятий по ознакомлению с природой (в рамках образовательной области «Познавательное
развитие»);
5.
Описать основные методы и формы организации экологического воспитания
дошкольников, в современном дошкольном учреждении, в процессе занятий по
ознакомлению с природой в рамках
образовательной области «Познавательное развитие».
Методы
исследования:
—
педагогическое наблюдение;
—
анализ психолого-педагогической литературы;
—
теоретический анализ педагогических идей;
Практическое
значение работы заключается в возможности использования ее материалов в
дальнейших разработках, посвященных заявленной тематике.
Структура работы. Работа
состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Заключение:
Осуществление
работы по ознакомлению детей с природой требует глубокого осознания комплекса
задач, направленных на использование природы для всестороннего развития детей.
Современный подход к содержанию ознакомления с природой характеризуется
отсутствием жесткой адресности по возрасту детей, ориентацией на формирование у
дошкольников достаточно широкого круга знаний об окружающей природе: интересных
представителей биоценозов леса, лук, водоемов, степи, парка и тому подобное.
Это открывает перед воспитателями дошкольников широкие возможности для
творческой работы по формированию любви к родному краю, экологическому
воспитанию, основу которого составляют знания и деятельность ребенка.
Проведение этой содержательной работы требует от воспитателей широких знаний
природы родного края, эмоциональной чувствительности, заинтересованности,
наблюдательности.
Природа
является одним из основных средств эстетического воспитания детей. Красота
природы не оставляет равнодушными даже самых маленьких детей. Знакомя их с
природой, надо обращать внимание на шум леса, журчание ручья и пение птиц,
форму и окраску листа, запах цветов, движение животных и т. д. Необходимо, чтобы
дети научились чувствовать прекрасное, с тем, чтобы в дальнейшем своей жизни
они умели воспринимать мир во всей его красоте и разнообразии.
В
процессе ознакомления детей с природой необходимо осуществлять их нравственное,
физическое и эстетическое воспитание.
В
нравственном развитии ребенка особое место занимает воспитание у него любви к
родной природе и бережного отношения к живому. Детям особенно близко и дорого
то, что они сами вырастили. Наличие в детском саду животных и растений, которые
ребенок ухаживает и следит, помогает воспитывать у нее такие качества, как
бережное отношение к природе, любовь и привычку к труду, ответственность за
порученное дело.
Управляя
процессом познания природы и приобретения детьми различных навыков и умений,
воспитатель применяет разнообразные методы и приемы.
Следует
отдавать предпочтение тем формам работы, которые обеспечивают непосредственное
восприятие детьми природы и активное овладение навыками. К таким формам работы
относятся наблюдение, эксперимент, работа, игры. Наряду с этим широко
применяются методы, основанные на слове воспитателя, — рассказ, чтение
художественных произведений, беседы, во время которых демонстрируются
натуральные объекты или изображения их.
Методы
и приемы, которые использует в работе педагог, сочетаются. Например, наблюдение
– с беседой, рассказ воспитателя – с чтением художественного произведения,
эксперимент – с трудом и т. д.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
О ВИДИМЫХ ЯВЛЕНИЯХ ВСЕЛЕННОЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЕКТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1.1. Психолого-педагогические
подходы к проблеме экологического
образования детей старшего дошкольного возраста
Экология — познание природы, исследование всех
взаимоотношений живого с органическими и неорганическими компонентами
окружающей среды. Экология — это наука, изучающая все сложные взаимосвязи в
природе.
Изменение
старой, традиционной, антропоцентрической парадигмы на новую, биоцентричную,
предполагает отказ от ряда стереотипов, сформировавшихся в предыдущие годы. К
таким стереотипам Н. Рыжова относит, в частности, традиционное для методической
и художественной детской литературы 50-80-х годов отношение к человеку как к
хозяину, «царю» природы, который может изменять ее с целью создания наиболее
комфортных для своей жизни условий, без учета природных закономерностей[1].
Потребительский подход к природе отражается также в широко распространенной для
ознакомления детей с природой классификации живых организмов. В представленной
классификации живые организмы делят на «вредные», «опасные» и «полезные»;
применяют в отношении природных объектов оценочные суждения типа «красивый» —
«уродливый», «хороший» — «плохой». Даже идея необходимости улучшать природу,
увеличивать ее богатства отражает подход с позиции «человек – хозяин природы».
Трудно
осознать и признать тот факт, что дикая природа живет по своим собственным
законам, прекрасно обходится без человека. Иногда человеческое стремление
«помочь» природе оборачивается непредвиденными последствиями, ведь помощь эта
не учитывает природные закономерности. Существуют и другие стереотипы, наличие
которых у нынешних воспитателей дошкольных учреждений объясняется, прежде
всего, тем, что они в свое время усвоили именно антропоцентрическое
мировоззрение[2].
Экологическое
воспитание дошкольников, безусловно, начинается с формирования экологической
культуры педагогов. С. Николаева[3],
раскрывая основные положения разработанной ею педагогической технологии
экологического образования, отмечает, что внедрение ее в практику работы
дошкольных учреждений должно осуществляться одновременно на двух уровнях:
организационно-методическом и учебно-воспитательном. Организационно-методический
уровень направлен на формирование экологической культуры взрослых, которые
должны осуществлять экологическое образование дошкольников, и на создание в
дошкольном учреждении условий для эффективной реализации определенных задач
экологического воспитания в учебно-воспитательной работе с детьми. [1]
Рыжова Н. Экологическое
воспитание дошкольников с позиции новой парадигмы / Н. Рыжова; сост. Н.Горопаха
// Ознакомление детей с природой: хрестоматия. — Ровно, 2007. — С. 19-31. [2]
Глухова Н. Эмоциональное
общение ребенка с природой как условие творческого постижения мира //
Дошкольное воспитание — 2008. — №10. — С. 16-19. [3]
Николаева
С. Роль педагогической технологии в формировании экологической культуры детей и
взрослых / С.Николаева; сост. Н.Горопаха // Ознакомление детей с природой:
хрестоматия. — Ровно, 2007. — Ч.2. — С. 294-308.