Курсовая с практикой на тему Формирование представлений о предметах окружающей среды у слабовидящих дошкольников.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА
1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ.. 7
1.1.
Развитие зрительного восприятия у детей среднего дошкольного возраста с
нарушениями зрения. 7
1.2.
Особенности зрительно-пространственных представлений у детей дошкольного
возраста с нарушениями зрения. 11
ГЛАВА
2. Организация работы по формированию представлений о предметах окружающей
среды у слабовидящих дошкольников на базе МОУ «Детский № 2, Ворошиловского
района Волгограда». 17
2.1.
Коррекционная работа по формированию представлений о предметах окружающей среды
у слабовидящих дошкольников на базе МОУ «Детский № 2, Ворошиловского района
Волгограда». 17
2.2.
Ход исследования. 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 28
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 30
Введение:
Актуальность темы исследования обусловлена тем фактом, что во
ФГОС ДО одним из направлений воспитания и образования дошкольников является
познавательное развитие, которое включает в себя формирование образной сферы
ребенка, его представлений об окружающей действительности, а также
представлений о пространстве и времени. Вопрос о развитии и формировании
представлений о предметах окружающей среды особенно актуальным представляется
по отношению к дошкольникам с нарушениями зрения.
Выдающийся психолог и дефектолог
Л. С. Выготский писал: «Настанет время, когда человечество победит и слепоту, и
глухоту, и слабоумие, но гораздо раньше оно победит их социально и
педагогически, чем медицински и биологически». Одним из наиболее актуальных
направлений тифлопедагогики на современном этапе является реабилитация людей с
ограниченными возможностями и, в частности, их социальная реабилитация.
Сформированные представления о предметах
окружающей среды позволяют точно оценивать временные интервалы, выполнять
различные временные задачи, а также сформированные временные представления
являются необходимым условием для организованного и осмысленного формирования
субъективного опыта ребенка. В зависимости от того, насколько правильно ребенок
отражает параметры, такие как длительность, последовательность событий, их
начало и конец, зависит успешность его познавательного развития. Представления
о предметах окружающей среды формируются преимущественно на основе чувственного
опыта, однако для дошкольников с нарушениями зрения характерно ограничение
чувственного опыта – это обуславливает специфическое формирование временных
представлений у данной категории детей.
Исследователи отмечают, что у
дошкольников с нарушениями зрения представления о временах года, месяцах, о
днях недели, о частях суток, о длительности времени без специального обучения
остаются неточно сформированными, искаженными и т. п. Развитие представлений о предметах
окружающей среды и временных эталонах у обычного ребенка происходит
преимущественно в обыденной жизни, а у ребенка с нарушением зрения из-за
ограниченных возможностей восприятия и познания окружающего мира такой путь
развития является неэффективным. Таким образом, у детей с нарушениями зрения
необходимо целенаправленно формировать представления о предметах окружающей
среды.
Во ФГОС ДО одним из направлений
воспитания и образования дошкольников является познавательное развитие, которое
включает в себя формирование образной сферы ребенка, его представлений об
окружающей действительности, а также представлений о пространстве и времени.
Вопрос о развитии и формировании представлений о времени особенно актуальным
представляется по отношению к дошкольникам с нарушениями зрения. Сформированные
представления о предметах окружающей среды у слабовидящих дошкольников
позволяют точно оценивать временные интервалы, выполнять различные временные
задачи, а также сформированные временные представления являются необходимым
условием для организованного и осмысленного формирования субъективного опыта
ребенка.
В зависимости от того, насколько
правильно ребенок отражает представления о предметах окружающей среды, такие
как длительность, последовательность событий, их начало и конец, зависит
успешность его познавательного развития. Представления о предметах окружающей
среды у слабовидящих дошкольников формируются преимущественно на основе
чувственного опыта, однако для дошкольников с нарушениями зрения характерно
ограничение чувственного опыта – это обуславливает специфическое формирование
временных представлений у данной категории детей.
Развитие представлений о предметах окружающей среды у
обычного ребенка происходит преимущественно в обыденной жизни, а у ребенка с нарушением
зрения из-за ограниченных возможностей восприятия и познания окружающего мира
такой путь развития является неэффективным. Таким образом, у детей с
нарушениями зрения необходимо целенаправленно формировать представления о
предметах окружающей среды.
Объектом
исследования являются особенности формирования представлений о предметах
окружающей среды у слабовидящих дошкольников.
Предмет исследования – формирование представлений о предметах
окружающей среды у слабовидящих дошкольников.
Целью исследования является выявление условий, необходимых для формирования
представлений о предметах окружающей среды у слабовидящих дошкольников.
Для достижения указанной цели
необходимо решить следующие задачи:
определение понятия и сущности формирования представлений о предметах
окружающей среды у слабовидящих дошкольников; анализ основных источников и
механизмов формирования представлений о предметах окружающей среды у
слабовидящих дошкольников, выявление наиболее проблемных элементов формирования
представлений о предметах окружающей среды у слабовидящих дошкольников;
определение основных мер, направленных на совершенствование формирования
представлений о предметах окружающей среды у слабовидящих дошкольников.
Методологическая основа исследования. Для того чтобы максимально грамотно и эффективно решить
поставленные задачи, в работе активно применялись общенаучные методы
исследования. В частности, речь идет о диалектическом способе как основном
способе объективного и, что немаловажно, всестороннего познания действительности,
аналогии, обобщения, а также о ряде частно-научных методов: историческом,
системно-структурном, сравнительно-правовом, формально-юридическом,
статистическом и других. Использование этих методов позволило обеспечить
наиболее глубокое исследование всего комплекса проблем во взаимосвязи и
Заключение:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ранний дошкольный возраст —
наиболее эффективный период формирования физического и полноценного
психического развития ребенка. Особенно актуальна данная проблема в жизни
детских садов для детей с ограниченными возможностями здоровья. Последние годы
наблюдается выраженная тенденция к увеличению числа детей с грубой патологией
зрения. Наиболее острой проблемой является медико-психолого-педагогическая
коррекция нарушений зрения у детей дошкольного возраста.
Пристальное внимание уделяется
реализации коррекционно-развивающей работы с детьми. При этом
коррекционно-развивающая работа и реабилитация должны быть направлены на
обеспечение полноценного развития ребенка, преодоление коммуникативных
барьеров, психолого-педагогическую поддержку, для получения необходимых знаний,
умений и навыков. Важнейшим механизмом в непосредственной работе с детьми с ОВЗ
является комплексный подход, целью которого является создание единой
комплексной системы психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям
дошкольного возраста с особыми возможностями здоровья для их интеграции и социальной
адаптации в обществе.
Особенностью комплексного
подхода является организация взаимодействия специалистов разного профиля по
одному направлению, руководствуясь важнейшим принципом — принципом системности
сопровождения, который реализуется через единство диагностики, коррекции и развития
– определение основных задач и мероприятий по оказанию помощи ребенку. Вся
коррекционная работа строится как многоуровневая система, обеспечивающая
целостный, комплексный, дифференцированный, регулируемый процесс управления
всем ходом психофизического развития и восстановления зрения на основе
стимуляции всех потенциальных возможностей детей с нарушениями зрения.
Специально организованная
предметно-пространственная среда, является не только социокультурным фактором
общего развития, но и фактором коррекционно-компенсаторного преодоления
недостаточности психофизического развития детей с нарушениями зрения.
Коррекционно-развивающая среда – это
комплексный, системный, вариативный, инвариантный, пластически меняющийся
механизм непрерывной психо- лого-педагогической помощи ребенку с отклонениями в
развитии на пути становления его социальной компетентности в играх, занятиях,
общении со сверстниками и взрослыми, формировании мобильности и общественной
активности.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ
РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С
НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
1.1. Развитие
зрительного восприятия у детей среднего дошкольного возраста с нарушениями
зрения
Зрение играет одну из главных
ролей в раннем развитии ребенка. Серьезное зрительное нарушение, врожденное или
приобретенное на первых годах жизни, может сильно повлиять на общее развитие
ребенка самым драматическим образом. Развитие психической стороны у детей,
имеющих зрительные нарушения, характеризуется различными особенностями.
Одна из таких особенностей —
снижение и ослабление восприятия, что приводит к снижению зрительного
восприятия, формирование которого неотделимо от познания мира, овладения речью,
приобретения навыков трудовой деятельности. Следовательно, нарушения
зрительного восприятия детей дошкольного возраста влияют не только на
физическое развитие, но и на социализацию личности, когнитивное развитие, на
развитие трудовой деятельности и в дальнейшем трудовой адаптации. [11, с. 12]
Федеральный государственный
образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует на необходимость
учета индивидуальных потребностей ребенка, связанных с его жизненной ситуацией
и состоянием здоровья, определяющих особые условия получения им образования,
психологических потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья. По
данным Министерства здравоохранения более миллиона детей в России страдают
различными заболеваниями глаз и нарушениями зрения: косоглазием, близорукостью,
дальнозоркостью, амблиопией.
С каждым годом число таких детей
растет. Зрительный анализатор в ряду других анализаторов имеет одно из
первостепенных значений, поэтому проблема обучения и воспитания детей со
зрительными расстройствами продолжает оставаться актуальной. Благодаря
зрительному анализатору мы получаем большую часть информации от окружающей
действительности. Глаза человека помогают воспринимать цвет, форму, величину
объектов, освещенность, а также определять движение и направление движения
объектов, помогает ориентироваться в пространстве. [6, с. 23]
Обучение и воспитание в детских
садах для детей с нарушением зрения направлено на раннюю компенсацию и
коррекцию вторичных отклонений в развитии детей, осуществление
лечебно-восстановительной работы по исправлению зрения, а также успешную
подготовку детей к обучению в школе. Важным является развитие зрения и
зрительного восприятия, так как неполноценность первого обуславливает
недостаточное развитие второго, поэтому одной из специальных задач
коррекционно-воспитательной работы в детских садах для детей с нарушениями
зрения является развитие способов зрительного восприятия, зрительной ориентации
при активном упражнении и активизации зрительных функций. [2, с. 237]
Зрительное восприятие –
важнейший вид перцепции, играющий большую роль в психическом развитии ребенка,
имеющий не только огромное информационное, но и операционное значение; это
сложная, системная деятельность, включающая сенсорную обработку визуальной
информации, ее оценку, интерпретацию и категоризацию. Проблемой развития зрительного восприятия у
детей дошкольного возраста при нормальном развитии, занимались такие ученые,
как Л.А. Венгер, С.В. Запорожец, З.М. Истомина, В.С. Мухина, Н.П. Саккулина,
А.П. Усова, Ф. Фребель и другие, а у детей с нарушениями зрения: А.М.
Витковская, Л.П. Григорьева, Л.А. Дружинина, Л.И. Плаксина, Л.В. Фомичева.
Для слабовидящих детей, отмечает
Т.А. Карандаева, «характерны нарушения форменного, стереоскопического,
глубинного зрения, которые не позволяют адекватно воспринимать форму и
телесность предметов, расстояние между ними, оценивать глубину пространства.
При нормальном бинокулярном, стереоскопическом зрении ребенок правильно
производит оценку глубины пространства, расстояния между предметами.
Слабовидящие дети относительно легко воспринимают формы плоских, двумерных
предметов. Значительно сложнее осуществляется восприятие объемных предметов,
различение расстояния между ними, оценка глубины пространства. [11, с. 14]
По мнению А. Г. Литвака,
«восприятие — это есть психический процесс отражения предметов, явлений
действительности, непосредственно воздействующих на органы чувств». Этот
процесс вбирает в себя все свойства и качества предмета или объекта, вследствие
чего в сознании получается его целостный образ. Тифлопедагоги полагают:
«Зрительное восприятие детей с нарушением зрения имеет свои специфические
особенности. Часто взгляд ребенка скользит по поверхности предмета,
останавливаясь лишь на том, что ярко и само собой бросается в глаза, или на
том, что практически значимо для него, связано с его эмоциональными
переживаниями. Нередко ребенок не устанавливает смысла различительных, цветовых
и других признаков. Также дети с нарушением зрения испытывают специфические
трудности при восприятии изображений».
Познавательная деятельность
ребенка построена на чувственных познаниях, основанных на зрительном
восприятии, что позволяет получать человеку до 85 % информации об окружающем
мире. Для того чтобы ребенку отлично освоить знания об окружающем мире,
необходимо, чтобы органы чувств работали стабильно. Однако при тотальной
слепоте или частичном нарушении зрения ребенок не сможет получать полную информацию
о мире. При частичном нарушении или ухудшении зрения возникают недостатки в
зрительной ориентации, ведущие к трудностям накопления прямого чувственного
опыта, что, в свою очередь, истощает восприятие мира ребенка, нарушает весь ход
развития ребенка с патологией зрения, тогда как слепой ребенок затрудняется
распознавать зрительные признаки предмета.
Так, Т. А. Карандаева в своей работе отмечает,
что «отсутствие зрительных впечатлений отрицательно влияет на развитие
представлений о пространстве, что, в свою очередь, вызывает у некоторых слепых
детей