Основы безопасности жизнедеятельности Курсовая с практикой Технические науки

Курсовая с практикой на тему Формирование предметных результатов по разделу «Автономное существование человека в природе» средствами кейс-технологий.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПО ОБЖ 6
1.1. Предметные результаты как критерии освоения учащимися образовательных программ 6
1.2. Изучение раздела «Автономное существование человека в природе» 14
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ОБЖ 19
2.1. Теоретические основы использования кейс-технологии в образовательном процессе 19
2.2. Особенности использования кейс-технологий на уроках ОБЖ 26
2.3. Кейс-технологии как средство формирования предметных результатов по разделу «Автономное существование человека в природе» 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37

  

Введение:

 

В условиях внедрения ФГОС ООО под предметными результатами понимается освоение обучающимся в ходе изучения учебного предмета опыта специфической для данной предметной области деятельности по получению новых знаний, их преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. Предметные результаты образовательной деятельности выражаются в усвоении детьми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета — знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности, ценностей.
На современном этапе педагоги ищут новые эффективные формы, методы, приемы и технологии формирования предметных результатов на уроках ОБЖ. Вся система образования построена с направленностью на применении системно – деятельностного и практико-ориентированного подходов к обучению и достижении конкретных результатов.
Системно – деятельностный подход в практике требует новых активных и интерактивных методов, технологий и приемов обучения. Здесь среди различных активных и интерактивных методов важное место, по мнению многих ученых – педагогов, преподавателей, учителей, занимает кейс-метод или кейс-технология. Кейс – технология – интерактивная технология обучения, который использует описание существующих ситуаций в обучении праву. Главным достоинством кейса является сочетание теории и практики, что важно для организации современного обучения.
Достаточно большое количество исследований посвящено кейс – технологиям. Из наиболее ранних были использованы работы Ю.П. Сурмина, А.М. Долгорукова, Е.В. Львиной в которых дана весьма подробная характеристика кейс-технологии, показаны его основные особенности. М.В. Антипова в своем методическом пособии рассмотрела историю возникновения и становления кейс – технологий. И. Сангадиевав своей работе дала методические рекомендации по составлению кейсов. А.Д. Атласова, Л.Н. Барнас, Р.К. Кристенсен, Э. Дж. Хансенрассмотрели вопрос о классификации кейсов . А.С. Кирьянова, И.Д. Белоновская, Т.А. Ольховская, Д.С. Каргапольцева разработали систему оценивания при использовании кейс-технологии.
В исследованиях О.В. Хлимановской М.В., Плотникова, О.С. Черняевской, Ю.В. Кузнецовой выделены преимущества применения кейсов в процессе обучения старшеклассников. С.Ю. Темина, И.П. Адриади охарактеризовали правила поведения учащихся и преподавателя при использовании кейс – технологий.
При решении общей проблемы на уроках ОБЖ полезной оказывается совместная деятельность, которая позволяет всем учащимся полностью осмыслить и усвоить учебный материал, дополнительную информацию, а главное – научиться работать совместно и самостоятельно.
Актуальность данной работы обусловлена, необходимостью повышения эффективности изучения предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» обучающихся в школе, в связи с чем, мы предлагаем «кейс-метод».
Объект исследования: процесс формирования предметных результатов
Предмет исследования: Формирование предметных результатов по разделу «Автономное существование человека в природе» средствами кейс-технологии
Цель – теоретически обосновать возможность использования средствами кейс-технологии как средства формирования предметных результатов по разделу «Автономное существование человека в природе»
Задачи:
1. Изучить теоретические основы формирования предметных результатов по ОБЖ.
2. Охарактеризовать структуру, функции и возможности кейс-технологии.
3. Изучить возможность использования кейс-технологий для формирования предметных результатов по разделу «Автономное существование человека в природе
Решение поставленных задач было осуществлено за счет применения следующих методов исследования: изучение и анализ научной литературы;
Структура работы состоит из введения, двух глав, выводов и списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Эффективному изучению раздела «Автономное существование человека в природе» на уроках ОБЖ может способствовать применение кейс – технологий. Кейс – технологии – это технологии активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов).
Разные авторы выделяют различные признаки кейс – технологий это: проблемность, незавершенность, избыточность информации, персонализация, нейтральность, типичность.
Кейс должен состоять из трех частей: сюжетной, информационной и методической.
Существуют различные классификации кейсов. Кейсы классифицируют по месту их подготовки («полевые кейсы», «кресельные, или кабинетные кейсы»), по источнику получения информации («библиотечные кейсы», «неформальные кейсы»), по целям обучения (кейсы, которые обучают анализу и оценке, кейсы, которые обучают, как правильно решать проблемы и принимать решения, кейсы, которые иллюстрируют проблему и ее решение), на основании заложенных в них ситуаций (кейс «Потребность», кейс «Выбор», кейс «Кризис», кейс «Конфликт», кейс «Борьба», кейс «Инновация»), по степени воздействия их основных источников (научно-исследовательские кейсы, практические кейсы, обучающие кейсы).
Главные технологические особенности кейс – технологий: исследовательская технология; синергетическая технология; технология группового обучения; проектная деятельность; деятельность по активизации учащихся, мотивация их успеха, выделение достижения учащихся; метод, включающий в себя технологии развивающего обучения.
Принципами построения кейса являются: определение целей кейса, места в структуре дисциплины; определение приобретаемых знаний, умений и навыков; определение проблемной ситуации; определение программы кейса; выбор модели кейса; выбор жанра кейса; написание кейса; использование кейса в практике.
Для того чтобы получить от использования кейс-технологии положительный эффект необходимо соблюсти ряд условий: необходимость учета особенностей работы с разными аудиториями при использовании кейс-технологии, соблюдение правил организации работы над кейсом в группе – это формирование подгрупп, дисциплина, размещение группы, роль преподавателя при проведении занятия. Также это условия организации социальной среды обучения: обеспечение персонализации, ротация дискуссионных и проектных групп, социализация и личностное развитие учащихся. Для того, чтобы кейс дал положительные результаты необходимо: интересно написанный кейс, нужна проблемность кейса, в кейсе должны быть затронуты как положительные, так и отрицательные стороны, кейс должен соответствовать потребностям учащихся.
При изучении раздела «Автономное существование человека в природе» на уроках ОБЖ спецификой использования является то, что кейсы углубляют знания учащихся по темам раздела, а также учат видеть проблему и намечать пути ее решения.
Таким образом, в результате исследования можно сделать выводы:
1. Кейс-технология — это интерактивная технология для краткосрочного обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у учащихся новых качеств и умений. Кейс активизирует учащихся, развивает аналитические и коммуникативные способности, оставляя обучаемых один на один с реальными ситуациями.
2. Задачами кейс-технологий являются приобретение новых знаний и развитие общих представлений; развитие у обучающихся самостоятельного критического и стратегического мышления, умения выслушивать и учитывать альтернативную точку зрения, аргументировано высказать свою; приобретение навыков анализа сложных и неструктурированных проблем; развитие здравого смысла, чувства ответственности за принятое решение, умения общаться; приобретение навыков разработки действий и их осуществления; возможность работать в команде; возможность находить наиболее рациональное решение поставленной проблемы.
3. В процессе изучения раздела «Автономное существование человека в природе» способствую формированию таких предметных результатов: -знания об автономном существовании человека в природе и его видах, чем оно вызвано; понимание потенциальной опасности пребывания в автономном существовании; соблюдение правил безопасного поведения в условиях автономного пребывания; умение применять теоретические знания на практике.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПО ОБЖ

1.1. Предметные результаты как критерии освоения учащимися образовательных программ

Важнейшим компонентом конструкции Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения – является ориентация на результаты образования [18].
С данным принципиальным отличием модернизировалась и структура, способы применения стандартов в образовательном процессе, а также их содержание. Так как образование на территории Российской Федерации осуществляется с помощью образовательных программ, то согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», под образовательной программой понимается документ, определяющий содержание образования всех уровней и направленности [30].
Также, под термином «образовательная программа» понимается нормативный документ, который включает в себя описание построения индивидуального образовательного маршрута и образовательного процесса в целом. Данный документ направлен на освоение образовательного стандарта всеми категориями обучающихся [5].
В состав образовательной программы включаются:
• формы аттестации (календарно-учебный график, учебный план, рабочие программы учебных предметов; методические и оценочные материалы);
• организационно-педагогические условия;
• комплекс основных характеристик образования (содержание, объем, предполагаемые планируемые результаты) [30].
В образовательной организации основная образовательная программа определяет задачи, цели, планируемые результаты, организацию и содержание образовательного процесса. Реализация образовательной программы осуществляется через внеурочную и урочную деятельность с учетом нормативов и государственных санитарно-эпидемиологических правил [17].
Планируемые результаты представляют собой комплекс систематизированных личностно ориентированных целей образования, допускающих дальнейшее уточнение и конкретизацию для обеспечения выявления, и определения всех составляющих компонентов планируемых результатов, подлежащих формированию и оценке [15].
В соответствии с системно-деятельностным подходом, составляющим методологическую основу требований образовательного стандарта, содержание планируемых результатов описывает и характеризует обобщённые способы действий с учебным материалом. Данные действия позволяют обучающимся успешно решать учебные и учебно – практические задачи.
Система планируемых результатов даёт представление обучающимся какими именно действиями они овладеют в ходе образовательного процесса.
В концепции Федерального государственного образовательного стандарта обозначены требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ, которые структурированы по ключевым задачам общего образования и включают в себя:
1. Предметные результаты.
Сущностью предметных результатов является освоение обучающимися конкретных элементов социального опыта, в рамках учебного предмета в виде приобретения знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности и опыта решения проблем [18, с. 29].
2. Метапредметные результаты.
Освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех предметов способы деятельности, которые применимы как для образовательного процесса, так и для решения проблем жизненных ситуаций, являются метапредметными результатами.
3. Личностные результаты.
Сущностью личностных результатов является наличие в образовательном процессе системы ценностных отношений, обучающихся к себе, образовательному процессу, его участникам и результатам [2].
На сегодняшний день требования к предметным результатам прописаны в документе «Фундаментальное ядро содержания общего образования» [31].
Данный документ отражает значимые элементы необходимого научного знания по каждому предмету, изучаемому в школе. Все результаты отмечаются в методических пособиях.
Структура планируемых предметных результатов прописана в учебной программе каждого предмета и включает 3 уровня описания [29].
Первым уровнем описания является общецелевой блок.
На данном уровне целями являются ориентиры, которые определяют главные целевые установки и ожидаемые результаты изучения конкретной программы. Цели данного уровня дают ответ на вопрос о специфике и смысле изучения предмета, о том вкладе, который направлен на развитие личности каждого обучающегося.
На втором уровне цели характеризуют систему учебных действий в отношении опорного учебного материала.
Результаты, описывающие группу данных целей, отражаются в блоках «Выпускник научится» в каждом разделе учебной программы.
Цели данного уровня информируют о том, какой уровень освоения опорного учебного материала ожидается от выпускников.
В данную группу целей включается система таких знаний и учебных действий, которая, во-первых, принципиально необходима для успешного обучения в начальной и основной школе и, во-вторых, при наличии специальной целенаправленной работы учителя в принципе может быть освоена подавляющим большинством детей [17].
Достижение планируемых результатов этой группы выносится на итоговую оценку, которая может осуществляться как в ходе освоения данной программы (с помощью накопительной оценки, или портфеля достижений), так и по итогам её освоения (с помощью итоговой работы).
Успешное выполнение обучающимися заданий базового уровня служит единственным основанием для положительного решения вопроса о возможности перехода на следующую ступень обучения.
Третий уровень содержит цели, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений и навыков, выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета [29].
Планируемые результаты, описывающие указанную группу целей

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы