Курсовая с практикой на тему формирование предпосылок познавательных универсальных учебных действий у детей дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования предпосылок познавательных универсальных учебных действий у детей дошкольного возраста 6
1.1. Формирование предпосылок познавательных универсальных учебных действий как психолого-педагогическая проблема 6
1.2. Условия формирования предпосылок познавательных универсальных учебных действий у детей дошкольного возраста 14
Глава 2. Эмпирическое исследование формирования предпосылок познавательных универсальных учебных действий у детей дошкольного возраста 22
2.1. Диагностика уровня сформированности предпосылок познавательных универсальных учебных действий у детей дошкольного возраста 22
2.2. Организация работы по формированию предпосылок познавательных универсальных учебных действий у детей старшего
дошкольного возраста 27
Заключение 37
Список литературы 39
Приложения 43
Введение:
Процесс глобализации все больше обостряет противоречия между такими подходами к образованию и воспитанию человека как, технократический и гуманистический, между интегративно-целостным подходом к обучению и воспитанием гуманного человека. Качественно новые образовательные системы – это объективная потребность современного российского общества.
Дошкольный возраст – уникальный период жизни человека, так как именно в этот период интенсивно развивается личность ребенка, формируется его представление об окружающем мире. Поэтому решение задач и функций дошкольной образовательной организации являются основополагающими в проблеме гуманизации дошкольного образования.
В соответствии с этим, законодательные акты и нормативные документы, также как и научно-исследовательские программы, в тех или иных аспектах, отражают особое внимание к проблемам педагогической деятельности, к проблемам дошкольного образования (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (2012), Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (2013), Национальный проект «Образование»). В Концепции Федеральной программы развития образования до 2020 года особое внимание уделено важности и значимости развития целостной личности ребенка. Процесс, представляющий собой объединение ранее разрозненных частей и элементов системы в единое целое на основе их взаимного дополнения и взаимной зависимости – называется интеграцией (от лат. integratio – соединение, восстановление).
Проблема интеграции воспитательных воздействий на ребёнка рассмотрена в работах Л.И. Новиковой и В.А. Караковского. В исследованиях С.М. Гапеенкова и Г.Ф. Федорец особое место отводится интеграции в организации обучения. В связи с тем, что современные дошкольники испытывают достаточные затруднения, переходя на другой (начальный общий) уровень образования, можно констатировать, что проблема интегрированного подхода к формированию у детей старшего дошкольного возраста предпосылок универсальных учебных действий – актуальна.
Анализируя состояние разработанности проблемы интегрированного подхода к формированию у детей старшего дошкольного возраста предпосылок познавательных универсальных учебных действий, можно сделать вывод, что данная проблема в психолого-педагогической и методической литературе разработана недостаточно.
Нами были выделены противоречия, значительно тормозящих развитие системы предшкольной подготовки, адекватно отвечающим тенденциям модернизации образования в РФ:
— между адекватно обусловленным ростом требований к предшкольному обучению детей, готовящихся к поступлению в первый класс и увеличением количества детей, не подготовленных к школе;
— между ориентированностью образования на непрерывность и недостатком скоординированности систем дошкольного и начального школьного образования в требованиях, содержании, технологиях.
В следствии этого, для адаптации старших дошкольников к школьному обучению, необходима организационная работа по формированию предпосылок познавательных УУД с использованием ИТ.
Объектом исследования — является процесс формирования познавательных УУД.
Предмет исследования – психолого-педагогические условия формирования предпосылок УУД у старших дошкольников.
Цель исследования – теоретически обосновать и апробировать психолого-педагогические условия в формировании познавательных УУД у детей старшего дошкольного возраста.
Для реализации поставленной цели будут решены следующие задачи:
1) Изучить формирование предпосылок познавательных УУД в психолого-педагогической литературе.
2) Выявить уровень сформированности предпосылок познавательных УУД у детей старшего дошкольного возраста.
3). Разработать и апробировать методику формирования познавательных УУД у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы, систематизация, обобщение, анализирование полученных данных); эмпирические (педагогический эксперимент, содержащий констатирующий, формирующие этапы); методы обработки результатов (количественные и качественные исследования полученных данных).
Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Заключение:
Изучив и проанализировав психолого-педагогические исследования по проблеме формирования предпосылок познавательных универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста, мы пришли к выводу, что данный вопрос в настоящее время очень актуален. Современное общество изменяется, развивается стремительно. Это влечет за собой изменения в жизни людей, в том числе изменения в образовании. Для того чтобы человек мог жить в гармонии с самим собой и окружающим миром, ему необходимо быть гибким, восприимчивым к информации, умеющим самостоятельно решать жизненные ситуации различного рода, уметь определять степень важности различных событий, ставить приоритеты.
Предпосылки познавательных учебных действий – это поэтапное формирование определенных качеств и умений, необходимых дошкольнику для плодотворного восприятия современного, информационного мира. Познавательные универсальные учебные действия имеют возможность всесторонне, углубленно, но при этом в соответствии с возрастом, познать окружающий мир ребенку, научиться самому искать, находить нужную информацию и применить ее в своей деятельности [18].
Для того чтобы организовать процесс формирования предпосылок познавательных универсальных учебных действий у детей 6-7 лет, возникает потребность создать определенные педагогические условия. Необходимо определить ряд показателей познавательных универсальных учебных действий, соответствующих предложенной возрастной группе и в соответствии с ними составить программу по формированию предпосылок познавательных универсальных учебных действий. Очень важной задачей для педагога является сохранение психоэмоционального спокойствия детей, не смотря на обширную учебную нагрузку, лежащей на плечах современного дошкольника.
В ходе исследования было установлено, что вопрос формирования предпосылок познавательных универсальных учебных действий у детей 6-7 лет является актуальной в педагогической теории и практике дошкольных образовательных учреждений и требует дальнейшего теоретического осмысления.
В ходе диагностики на первом этапе исследования нами было выяснено, что среди дошкольников преобладает средний и низкий уровень сформированности предпосылок познавательных универсальных учебных действий.
В целях формирования предпосылок познавательных универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста мы организовали систему занятий по экспериментированию. Упражнения, образовательные ситуации и дидактические игры были подобраны таким образом, чтобы на протяжении всего занятия и всего курса сохранялся интерес у детей к образовательной и исследовательской деятельности, чувство общности, с учетом возрастных особенностей детей.
Исходя из полученных результатов, мы сделали вывод, что без целенаправленной работы по формированию предпосылок познавательных универсальных учебных действий происходит медленно, а при организации системы занятий через экспериментирование и при создании предметно-пространственной среды формирование предпосылок познавательных универсальных учебных действий детей старшего дошкольного возраста значительно развивается.
Таким образом, цели и задачи исследования достигнуты.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы формирования предпосылок познавательных универсальных учебных действий у детей дошкольного возраста
1.1. Формирование предпосылок познавательных универсальных учебных действий как психолого-педагогическая проблема
Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря — формирование умения учиться. [1]
Универсальные учебные действия – это навыки, которые должны закладываться (после введения ФГОС НОО во всех школах России) уже в начальной школе, на всех её уроках.
Универсальные учебные действия сгруппированы в четыре основных блока:
1. личностные — позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями;
2. регулятивные — обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения;
3. коммуникативные — обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
4. познавательные — включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания [2].
Познавательные универсальные учебные действия развивают способность к активному исследованию окружающего мира и характеризуются следующими признаками:
— готовностью осуществлять целенаправленный поиск, обработку и использование информации;
— навыками использования базовых и межпредметных понятий в процессе своей деятельности;
-способностью находить решения нестандартным задачам исследовательского типа;
— осмысленным применение моделей изучаемых объектов или процессов, схем решения учебных и практических задач;
— навыками построения рассуждений в соответствии с содержанием изучаемой дисциплины.
Познавательные универсальные учебные действия содержат в себе общеучебные и логические навыки, а также навыки постановки и решения проблемы.
А.Г Асмолов выделял «знаково-символические действия» в качестве самостоятельной единицы компонентов УУД. По мнению учёного, данные действия формируют у учащихся следующие способности:
— преобразовывать объект чувственной формы в модель, выделять значимые характеристики объекта;
— трансформировать модель (объекта либо явления) для раскрытия общих законов в данной предметной области.
Критериями оценки и показателями уровня сформированности познавательных УУД у учащихся могут служить данные:
— насколько данный уровень соответствует возрастно-психологическим нормативным требованиям;
— насколько свойства универсальных действий соответствуют заранее заданным требованиям;
— в какой мере регулирование познавательной активности происходит через развитие метапредметных действий в учебной деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия подразумевают: общеучебные, логические универсальные действия, действия постановки и решения проблем.
Общеучебные УУД включают:
-способность учащихся самостоятельно выделять и формулировать цель;
— способность учащихся к поиску и выделению необходимой информации;
— умение учащихся использовать методы информационного поиска, также с помощью компьютерных средств;
— умение учащихся пользоваться знаково-символическими средствами (цифры, буквы, схемы и т.д.);
— умение учащихся структурировать знания;
— умение учащихся сознательно и непринужденно строить речевое высказывание в устной и письменной речи;
— способность учащихся делать отбор самых эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
— наличие у учащихся умения рефлексировать в отношении способов и условий действия, контроля и оценки процесса и результатов деятельности;
— владение учащимися навыками смыслового чтения как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
— умение учащихся выбирать нужную им информацию из представленных текстов различных жанров;
— способность учащихся определять основную и второстепенную информацию;
— умение учащихся свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;
— владение учащимися навыками понимания и адекватной оценки языка средств массовой информации;
— способность учащихся ставить и формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Логические универсальные действия подразумевают способность учащихся:
— анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
— совершать синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
— выбирать основания и критерии для сравнения и классификации предложенных объектов;
— подводить под понятие, выводить следствия;
— устанавливать причинно-следственных связи;
— строить логическую цепь рассуждений;
— понимать информацию в схематичной, модельной, изобразительной форме;
— кодировать и декодировать информацию;
— доказывать;
— выдвигать гипотезы и их обосновывать.
Алгоритм постановки и решения проблемы заключаются в следующем:
— формулирование проблемы;
— самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характер.
Одно из основополагающих познавательных универсальных учебных действий состоит в умении решать проблемы или задачи. Понимание общего приёма решения задач опирается на развитость логических операций, а навык ставить задачи и решать их является базовым показателем степени обученности учащихся. Важным моментом выступает тот факт, что решение задач является и целью, и средством обучения.
Предпосылки познавательных универсальных учебных действий (УУД) представляют собой: навыки сформированности сенсорных эталонов; ориентировка во времени и пространстве. Еще необходимы умения: а) пользоваться инструкциями и применять правила; б) создавать (при помощи взрослого) последовательности действий в процессе решения имеющихся задач; в) узнавать, определять и называть явления и объекты окружающей действительности; г) классифицировать и осуществлять сериацию на определенном предметном материале; д) выделять важные признаки объектов; д) на предметном материале устанавливать соответствия;е) реализовывать знаково-символические действия, кодировку и декодирование предметов; ж) анализировать и синтезировать объекты; з) определять причинно-следственные связи; и) ориентироваться в учебнике и находить нужную страницу; к) заниматься с иллюстрациями (с разными задачами рассматривать иллюстрации: оценивать значение всей иллюстрации или какой – то ее части, поиск нужных фрагментов иллюстрации, нужных героев, объектов, предметов и т.д.) [13].
Как отмечалось выше в детском саду уделяется большое внимание развитию познавательных способностей и интересов дошкольников старших групп, основываясь которыми и формируются познавательные УУД. Особое значение придается книгам, из которых можно получить ответы на интересующие детей вопросы [8].
Одной из важнейших предпосылок для успешного обучения ребенка в Российской школе является интеллектуальная готовность. Диагностирование интеллектуальной сферы охватывает изучение уровней сформированности восприятия, памяти, мышления и внимания будущего школьника [18].
Для того, чтобы определить уровень развития сенсомоторного восприятия дошкольника можно использовать тест Керна-Йирасека, содержащий в себе перечень графических задания: «Срисовывание группы точек», «Моделирование написанного текста», «Рисунок мужской фигуры». Благодаря этому тесту можно определить степень сформированности мелкой моторики, обобщенно выявить уровень мыслительного развития ребенка, а также формирование произвольности психической деятельности и трудоспособность будущего ученика [11].
Существуют запросы к степени развития мелкой моторики дошкольника, заключающиеся в умении ребенка:
— правильно держать в руках ручку, карандаш, не сильно на него нажимать;
— выделять элементы букв, соотносить размер элементов;
— соблюдать интервал между этими элементами;
— отличать узкую линию и широкую;
— обладать умением ориентироваться на страницах своей тетради.
По методике «Корректурная проба» определяется объем, переключаемость и устойчивость внимания дошкольника, а при помощи субтеста Д. Векслера концентрация.
К адекватному уровню развития внимания дошкольника применяются следующие требования:
— умение ребенка работать, не отвлекаясь в течении 15 – 20 минут;
— умение удерживать и выделять в поле зрения синхронно 3 – 4 объекта, выполнять 2 – 3 действия одновременно;
— в процессе работы дошкольник должен уметь непринужденно переходить с одной деятельности на другую.
Диагностирование памяти в совокупности включает в себя проверку: кратковременной словесной памяти (методика «10 слов» А. Р. Лурии), оперативной памяти (субтест Д. Векслера) и логической памяти (методика Н.М.Семаго «Пересказ текста»). Нормативная плодотворность
кратковременной памяти из 10 единиц может составлять несколько слов (56), оперативная память – 3-4 единицы. Дошкольнику, отправляющемуся в первый класс необходимо запоминать и пересказывать в закономерно вытекающей очередности текст из 5-6 грамматических конструкций. В этой связи ребенку необходимо обладать умением выделять мнемическую задачу т.е. осмыслить цель запоминания, применить способы смысловой обработки текста: объединение, соответствие по смыслу [21].
Важнейшим элементом мыслительной готовности будущего ученика к обучению к школе является определение степени развития интеллекта. К началу школьного периода ребенку необходимо владеть умением выделять важнейшие свойства и отношения предметов, обладать основами сопоставления и синтезирования, реализовывать простые действия классификации. При диагностировании вербального интеллекта упор делается на обозначение уровня развитости существенных логических операций мышления: исключения, обобщения, соответствий.
Для формирования предпосылок познавательных УУД целесообразно также применять игры.
Увлекательная игра «Следопыты», в которой воспитателем используется прием имитации для того, чтобы найти некий предмет. С ребятами закрепляется их способность соотносить действия, применяемые в игре с предложенным планом [26].
Сравнительное описание каких – либо предметов, действие по плану и рассказывание по схеме – это все относится к результативному способу, для формирования познавательных УУД.
Формирование УУД у детей старшего дошкольного возраста в детском саду благоприятно влияет на формирование у ребят психологических новообразований и способностей, определяющие условия высокой успеваемости в учебной деятельности и усвоение предметных дисциплин учениками школы [15].
Игры, которые побуждают детей проявлять интеллектуальную инициативности, очень важны – это, например, таинственные схемы и знаки «Найти обозначенное место», «Остров в океане»; закодированные записи – при помощи слов, знаков, картинок; зашифрованные замки для решения игровой задачи (числовая шифровка); логические цепочки «Продолжи ряд», в основе их выполнения лежит сериация, нахождение закономерностей. Такие игры как «Отыщи фигуру», «Где затаилась простая фигура», способствую формированию умения выделить из сложной фигуры заданную простую. В работе с дошкольниками часто используются лабиринты различной конфигурации, для того, чтобы повышался уровень заинтересованности детей. Для того чтобы совершенствовались интеллектуальные умения детей им предлагаются упражнения, которые направленны на наглядное определение сходств и различий. На аналогичных рисунках сначала найти одинаковые изображения, а потом пару с одним отличием. Словесные головоломки ребята дошкольного возраста тоже очень любят. Например, «Вова решает задачи лучше, чем Коля, а Коля лучше, чем Миша. Кто решает лучше всех? – Вова». Такие головоломки бывают на сравнение, на различие, на совмещение и на отрицание [26]. В процессе таких занятий у ребенка формируются такие личностные качества как: наблюдательность, находчивость, самостоятельность, усидчивость, сообразительность, конструктивные умения. Так же с детьми используется игра «Составь целое из частей». Детям предлагается использовать геометрические фигуры, а не изображение предметов. В результате у ребенка формируется умение расчленено воспринимать непростую фигуру предмета, выделять в предмете отдельные элементы, которые находятся на разных пространственных положениях [12].
Развитие универсальных учебных действий у дошкольников в дошкольном образовательном учреждении способствует формированию у них психологических новообразований и способностей, которые, в свою очередь, определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения предметных дисциплин учащимися школы [15].
Развивая универсальные учебные действия у дошкольников важно помнить, что на сегодняшний день перед нами имеются актуальные вопросы, касающиеся подготовки детей к школе с учетом Федеральных государственных требований. К ним можно отнести разный уровень: физического и психического здоровья детей; знаний и умений; предпосылок формирования УУД; разная степень развития мотивов учения [20].
Подытоживая вышесказанное можно отметить, что универсальные учебные действия – это действия обобщенные, которые открывают возможность обширной ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая понимание обучающимися ее целевого направления, ценностносмысловых и операциональных характеристик.
Одной из важнейших особенностей УУД выступает их универсальность, проявляющаяся в том, что они: носят характер надпредметный и метапредметный; реализуют целостность общекультурного, личностного и познавательного формирования и саморазвития личности; осуществляют преемственность всех ступеней образовательного процесса; находятся в основе организации и регуляции любой деятельности обучающегося независимо от ее специально-предметного содержания; обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.