Курсовая с практикой на тему Формирование представлений о культуре поведения в школе у младших школьников.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..……..3
§1.
ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ
«КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ» ……………………………………………………………………………………………..………5
§2. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ………………………13
§3. АНАЛИЗ
ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» А.А. ПЛЕШАКОВА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ……..18
§4. УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ…………..…………………………………………………………………….28
§5. ДИАГНОСТИКА
УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 3 КЛАССА…………………………………………………………………32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………….…….………………………..……………39
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ…………………….…………………………………………………41
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………………………44
Введение:
Актуальность проблемы исследования:
целенаправленная, систематическая работа по воспитанию навыков и привычек
культурного поведения начинается с приходом детей в школу. Именно в начальных
классах закладываются основы аккуратности и опрятности, вежливости, точности,
прививаются хорошие манеры, умение культурное вести себя в школе, дома, на
улице и в общественных местах. Если элементарные нормы культурного поведения,
не привитые детям с ранних лет, то позже приходится восполнять этот пробел и
нередко проводить более тяжелую работу: перевоспитывать школьников, в которых
укоренились негативные привычки. Отсутствие элементарных привычек у детей
затрудняет работу над воспитанием у них более тонких и сложных проявлений
культурного поведения: такта, деликатности, непринужденности, изящества манер и
т.д. [Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском
возрасте. – СПб.: Питер, 2008.‒ 398 с; 136].
Проблема исследования: определение
путей развития культуры поведения детей младшего школьного возраста, что
обусловило актуальность данной работы
[Лемяскина Н.А.
Предмет «Культура общения в начальной школе» // Начальная школа. – 2002. – №6. – С.68.].
Противоречие: для ребенка
естественно то, что в процессе воспитания и обучения он развивается, становится
тем, кто он есть. И очень важно, чтобы педагог помог ребёнку в его становлении.
Если у ребенка, получается, общаться культурно с близкими, знакомыми, он будет
так же вести себя и совершенно с незнакомыми. Научить ребенка везде и во всем
уважать общество в целом и каждого его члена в отдельности относиться к ним
так, как он относиться к себе, и чтобы другие так же относились к нему. В
повседневной практике человеческие отношения далеко не всеми и не всегда
осуществляются. А между тем культура – человеческих отношений, общение людей
между собой играют важную роль в жизни и здесь важно, чтобы рядом с ребёнком
был взрослый человек – педагог, который в любой момент смог бы помочь,
подсказать в определённой ситуации. Дети должны уметь управлять своим
поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных
представлений, соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения [Корчинова О. В. Детский этикет. / Текст/: О. В. Корчинова. – Ростов на
Дону «Феникс», 2002, — 186 с.; 41].
В настоящее время можно выявить
противоречие между объективной потребностью общества в воспитании нравственной
личности, с одной стороны, и недостаточной разработанностью процесса
культурного воспитания младших школьников, с другой стороны.
Ученые, методисты работающие в
этой области Н.И. Дереклеева [Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя
1-4 классы. – М.: ВАКО, 2003. – 240 с.], А.В. Мудрик [Мудрик, А.В. Социальная
педагогика: Учебник / А.В. Мудрик. — М.: Academia, 2019. — 95 c.], М.И. Рожкова
[Гребенюк, О. С. Общие основы педагогики / О.С. Гребенюк, М.И. Рожков. — М.:
Владос-Пресс, 2014. — 160 c.], С.Л. Рубинштейн [Рубинштейн С.Л. Основы общей
психологии: в 2 т. Т. 1. – М.: Педагогика, 1984. – 488 с.] и др.
Цель
исследования: определить условия, направленные на формирование культуры
поведения в школе у младших школьников.
Объект
исследования: процесс формирования культуры поведения в школе у младших
школьников.
Предмет
исследования: условия, способствующие формированию культуры поведения в
школе у младших школьников.
Задачи исследования:
1. Изучить
психолого-педагогическую и методическую литературу для выявления сущности
категории «культура поведения».
2. Определить возрастные
особенности детей младшего школьного возраста, способствующие формированию
культуры поведения.
3. Проанализировать программу по
окружающему миру с точки зрения формирования культуры поведения.
4. Определить условия формирования культуры поведения в
школе у младших школьников.
5. Изучить уровень
сформированности представлений о культуре поведения у младших школьников.
Методы исследования:
Ø
Теоретические
1.
Теоретический анализ психолого-педагогической и
методической литературы по проблеме культуры поведения.
Ø
Практические
1. Тестирование.
2. Анкетирование.
База исследования: МОУ
«Важгортская СОШ», 3 класс (5 обучающихся).
Заключение:
Подводя итог о проделанной работе, можно сделать
следующие выводы.
1. Культура поведения – это совокупность сформированных,
социально значимых качеств личности, повседневных поступков человека в
обществе, основанных на нормах нравственности, этики и эстетики. Истинная
культура поведения объединяет в себе внутреннюю и внешнюю культуру человека,
умение найти правильную линию поведения даже в нестандартной, а порой и в
экстремальной ситуации.
2. В младших классах воспитание элементарных
навыков и привычек культурного поведения проходит сравнительно легко. Здесь всю
воспитательную и учебную работу проводит один учитель. В течение всего учебного
дня дети находятся под его контролем, он постоянно поправляет их и упражняет в
правильном поведении.
3. Основная цель обучения по предмету «Окружающий
мир» в начальной школе – представить в обобщенном виде культурный опыт
человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе
формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и
конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех
сферах окружающего мира.
4. Процесс воспитания культуры поведения очень
сложный, предполагает сознательное и своевременное применение педагогом
богатого арсенала разнообразных методов. Необходима также
"подвижность" средств воспитания, их постоянная корректировка.
Педагог должен внимательно следить за тем, как каждый из его воспитанников
воспринимает воспитательное воздействие. Нужно как можно раньше определить
уровень нравственного воспитания каждого из детей. Наблюдения позволяют выявить
у каждого ребенка соответствующие ей личности поступков, интересов, отношений с
окружающими, трудности в усвоении навыков культуры поведения. Это, в свою
очередь, служит основой для оценки динамики развития ребенка и корректировке
будущего процесса воспитания.
5. Изучив необходимую литературу мы подобрали две
методики для определения уровня сформированности представлений о культуре
поведения у младших школьников. Для диагностики нравственного развития мы
использовали методики «Сюжетные картинки» и «Размышляем о жизненном опыте».
Этот блок методик позволяет фиксировать уровень развития нравственного
сознания, нравственных чувств и нравственного поведения у младших школьников.
Полученные результаты свидетельствуют о
недостаточном уровне воспитания культуры поведения у значительного количества
детей младшего школьного возраста. Результаты проведенного практического
исследования привели к выводу о необходимости разработки и реализации системы
работы по формированию культуры поведения у детей младшего школьного возраста.
Фрагмент текста работы:
§1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ
«КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ»
Культура – это, в первую очередь, мир окружающих нас вещей, несущих на
себе отпечаток человеческого труда, ума и таланта.
В качестве социального индивида человек является творением культуры. Он
становится личностью, усваивая транслируемый в культуре социальный опыт [Степин
В.С. Культура. /Вопросы философии. 1999, №8. С.61-71.].
Культура поведения, по мнению В.И. Петровой, – это совокупность
сформированных, социально значимых качеств личности, повседневных поступков
человека в обществе, основанных на нормах нравственности, этики и эстетики
[Петрова В.И. Деятельность школьника и его нравственное воспитание // Советская
педагогика. — 1982.№3. — С.42-46.].
Истинная культура поведения объединяет в себе внутреннюю и внешнюю
культуру человека, умение найти правильную линию поведения даже в
нестандартной, а порой и в экстремальной ситуации.
Культура поведения выражает, с одной стороны, нравственные требования
общества, с другой — усвоение положений, направляющих, регулирующих и
контролирующих поступки и действия детей. Усвоенные человеком правила
превращаются в воспитанность личности. Культура поведения – это единство
культуры общения, культуры внешности, бытовой культуры, культуры речи,
нравственных качеств.
Культурное поведение человека и поведение культурного человека – это
части проблемы культуры человеческих отношений. В поведении культурного
человека акцент делается на человеке – культурный он или нет. Какого человека
можно назвать культурным? Очевидно, это человек, знающий этические принципы,
моральные нормы, принятые обществом, в котором он живёт. Но достаточно только
знаний? Культурный человек – это человек, подобные знания которого переросли во
внутреннее убеждение, нравственное чувство.
Критерием культурности, воспитанности выступает соотнесение поступка с
интересами другого человека. Поэтому более обширным, нежели сфера действия
этикета, выступает культура чувств, которая формируется в процессе общения
человека с природой, в трудовой деятельности, в межличностных контактах при
опредмечивании памятников материальной и духовной культуры.
Существование человека вне человеческого общества невозможно без
воспитания коллективизма. Человек, не имеющий обязанностей перед коллективом,
теряет смысл своего развития как существа социального. Любая самобытность и
оригинальность становится значимой для личности, если они востребованы другими
людьми. Культура поведения направлена на другого человека.
На сегодняшний день широко изучается проблема воспитания культуры
поведения, появляются исследования по воспитанию патриотического поведения
(любовь к Родине, толерантное отношение к людям разных национальностей).
Преимущественно это этно-педагогические исследования. В педагогике стали изучаться
вопросы основ гражданственности, краеведения как средства формирования культуры
поведения и некоторые другие. Изменились ведущие методологические подходы к
данной проблеме. В современных исследованиях прослеживается возвращение к идеям
К.Д. Ушинского – народность, приобщение к национальному как базе
патриотического воспитания, воспитания культурного человека. Во все времена эта
проблема трудна из-за многогранности предмета исследования и объекта,
применительно к которому она ставится. Следует продолжить поиск адекватного
содержания и технологии и задуматься над механизмом и этапностью формирования
такого содержания культуры, как любовь к Отечеству, и его местом в
эмоциональной и интеллектуально-нравственной структуре личности [Зосимовский
А.В. Нравственное воспитание и учитель в условиях социальных перемен //
Педагогика, 1998, №7. – С.37-43].