Методика познавательного развития детей дошкольного возраста Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Формирование представлений о пространстве у детей старшего дошкольного возраста в игре

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОСТРАНСТВЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА.. 6
1.1. Представления о
пространстве и их особенности у детей старшего дошкольного возраста. 6
1.2. Игра как средство
формирования представлений о пространстве у детей старшего дошкольного
возраста. 11
ГЛАВА 2.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОСТРАНСТВЕ У
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРЕ. 19
2.1 Исследование уровня
сформированности представлений о пространстве у детей старшего дошкольного
возраста. 19
2.2 Разработка
планирования по формированию представлений о пространстве у детей старшего
дошкольного возраста в игре. 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.. 33
ПРИЛОЖЕНИЕ. 37

  

Введение:

 

Актуальность исследования.
Познание окружающего мира, сложный процесс, и начинается он с непосредственного
или опосредованного чувственного познания. Очень важен опыт познания человеком пространственных
отношений в предметном окружении. Умение ориентироваться в пространстве,
осознание пространственных отношений, обогащают речь ребенка, делают её более
точной, конкретной, грамматически правильной. Благодаря пониманию ребенком
пространственных отношений перед ним раскрываются содержательные связи между
предметами и явлениями – причинные, целевые, следственные.

Ориентировка в пространстве имеет
универсальное значение для всех сторон жизни человека, охватывая различные
стороны его взаимодействия с окружающим миром, и представляет собой важнейшее
свойство человеческой психики.

В психолого-педагогических исследованиях
на современном этапе указывается на особую роль пространственных представлений,
восприятий в формировании познавательной деятельности ребенка, в развитии его
сенсорных, интеллектуальных и творческих способностей. Овладение детьми
дошкольного возраста различными видами пространственной ориентировки повышает
результативность и качество таких видов деятельности, как познавательной,
трудовой, продуктивной, творческой, игровой.

Лучшим способом формирования у детей
представлений пространственных отношений являются игры и игровые упражнения
(Т.А. Мусейибова [27]).

Поэтому мы считаем актуальной проблему
формирования у дошкольников адекватных способов восприятия пространства,
развития полноценных пространственных представлений и прочных навыков
ориентировки. Способность ориентироваться в окружающем и осознавать различные
способы отсчета при определении своего положения или другого объекта в
пространстве выступает необходимым компонентом подготовки ребенка к школе.

Анализ научно-методической литературы
свидетельствует о заинтересованности ученых проблемой формирования
представлений о пространстве у дошкольников. В их числе представители различных
наук – психологии, педагогики, нейрофизиологии. Так, психологи изучали
особенности восприятия, представлений детей о времени и пространстве, генезис
их развития, роль сенсорного опыта в восприятии времени и пространства (труды
Л. А. Венгера, Л. С. Выготского, П.Г. Гальперина,  А. Н. [Д1] Леонтьева,
А. А. Люблинской, С. Л. Рубинштейна и др.).

Внимание педагогов концентрировалось на
изучении формирования системы представлений о времени и пространстве, роли
дидактических игр и занятий в формировании пространственно-временных отношений,
взаимосвязь речевой активности детей и понимания пространственно-временных
категорий, педагогические условия дошкольных учреждений, обеспечивающие
становление пространственно-временных представлений (работы В. С. Мухиной, Л. С.
Выготского, Б. Г. Ананьева, А. Р. Лурии, Е. Ф. Рыбалко, А. В. Семенович, М. М.
Семаго, К. С. Лебединской, М. В. Вовчик-Блакитной, О. С. Никольской, Т. А.
Мусейибовой, Н. Я. Семаго и др.).

Вопросами формирования ориентировки в
пространстве занимались как отечественные, так и зарубежные педагоги: Р. К.
Говорова, А. Н. Давидчук, О. М. Дьяченко, Т. И. Ерофеева, В. Н. Каразану, Т. В.
Лавреньтьева, А. М. Леушина, Т. А. Мусейибова, В. П. Новикова, А. А. Столяр, М.
А. Фидлер. Ученые отмечают тот факт, что развитие пространственных
представлений значимо при формировании интеллектуальных способностей у детей
старшего дошкольного возраста. Гармоничное развитие дошкольника не возможно без
развития у него умений ориентироваться.

Изучением формирования пространственных
представлений в возрастной динамике, их влиянием на психические функции
человека занимались Б. Г Ананьев, Б. Ф. Ломов, Е. Ф. Рыбалко, Л. А.
Венгер, Ф. Н. Шемякин и др..

Исследования Т. А. Мусейибовой, Т.
Гогуадзе, Г. Н. Глушковой, Э. Я Степаненковой связаны с раскрытием
образовательного потенциала использования подвижных и дидактических игр для
формирования пространственных представлений.

Тем не менее, несмотря на многочисленные
исследования ученых в данной области, проблема 
формирования представлений о пространстве у детей старшего дошкольного
возраста в игре остается малоизученной.

Проблема исследования:
каковы возможности игры в формировании пространственных представлений детей
старшего дошкольного возраста?

Цель исследования: теоретическое
и практическое обоснование проблемы формирования представлений о пространстве у
детей старшего дошкольного возраста в игре.

Объект исследования:
представления о пространстве у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: игра
как средство формирования представлений о пространстве у детей старшего
дошкольного возраста.

Задачи исследования:[Д2]

1. Изучить представления
о пространстве и их особенности у детей старшего дошкольного возраста.

2. Рассмотреть игру как средство
формирования представлений о пространстве у детей старшего дошкольного возраста .

3. Провести исследование
уровня сформированности представлений о пространстве у детей старшего
дошкольного возраста .

4. Разработать план планирования по
формированию представлений о пространстве у детей старшего дошкольного возраста
в игре.

Методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической,
методической литературы по проблеме исследования; синтез, обобщение);
экспериментальные (диагностические [Д1]Инициалы
перенесите к фамилии. Для этого нажимайте на ПРОБЕЛ. Отсмотрите по всему
тексту. [Д2]См.
содержание (план) и скорректируйте.

Каждая задача должна
соответствовать пункту плана (параграфу).

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Важность
своевременного развития у детей пространственных представлений и способности навигации
по предмету-пространственной среде рассматривается в психологической и
педагогической литературе в двух аспектах.

Общий аспект
связан с особой ролью пространственного восприятия, идей и способностей для
навигации по развитию познавательной деятельности ребенка, в совершенствовании
его сенсорных, интеллектуальных, творческих способностей.  Формирование ребенка пространственных
представлений повышает эффективность и качество его деятельности (продуктивное
креативное, познавательное, труд).

Математический
аспект связан с развитием способности владения различными способами
пространственной ориентации («в соответствии с схемой организма», «согласно
предметной схеме», в направлениях пространства «от себя» и с изменением в  Опорная точка), которая служит основой для
успешной ассимиляции соответствующих математических разделов в школе.

Работа по
формированию пространственных представлений у детей включает ориентацию в
трехмерных (основных пространственных направлениях) и двумерным (на листе
бумаги) пространства.  Главное здесь —
поведение тщательно отобранного, постепенно осложнения в линейном
концентрическом принципе упражнений, задач-ордеров, задач-игр с объектами и без
них.

В качестве
основных методологических методологических методов ученые рекомендуют
наблюдения и объяснения размещения предметов относительно друг друга, устных и
графических обозначений направлений и ориентации в пространстве, упражнениях,
дидактических и движущихся играх.

В процессе
проведения экспериментального исследования мы разработали систему развития
дидактических, мобильных, творческих игр и упражнений, которые мы использовали
в различных моментах режима в процессе прямой образовательной деятельности, во
время совместного предприятия педагогика и детей,  а также в независимой деятельности старших
дошкольников.  Эта игровая система была
включена в содержание шага эксперимента.

В результате
проведенного исследования в МАДОУ «Детский сад №18»,
г. Новокузнецк, на этапе
контрольного и сравнительного этапов эксперимента мы пришли к выводу о том, что
гипотеза, обозначенная в начале работы нашла свое подтверждение. Организуя
педагогическую деятельность по математическому развитию старших дошкольников с
включением различных видов игр и упражнений, подобранных в соответствии с
дидактическими программными задачами, можно добиться высоких результатов по
различным направлениям математического развития детей, в том числе грамотному
использованию систем отсчета при ориентировке в пространстве и самостоятельному
использованию их в различных практических ситуациях (в разных видах
деятельности – познавательной, игровой, трудовой, двигательной и других).

Таким
образом, пронизывая все сферы взаимодействия ребенка с действительностью,
ориентировка в пространстве оказывает влияние на развитие его самосознания,
личности и, таким образом, является составной частью процесса социализации.
Гармоничное развитие ребенка невозможно без развития у него способности к
ориентировке в пространстве. Изучавшие пространственные представления и
ориентировку в пространстве исследователи установили, что их несформированность
к концу дошкольного возраста является одной из причин, вызывающих затруднения
при овладении детьми школьными навыками.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОСТРАНСТВЕ У ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1.
Представления о пространстве и их особенности у детей старшего дошкольного
возраста Дети дошкольного возраста проявляют
спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время,
пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях,
упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию
понятий.  Дошкольные учебные заведения
учитывают этот интерес и пытаются расширить знания детей в этой области.  Однако знакомство с содержанием этих понятий
и формирования элементарных математических представлений не всегда
осуществляется систематически, и часто, оставляет желать лучшего. Концепция дошкольного образования,
ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования, Базовым
компонентом определяют ряд требований к познавательному развитию дошкольников,
частью которого является математическое развитие.  Изучением влияния игры на уровень
пространственной ориентации занимался ряд выдающихся отечественных ученых —
Т.В.  Ендовицкая, Ф.С.  Розенфельд, сотрудники А.В.  Запорожца. 
В своих работах они доказали, что именно игра выступает как практикум
освоения пространства и предметной деятельностью и дает необходимый стимул для
совершенствования самого механизма восприятия пространства.  Проблему восприятия пространства детьми
раннего и дошкольного возраста исследовали П.Ф. 
Лесгафт, Б.Г.  Ананьев, Т.А.  Мусейибова, З.Я.  Степаненково и другие.  В частности, П.Ф.  Лесгафт изучал особенности зрительного
ориентирования в пространстве на основе двигательных ощущений [8]. Б.  Ананьев
сделал психологический анализ поэтапного развития пространственных ориентировок
у детей разного возраста.  Им обосновано,
что в

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы