Курсовая с практикой на тему Формирование представлений о росте и развитии растений у дошкольников.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования представлений о росте и развитии растений у дошкольников 7
1.1 Особенности формирования экологических представлений у дошкольников 7
1.2 Анализ программы «От рождения до школы» в рамках формирований представлений о росте и развитии растений у дошкольников 11
Глава 2. Формирование представлений о росте и развитии растений у дошкольников 15
2.1Формы работы с дошкольниками для формирования представлений о росте развитии растений 15
2.2 Работа с календарем наблюдений за ростом и развитием растений с дошкольниками (С.Н.Николаева) 18
Заключение 27
Список использованной литературы 31
Приложения
Введение:
В современном мире проблема экологии и экологического воспитания, пожалуй, самая глобальная проблема. Действительно численность и плотность населения возрастает, при этом все чаще происходят различные природные катаклизмы, которые связаны непосредственно с состоянием окружающей природной среды.
Антропогенное воздействие оказывает очень сильное отрицательное влияние на экологическую обстановку в целом. Когда просматриваешь статистику экологических мониторингов или конференций, то действительно становится страшно, не за себя, а за следующие поколения. Как будут жить они? Ведь человек, несмотря на свое разумное превосходство над всем, все равно является неотъемлемой частью живой природы.
Посему проблема экологического воспитания народонаселения крайне актуальна.
Распространение системы экологического просвещения в настоящее время является одной из самых актуальных задач для всех цивилизованных государств. Ведь ее решение представляет собой важнейшее условие в устранении проблем нестабильности природной среды. Кроме этого, экологическое воспитание, образование и просвещение населения способно обеспечить устойчивое развитие общества в целом.
В настоящее время во всем мире возникла необходимость в безотлагательном решении экологического вопроса. Многие исследователи, работающие в различных областях науки, буквально бьют в колокола в попытке донести актуальность проблемы до тех, кто обладает правом принимать решения на государственном уровне. Но, к сожалению, лишь небольшая часть чиновников осознает, насколько опасно промедление в этой сфере. А ведь любое неверно принятое государственным деятелем решение способно привести к необратимым последствиям, результатом которых явится природный коллапс.
Что мы имеем на данный момент? Многими учеными признается тот факт, что экологическое просвещение, рассматривается ли оно на уровне политического деятеля или рядового гражданина, все еще остается достаточно низким. При этом человечество пока еще не осознает всей трагедии, находящей свое выражение в стремительном уничтожении природных богатств. Только те исследователи, которые непосредственно занимаются данной проблемой, до конца понимают всю масштабность надвигающегося кризиса, а также его возможных последствий. Именно поэтому экологическое просвещение столь актуально на всех уровнях социальных слоев общества.
Истина одна — начало нашей жизни всегда связано с детством, с первыми шагами, первыми знаниями о мире. Поэтому как маленькая личность вольется в этот мир, будет влиять на его дальнейшую судьбу.
В нашем мире явное преобладание материальных ценностей над духовными, в связи, с чем произошло искажение представлений, что такое добро, милосердие, великодушие, справедливость, гражданственность. Основные моральные качества должны быть сформированы уже в период дошкольного возраста. Поскольку именно в дошкольном периоде закладывается общее развитие ребенка, он является стартовым периодом для высокого человеческого начала. Главными идеями, которые преследуются при духовно-нравственном воспитании, является сохранение человеческого в ребенке, закладка нравственных основ, обучение ребенка правилам общения, а также жизни в обществе.
Поэтому возникает вопрос, как обучить ребенка этой азбуке с человеческой культурой, чтобы картина его мира была гармоничной, и он мог устоять перед тем злом, которое встретится на его пути. Многими воспитателями отмечается, что дети дошкольного возраста во время игры проявляют крайне негативные качества, они становятся злыми, жестокими, самолюбивыми, что свидетельствует об отсутствии духовно-нравственных качеств у большинства.
Оценочные суждения по отношению к объектам природы должны быть исключены из экологического воспитания дошкольников. С позиции биоцентризма (экоцентризма) живые организмы не могут быть хорошими или плохими, полезными или вредными. Все они имеют право на существование, каждый из них играет свою, исключительную роль в природе. Оценочные суждения могут применяться только для характеристики поступков человека по отношению к миру природы, животные же не могут поступать плохо или хорошо, их поведение определяется биологическими законами. Несомненно, элементарные знания о лекарственных, ядовитых, съедобных растениях, грибах необходимы детям, однако не эти сведения должны составлять ядро экологических знаний. Дети должны получить представление о том, что в бережном отношении нуждаются все организмы без исключения, вне зависимости от степени опасности или полезности для человека. Наша цель — показать ребенку, что любой живой организм включен в сложную цепь природных взаимосвязей и его потеря может вызвать непредсказуемые последствия.
Заключение:
Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.
Основные цели и задачи экологического воспитания:
• формирование у детей ценностного отношения к окружающему миру, природе, природным ресурсам;
• повышение интереса детей к познавательной, творческой, интеллектуальной деятельности;
• формирование среди детей и родителей понимание проблемы, связанных с экологической обстановкой окружающей среды, побуждение к обсуждению связанных с охраной окружающей среды вопросов и проблем;
• формирование эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умения видеть его красоту и неповторимость;
• повышение активности и эффективности общественных работ по охране окружающей среды, формирование чувства ответственности за деятельность, являющейся возможной угрозой экологии.
Опыт внедрения календарей в практику детских садов, показал: использование данного типа моделирования оказывает интенсивное воздействие на развитие наглядно-образного мышления.
Работа с календарем на всех этапах (заполнение, подведение итогов, повторные рассматривания, сопоставление аналогичных явлений) обогащает конкретные представления детей, формирует особый тип представлений, отражающий процесс изменения объектов природы в единстве с временным параметром.
Модель, таким образом, служит средством развития единых пространственно-временных представлений.
Кроме того, обсуждая результаты наблюдений, дети вынуждены сопоставлять зафиксированные на страницах календаря явления, прослеживать характер изменений, взаимосвязь отдельных компонентов; тем самым они учатся обнаруживать временные и причинные связи, устанавливают простейшие закономерности. Таким образом, развивается логическое мышление, а с ним вместе неразрывно и речь.
Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас. Экологическое воспитание значимо и с позиций личностного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством людей, обладающих экологической культурой, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю.
С целью привлечь внимание к проблемным вопросам, существующим в экологической сфере, и улучшить состояние экологической безопасности страны, Указом Президента Российской Федерации 2017 год объявлен Годом экологии и особо охраняемых природных территорий. В связи с этим на федеральном и муниципальных уровнях разработана система мероприятий, посвященных заботе о природе и окружающем мире. Правительственный курс направлен не только на комплексные проблемы экологии, но также заботу об охраняемых природных территориях: заповедных парках и садах.
Дошкольные образовательные учреждения в мероприятиях, посвященных году экологии. Воспитателям важно донести до детей проблему защиты окружающей среды, борьбы за природу. План мероприятий в ДОУ предусматривает многочисленные мероприятия для детей. Среди них особое внимание уделяется тематическим занятиям и праздникам, конкурсам и выставкам, экологическим играм и природоохранным акциям. Все запланированные события объединяются идеей сохранения экологии и природы страны, в которой мы живем. Дети должны обратить внимание на природу и те проблемы, которые связаны с экологией и чистотой.
Экология в нашей жизни играет большую и важную роль. Человечество своей безответственностью уничтожает то, что природа создавала веками. Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда-то был ребенком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.
Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребенка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. А задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за планету Земля, и каждый из нас может сохранять и преумножать ее красоту.
Экологическое воспитание дошкольников по своему содержанию шире, чем природоохранительная работа в детском саду. Оно строится на понимании детьми зависимостей, существующих в природе, осознании влияния деятельности человека на природу. Его итогом является приемлемый для дошкольников уровень осознанного отношения к живому, к природе, выраженный в положительных эмоциональных реакциях, словесном сочувствии, действенной готовности прийти на помощь растениям и животным, если они в этом нуждаются.
Содержание экологического воспитания и возможность его реализовать в детском саду, тесно связаны с условиями жизни детей и методами их воспитания. Контакт с природой, непосредственно и постоянно окружающей ребенка, разнообразие приемов в работе воспитателя — продуманная организация систематических наблюдений, труда, игры, обучения — это ключ к правильной постановке работы и получению нужного результата.
Существует 2 типа программ по экологическому воспитанию для дошкольных учреждений: комплексные и парциональные. Комплексные программы предписывают действия, направленные на развитие дошкольников во всех сферах, а парциональные углублённо рассматривают какое-то одно или несколько тематически близких направлений. Комплексные программы Наиболее полно экологические аспекты предусмотрены в программах «От рождения до школы» и «Кроха». В них есть специальные разделы, посвящённые не просто получению элементарных знаний о природе, а о взаимосвязи окружающего мира и человека. Также для углубленного изучения растительных организмов и их жизнедеятельности возможно использование Дневника наблюдений за ростом и развитием растений, предложенным С.Н. Николаевой.
Фрагмент текста работы:
Экологические представления — это обобщенное отражение определенных объектов и явлений природы, сложных связей, существующих внутри экосистем, характеризующих сообщества в целом (С. Н. Николаева).
Экологические представления формируются у человека в результате восприятия объектов и явлений природы и взаимосвязей между ними. Развивать экологические представления необходимо с дошкольного возраста, при этом дети должны знакомиться с объектами природы ближайшего окружения, знать взаимосвязи, которые существуют между ними.
Много прекрасных слов сказано многими учёными, исследователями, писателями, педагогами и психологами, которые говорили о важности приобщения детей к миру природы.
Как говорил Сухомлинский В. А.:
«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал» [2].
Всеобщее беспокойство о кризисном состоянии природы звучит на различных международных форумах, на которых развивается позиция «мыслить глобально», воплощается в конкретных делах в области экологического образования — реализуется идея «действовать локально». Правительственными структурами, творческими коллективами и отдельными энтузиастами создаются программы экологического образования и воспитания детей, учащихся, студентов и взрослых, повышающих свою профессиональную квалификацию. Реализация программ на практике меняет мышление людей, их взгляд на природу, на взаимодействие каждого и всего общества с ней, ведет к пониманию идеи устойчивого развития на планете.
В настоящее время нельзя не заниматься формированием экологических представлений у детей дошкольного возраста, в какой бы области ты не специализировался. На сегодняшний день, у детей, впрочем, как и у взрослых преобладает потребительский подход к природе, что, на наш взгляд, обуславливается низким уровнем экологической культуры — люди не воспринимают экологические проблемы, как личностно значимые. В настоящее время, когда ухудшающее состояние окружающей среды носит угрожающий характер, необходимо предпринимать все возможные шаги к тому, чтобы каждый человек осознал свою непрерывную связь с природой, понял необходимость ее сохранения для будущих поколений.
Дошкольный возраст характеризуется особой интенсивностью развития эмоционально-ценностного отношения к окружающему, накоплению личного опыта взаимодействия с окружающим миром. В связи с этим, экологическое воспитание детей-дошкольников приобретает важнейшее 10 значение, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является неотъемлемой частью духовной культуры человека. И мне, как воспитателю дошкольного учреждения, формирование экологических представлений у детей представляется первоочередной задачей, и любое свое действие, любой содержательный материал мы оцениваем с позиции их соответствия требованиям экологического образования.
Из всего выше сказанного, главной целью экологического воспитания нам представляется формирование экологической культуры как совокупности экологического сознания, экологических чувств, экологической деятельности через воспитание любви к природе, понимание происходящих в ней процессов и их взаимосвязях.
Достижение поставленной цели нужно осуществлять через решение следующих задач формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста:
— воспитание любви к природе через непосредственное общение с ней;
— формирование элементарных естественно-научных представлений, знаний о природе;
— формирование навыков поисково-экспериментальной деятельности;
— развитие сопереживаний к бедствиям природы, потребности бороться за её сохранение.