Курсовая с практикой на тему Формирование представлений о множестве и числе у детей старшего дошкольного возраста, по средствам использования логических блоков Дьенеша
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МНОЖЕСТВЕ И ЧИСЛЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛОГИЧЕСКИХ БЛОКОВ ДЬЕНЕША
6
1.1. Развитие представлений о множестве и числе у старших дошкольников как психолого-педагогической проблема
6
1.2. Блоки Дьенеша как средство логико-математического развития детей дошкольного возраста
11
1.3. Особенности использования логических блоков Дьенеша в развитии представлений о множестве и числе у детей старшего дошкольного возраста
17
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МНОЖЕСТВЕ И ЧИСЛЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЛОКОВ ДЬЕНЕША
22
2.1. Исследование условий формирования представлений о множестве и числе у детей старшего дошкольного возраста
22
2.2. Рекомендации по применению блоков Дьенеша для развития представлений о множестве и числе у детей старшего дошкольного возраста
25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 41
Приложение 1. Блок Дьенеша по одному признаку 45
Приложение 2. Блок Дьенеша по двум признакам 45
Приложение 3. Анкетирование 46
Введение:
Актуальность исследования. В современной жизни проблема обучения детей математике приобретает глобальное значение. Прежде всего, это связано с бурным развитием математической науки и ее проникновением в различные сферы знаний. В настоящее время в эпоху компьютерной революции происходящая точка зрения, выраженная словами: «Не каждый будет математиком», безнадежно устарела [Гальперин, 2016, с. 25] Сегодня и особенно завтра в математике понадобится большое количество людей разных профессий.
Математика играет важную роль в интеллектуальном воспитании детей, развитии интеллекта и мышления. В дошкольном возрасте мышление ребенка вступает в новую фазу развития, а именно увеличение круга взглядов детей и расширение психических горизонтов, является перестройкой большей части психической деятельности. За прошедшие много лет становления и развития системы дошкольного образования психологи и педагоги стремятся найти такие подходы к проблеме воспитания и образования детей, которые способствовали бы развитию личности, удовлетворяли общество в целом. В связи с этим систематически перестраивается содержание обучения математике в детском саду. Формирование элементарных математических знаний и умений у дошкольников должно осуществляться таким образом, чтобы обучение придавалось не только непосредственному практическому результату, но и широкому воспитательному эффекту.
Формирование элементарных математических понятий направлено на развитие интеллекта, интеллектуальных и творческих способностей, что является неотъемлемым компонентом личности ребенка [Белошистая, 2017, с. 47].
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста с учетом периодов развития является одной из актуальных проблем нашего времени. Дети дошкольного возраста с продвинутыми интеллектуальными способностями быстрее запоминают материал, более уверены в своих возможностях, легче адаптируются к новой среде, лучше подготовленной к школе, поэтому, важное значение должно уделяться обучению дошкольников основам математики в дошкольном учреждении. Организация работы по математическому воспитанию детей дошкольного возраста с учетом дошкольного образования может осуществляться в качестве приоритетной части, формируемой участниками образовательного процесса, и представляет собой целостную систему.
Одним из условий успешного формирования математических представлений является наличие специально созданной предметно-пространственной среды, в которой совместная деятельность взрослых и детей реализуется в рамках развития образовательных площадок и режимных моментов. А также в самостоятельной деятельность детей в условиях развивающейся предметно-пространственной среды, созданной педагогами, действует со сверстниками и индивидуально.
В настоящее время существует огромное количество современных разработок по формированию у детей элементарных математических представлений (А. М. Леушина, А. В. Белошистая, Л. С. Метлина, Е. И. Щербакова и др.) в виде конспекта занятий. Но материала не хватает для создания психолого-педагогических условий для формирования математических представлений в режимные моменты, на прогулке [Психология мышления, 2019].
Сегодня нет сомнений в необходимости систематического, целенаправленного, математического воспитания дошкольников путем организации совместной деятельности, а современный период можно назвать временем поиска наиболее эффективных способов внедрения инноваций в практику детских садов. Используемые в настоящее время методы обучения дошкольников не реализуют всех возможностей, присущих математике. Разрешить это противоречие можно, введя новые, более эффективные методы и различные формы обучения детей математике.
Цель исследования: изучить условия формирования представлений о множестве и числе у детей старшего дошкольного возраста в процессе использования логических блоков Дьенеша.
Объект исследования: процесс развития представлений о множестве и числе у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития представлений о множестве и числе у детей старшего дошкольного возраста посредством использования логических блоков Дьенеша.
Гипотеза исследования: процесс развития представлений о множестве и числе у детей старшего дошкольного возраста будет протекать успешно при использовании логических блоков Дьенеша.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности развития у детей старшего дошкольного возраста представлений о числе и счёте.
2. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по использованию логических блоков Дьенеша в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста.
3. Изучить дидактические требования к использованию логических блоков Дьенеша в процессе развития детей дошкольного возраста.
4. Провести исследование уровня сформированности представлений о множестве и числе у детей старшего дошкольного возраста.
5. Разработать рекомендации по применению блоков Дьенеша для формирования математических представлений у дошкольников.
База исследования: МБДОУ Детский сад Колобок г. Ноябрьска, РФ.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы.
Заключение:
Основная цель применения блоков Золтана Дьенеша – это подготовка, а также обучение детей дошкольного возраста решению логических задач на классификацию.
Одно из основных умений, которое необходимо детям для решения логических задач – это выявление в объектах разнообразных качеств. Уметь называть такие качества и замечать их отсутствие, а также обобщать и сохранять в памяти одно, два или несколько свойств, классифицировать объекты по одному, двум или трем признакам, учитывая наличие или отсутствие данных признаков. [Белошистая, 2015, с. 21]
На сегодняшний день в магазинах представлены разнообразные варианты игр с блоками Золтана Дьенеша.
Следует отметить, что для игр с детьми дошкольного возраста необходимо приобретать наборы, в которые кроме фигур (самих блоков Дьенеша) входят и наборы карточек с символами свойств (величина, цвет, форма и толщина) и символами опровержения этих же свойств.
Также в таком наборе может быть комплект с логическими кубиками, на гранях которых нарисованы символы свойств блоков Дьенеша (величина, цвет, форма и толщина) и символы опровержения данных свойств. Данные логические кубики используются в комплекте с блоками Золтана Дьенеша и карточками — символами.
Специфика логических кубиков – это вероятность «случайного» выбора свойств (определяется подбрасыванием кубика), что всегда приходиться по вкусу детям.
В последнее время использование логических блоков Дьенеша завоевывает все большее внимание воспитателей, которые помещают их в развивающую предметно-пространственную среду группы, а также среди родителей.
В основном этому содействуют книги «Давайте поиграем», «Логика и математика для дошкольников», в которых содержится картотека игр и игровых упражнений с логическими блоками Дьенеша. [Лелявина, 2015, с. 13]
Блоки Золтана Дьенеша – это глобальный дидактический материал, который позволяет успешно выполнять задачи не только познавательного развития, но и математического развития дошкольников. Игры с блоками Дьенеша оказывают благоприятное воздействие на изучение детьми основ математики в дошкольном учреждении и способствуют их дальнейшему успешному обучению математике в школе.
В ходе исследования были решены следующие задачи:
1. Изучены психофизиологические особенности развития детей дошкольного возраста
2. Рассмотрено развитие у детей старшего дошкольного возраста представлений о числе и счёте
3. Проанализировано использование логических блоков Дьенеша в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста
4. Рассмотрены логические блоки Дьенеша как средство логико-математического развития детей дошкольного возраста
5. Проведено исследование формирования представлений о множестве и числе у детей старшего дошкольного возраста
6. Разработаны рекомендации по применению блоков Дьенеша для формирования математических представлений у дошкольников.
Таким образом, можно сделать вывод, что цель исследования достигнута.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МНОЖЕСТВЕ И ЧИСЛЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО СРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛОГИЧЕСКИХ БЛОКОВ ДЬЕНЕША
1.1. Развитие представлений о множестве и числе у старших дошкольников как психолого-педагогической проблема
Представление о числах, их последовательности, отношениях, месте в натуральном ряду формируется у детей дошкольного возраста под влиянием учета и является длительным и сложным процессом. Истоки счетной деятельности лежат в манипуляциях младенцев с предметами. Процесс подсчета состоит из двух компонентов: двигательного и словесного.
Двигательный компонент:
— ребенок двигает предметы;
— она касается их;
— указывает объекты на расстоянии;
— выбирает каждый предмет только глазами.
Словесный компонент:
громко произносит слова вслух цифры в процессе счетной деятельности;
— считает шепотом;
— считает, только двигая губами;
— считает про себя.
Учет всех видов деятельности, присущих характеристикам, т.е. цели, средствам и способам ее осуществления, и приводит к получению окончательного числа в качестве показателя силы множеств. Суть деятельности счета состоит в том, что между элементами определенного набора чисел и натуральными числами в качестве стандартного набора чисел, каждое из которых указывает на определенный класс множеств, устанавливается взаимно-однозначное соответствие.