Курсовая с практикой на тему Формирование представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР 5
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с ЗПР 5
1.2. Особенности формирования представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР 9
Выводы по главе 1 23
Глава 2. Практические аспекты формирования представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР 24
2.1. Диагностика формирования представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР 24
2.2. Рекомендации по формированию представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР 27
Выводы по главе 2 30
Заключение 32
Список использованной литературы 34
Введение:
Последнее время увеличивается число детей с задержкой психическо-го развития. Способствует этому увеличение количества детей, рождаю-щихся с перинатальной энцефалопатией; ухудшение здоровья детей из-за ухудшающейся экологической обстановки; тяжелого психологического климата в некоторых семьях. Такие дети не готовы к обучению в школе и испытывают трудности в усвоении общеобразовательных программ, име-ют отклонения интеллектуального и личностного развития. При ЗПР у де-тей имеют место все виды нарушений речи, наблюдающиеся так же, как и у детей с нормальным интеллектом. Характерным признаком у детей с ЗПР является сочетание различных дефектов речи. Многие проявления нераз-витой речи связаны с общими особенностями этих детей.
У детей с ЗПР, также как и у детей с нормальным развитием, произ-ношение зависит и от анатомического строения артикуляционного аппара-та, и от умения ребенка чувствовать свое тело, органы артикуляции, управлять ими, еще и от зрелости речевых зон коры головного мозга. Ре-чи таких детей также свойственны бедность словарного запаса, недоста-точная сформированность грамматического строя речи.
Природа — неисчерпаемый источник познания. С раннего детства необходимо учить ребенка понимать природу, видеть ее красоту, беречь ее, видеть связи и отношения в окружающем мире. Одна из основных за-дач формирования представлений о природе — научить детей выделять свойства и признаки тех предметов природы, с которыми они встречаются с первого дня жизни. По мере того, как дети овладевают конкретными зна-ниями, появляется задача — учить их обобщать, формировать обобщенные представления. В старшем дошкольном возрасте ребенку важно не только познавать отдельные природоведческие факты и события, но и устанавли-вать между ними связи и зависимости. Основное условие формирования представлений о природе -воспитание у детей бережного, эмоционального отношения к ней, навыков экологически грамотного поведения; важно вос-питать у ребенка познавательный интерес к объектам природы, желание и умение наблюдать, экспериментировать, понимать, что в мире все взаимо-связано.
У дошкольников с ЗПР представления о природе выражается в низ-ком темпе выполнения предложенных заданий; недифференцированностью представлений о живой и неживой природе; сложностью словесного опи-сания действий, признаков объектов и предметов окружающего мира, склонностью к невербальному общению; стереотипности высказываний; превышением пассивного словаря над активным. При восприятии окру-жающего мира у дошкольников с ЗПР природа практически не затрагива-ет эмоциональную, чувственную сферу детей; у детей отмечается недоста-точная глубина, осознанность и многогранность чувственного восприятия природы; снижена способность к сопереживанию художественному образу пейзажа и умение соотносить его (пейзажа) настроение со своим, вообра-жение и ассоциативное мышление.
Объект исследования: дошкольники с ЗПР.
Предмет исследования: формирование представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Цель исследования: изучение представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Задачи исследования:
1. Изучить общую психолого-педагогическая характеристику детей с задержкой психического развития
2. Проанализировать особенности формирование представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
3. Провести диагностику формирования представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
4. Предложить рекомендации по формированию представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Заключение:
Задержка психического развития может возникнуть под влиянием различных неблагоприятных факторов. К ним относятся инфекционные заболевания матери во время беременности, токсикозы, внутриутробные поражения центральной нервной системы, тяжёлые роды, неблагоприятное социальное окружение в котором воспитывается ребёнок, перенесённые ребёнком травмы в раннем возрасте.
У детей с задержкой психического развития когнитивные процессы, развитие мышления, памяти, внимания, речи, эмоционально-волевой сфе-ры личности происходит замедленно и с отставанием от сверстников на 2 – 3 года.
Задержка психического развития проявляется в неустойчивости эмо-ций, несформированности произвольной регуляции поведения и целена-правленной деятельности, повышенной истощаемости. У рассматриваемой категории детей отсутствуют специфические нарушения анализаторных си-стем и грубые повреждения мозговых структур.
У дошкольников с ЗПР представления возникают в виде наглядных образов и носят конкретный характер, но всё же эти образы более обоб-щённые, чем те, которые формируются при простом восприятии. Но вос-приятие является материалом для развития представлений.
Недостаточная дифференцированность зрительного восприятия об-наруживается в неточном распознавании детьми с ЗПР близких по спектру цветов, что лишает образ объекта присущей ему специфичности. Страдает также и целостность восприятия.
Согласно данным, можно отметить, что только два воспитанника (6,7%) показали высокий уровень сформированности представлений: при выполнении первого задания они смогли определить всех животных, кото-рые не могут обитать в данной среде, смогли мотивировать свои ответы, описав места обитания животных. При выполнении второго задания дети проявляли активную позицию заботливого хозяина и защитника природы, выделяли актуальные экологические проблемы леса.
Выполняя третье задание, дети проявляли эмоциональную отзывчи-вость, использовали эмоциональные выражения, яркие сравнения при описании природы. Соответственно, у детей, показавших высокий уровень сформированности представлений, в соответствии с выделенными ранее критериями, отмечается наличие значительного количества знаний о при-роде, они способны устанавливать связи между происхождением растений и их биологическими потребностями, соотносят связи между бережным отношением к растительному и животному миру леса и его ростом и разви-тием. Средний уровень сформированности представлений показали 13 че-ловек (43,40%). При выполнении первого задания дети смогли только пе-речислить животных, которые не могут обитать в данной среде (в лесу). При выполнении второго задания дети перечисляли правила и нормы по-ведения в лесу, примеры их нарушения. В третьем задании дети показали умение видеть красоту природы, но эмоционально ребенок не проявляет своего отношения к природе.
Низкий уровень сформированности представлений отмечен у 15 детей (505). Указанные дети, выполняя первое задание, перечислили толь-ко некоторых животных, которые не обитают в лесу или не смогли опре-делить несоответствие между средой обитания и животными. Очень часто дети молчали или отвечали «не знаю».
Выполняя второе задание дети приводили только один-два примера нарушения норм и правил поведения в лесу или примеры заботливого от-ношения к нему. В третьем задании дети продемонстрировали неумение видеть красоту природы, слабая эмоциональная развитость личности по отношению к природе.
Работа необходима при применении педагогических условий:
— применение циклического наблюдения;
— применение метода моделирования.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты формирования представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
Термин «задержка психического развития» впервые предложил со-ветский психиатр Г. Е. Сухарева в 1959 г. Понятие «задержка психическо-го развития» у потребляется по отношению к детям со слабо выраженной недостаточностью центральной нервной системы органической и функцио-нальной. [4]
Для осуществления помощи детям с задержкой психического разви-тия необходимо глубоко понимать специфические особенности их психо-логического развития на разных возрастных этапах.
Клинические состояния данного нарушения являются схожими с ум-ственной отсталостью, общнм недоразвитием речи и педагогической запу-щенностью.
Задержка психического развития может возникнуть под влиянием различных неблагоприятных факторов. К ним относятся инфекционные заболевания матери во время беременности, токсикозы, внутриутробные поражения центральной нервной системы, тяжёлые роды, неблагоприятное социальное окружение в котором воспитывается ребёнок, перенесённые ребёнком травмы в раннем возрасте [3].
У детей с задержкой психического развития когнитивные процессы, развитие мышления, памяти, внимания, речи, эмоционально-волевой сфе-ры личности происходит замедленно и с отставанием от сверстников на 2 – 3 года. Задержка психического развития проявляется в неустойчивости эмоций, несформированности произвольной регуляции поведения и целе-направленной деятельности, повышенной истощаемости.
У рассматриваемой категории детей отсутствуют специфические нарушения анализаторных систем и грубые повреждения мозговых струк-тур. Детям задержкой психического развития свойственна пониженная обучаемость, однако они способны использовать помощь взрослого, пере-носить усвоенные навыки умственной деятельности в другие ситуации (Е.М. Мастюкова, 1997) [20].
Рассмотрим психические особенности развития детей с задержкой психического развития. Обратимся к результатам, психолог-педагогических исследований которыми занимались Ульянкова У. В., Бо-рякова Н. Ю., Лебединская К. С., Лубовский В. И., Власова Т. А. и др. [5]
Восприятию недостает общности, объективности и полноты, что негативно сказывается на формировании восприятия и негативно сказыва-ется на формировании зрительно-пространственных функций. Взгляды этого типа детей фрагментированы и ненаправлены. Скорость, с которой выполняются перцептивные операции у детей с умственными отклонения-ми, значительно снижается.
Дошкольники с ЗПР испытывают трудности с выполнением заданий, основанных на образцах. Отсутствие когнитивной активности обычно со-четается с быстрой утомляемостью и истощением.
Из-за их сниженной трудоспособности внимание этих детей неустой-чиво, они невнимательны и часто отвлекаются. Дети действуют импульсив-но и почти никогда не переключаются с одной задачи на другую. [8]
Незрелость умственной деятельности. У детей с умственными откло-нениями наблюдается отставание во всех типах мышления.
Незрелость психологических операций влияет на продуктивность наглядно-образного мышления и сложность формирования лингволого-логического мышления. Основные психологические операции сложны: анализ, синтез, обобщение.
Дети с задержкой психического развития сталкиваются с большими трудностями при выявлении общих базовых характеристик группы пред-метов; когда основные характеристики абстрагируются от несущественных характеристик; при переключении с одного классификационного признака на другой классификационный признак.
Обычно дети не могут применить полученные ранее задания для ре-шения новых задач.
Существуют дефекты памяти, которые относятся ко всем типам памя-ти: произвольной и непроизвольной. Краткосрочные и долгосрочные. Значительно уменьшает объем и интенсивность памяти. Вербальная память страдает больше. [8]
Как правило, дети с недостаточной осведомленностью имеют мало знаний и представлений об окружающем мире, недостаточная познава-тельная активность и слабое развитие познавательного интереса препят-ствуют успешному усвоению образовательных программ.
Для этой категории детей характерна повышенная тревожность. До-школьники с умственными отклонениями болезненно реагируют на невезе-ние. Дети замечают незрелость эмоционально-волевой сферы и коммуни-кативной деятельности. Это оказывает негативное влияние на поведение и межличностное взаимодействие дошкольников с ЗПР.
Они не соблюдают дистанцию со взрослыми, могут вести себя навяз-чиво, бесцеремонно или, наоборот, отказываться от контактов и сотрудни-чества.
Дети с трудом соблюдают правила поведения в группе. В общении дети не проявляют активности. Переход от одной формы общения к дру-гой, более сложной форме общения, задерживается.
Для детей характерны резкие изменения в настойчивости. Они часто капризны и эгоистичны. [19]
Все дошкольники с умственными отклонениями характеризуются за-держкой речевого развития. Недоразвитие речи носит системный характер и обычно проявляется в задержках формирования, в сложных ситуациях – в отсутствии фразовой речи.
Словарный запас скуден, грамматическая структура речи не сфор-мирована, а звукопроизношение имеет недостатки, что приводит к трудно-стям в овладении процессом чтения и письма, нарушению фонологическо-го слуха и трудностям в построении связного дискурса.