Курсовая с практикой на тему Формирование предметного словаря у детей старшего дошкольного возраста с диагнозом ОНР III уровня
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы развития предметного словаря у дошкольников с ОНР III уровня 5
1.1. Понятие словарной работы, особенности развития словаря у дошкольников с нормой речевого развития 5
1.2. Характеристика дошкольников с ОНР 14
Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей формирования предметного словаря у старших дошкольников с ОНР III уровня 27
2.1. Организация исследования 27
2.2. Методика констатирующего эксперимента 29
2.3. Анализ результатов исследования 32
Заключение 35
Список использованной литературы 37
Приложение 40
Введение:
Актуальность темы данного исследования обусловливается тем, что овладение родным языком, его словарным богатством как способом и средством общения с людьми – это одно из важнейших приобретений детей в дошкольном возрасте. Именно период дошкольного детства выступает сензитивным к усвоению речи. В этом возрасте дети особенно активно овладевают необходимым для них запасом слов, умением с помощью слов выражать собственные мысли обо всем, что их окружает, что входит в круг их интересов и нужд. Если в это время определенный запас слов не будет сформирован, то на более поздних этапах развития детей достичь этого будет довольно сложно.
Одной из наиболее важных задач словарной работы в дошкольном детстве является задача обогащения словаря. Проблема изучения детского словаря привлекала внимание многих исследователей отечественной психологии и педагогики. В работах ученых рассматривались такие вопросы, как: обогащение словаря детей на основе познания окружающего (В.И. Яшина, В.И. Логинова), роль обучения в работе со словом (А.П. Усова, Е.И. Тихеева, Э.П. Короткова, Ю.С. Ляховская, В.И. Коник, А.М. Бородич и другие); обогащение словаря детей во время ознакомления с природой (М.М. Кольцова, Н.Ф. Виноградова и другие); обогащение словаря детей в различных видах деятельности (Н.П. Савельева, Р.И. Жуковская и другие).
Овладевая словарным богатством языка, дети получают мощное средство общения с людьми, овладевают средством познания, орудием обмена мыслями. Такое овладение способствует качественным изменениям во всех психических процессах и определяет взаимоотношения между ними. (Н.А. Рыбников, А.А. Люблинская). Словарная работа в детском саду является планомерным расширением активного словаря детей за счет трудных или незнакомых для них слов. Известно, что словарь дошкольников расширяется вместе с воспитанием правильного отношения к окружающему, с ознакомлением их с окружающей действительностью.
Богатый словарный запас – это одно из важнейших приобретений ребёнка в дошкольном детстве. Поэтому сам процесс обогащения словарного запаса рассматривается в современном дошкольном образовании в качестве общей основы обучения и воспитания детей.
На сегодняшний день проблема диагностики речевых нарушений чрезвычайно актуальна. Это связано с тем, что в последние годы стремительно возрастает количество дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи, они составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития. У них наблюдается бедность словарного запаса, аграмматичность речи, что в свою очередь негативно сказывается на дальнейшем обучении в школе. Отсюда огромная ответственность и важность работы педагогов, что занимаются формирования словаря у детей, и, в особенности у детей с общим недоразвитием речи.
Неполноценная речевая деятельность оказывает негативное влияние на все сферы личности ребенка: снижается продуктивность запоминания, затрудняется развитие его познавательной деятельности, нарушается смысловая и логическая память, дети с трудом овладевают мыслительными операциями, нарушаются все формы межличностного взаимодействия и общения и т.д.
С этой точки зрения, изучение словаря становится приоритетным направлением исследований в области детской речи. Также, важное место в общей системе речевой работы занимает обогащение словаря, его закрепление и активизация. Познавательное развитие, развитие понятийного мышления невозможно без усвоения новых слов. Расширение запаса слов у детей – это одна из важнейших задач воспитания. Расширение и уточнение словарного запаса играет большую роль в развитии логического мышления: чем богаче словарь ребенка, тем точнее он мыслит, тем лучше развита его речь.
Все это и обусловило актуальность темы исследования
Заключение:
Теоретический анализ литературы по проблеме предметного словаря позволил сделать следующие выводы:
1) Словарная работа – это существенное звено во всем процессе расширения общественных представлений, так как она напрямую связана с нравственным воспитанием детей и с процессом познания, помогает понять слова – названия социальных явлений. Своевременное развитие словаря – один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, так как не могут найти подходящих слов для того, чтобы выразить свои мысли.
2) Общим недоразвитием речи называют речевое расстройство, при наличии которого у детей с первично сохранным интеллектом и нормальным слухом отмечается отставание в развитии речи, аграмматизмы, скудный запас слов, дефекты фонемообразования и произношения. Речи детей с третьим уровнем речевого недоразвития характерны недифференцированное произношение звуков; нестойкие замены, если звук в совершенно разных словах произносят по-разному; а также смешения звуков, когда ребенок изолированно произносит какие-то определенные звуки верно, а в предложениях и словах взаимозаменяет; замены и перестановки слогов и звуков, сокращения при стечении согласных в слове; характерно недостаточное понимание изменений значения слов, что выражаются суффиксами, приставками; наблюдаются затруднения в различении тех морфологических элементов, которые выражают значение рода и числа, понимание логико-грамматических структур, что выражают временные, пространственные и причинно-следственные отношения.
Нарушения формирования предметного словаря у детей с ОНР проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, многочисленных вербальных парафазиях, несформированности семантических полей, трудностях актуализации словаря.
Анализ экспериментальной работы по проблеме изучения показал, что у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня ограниченный словарный запас, о чем свидетельствует незнание названий некоторых предметов, наблюдается нарушение актуализации слова и связанные с ней формы ошибок – отсутствие слова (слово не называется), их замены. Одним и тем же словом дети называют предметы, которые похожи внешне или близкие по назначению. Поэтому дети данной группы нуждаются в дальнейшем совершенствовании и обогащении предметного словаря.
Целью нашего исследования было изучение особенностей предметного словаря у старших дошкольников с ОНР III степени
Для достижения поставленной цели мы решили следующие задачи:
1) Провели теоретический анализ литературы по проблеме исследования;
2) Подобрали диагностические методики по предметному словарю;
3) Разработали методики по предметному словарю;
4) Провели констатирующий эксперимент по изучению предметного словаря дошкольников с ОНР и детей с нормой речевого развития;
5) Проанализировали результаты обследования.
Таким образом, цель и задачи исследования выполнены.
Фрагмент текста работы:
Словарная работа в современной методике рассматривается в качестве целенаправленной педагогической деятельности, которая обеспечивает эффективное освоение словарного состава родного языка. Развитие словаря подразумевает длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закрепленных значений и формирование умения использовать их в тех или иных условиях общения.
Слово – это основная лексическая единица, которая выражает понятие. У каждого слова можно выделить его значение или заключенный в нем смысл, морфологическую структуру, звуковой состав (звуковое оформление). Все эти характеристики слова следует учитывать во время проведения словарной работы в детском саду.
Процесс усвоения детьми значений слов, их семантики был изучен Л.С. Выготским, который установил, что ребенок по ходу своего развития переходит от несущественных, случайных признаков к существенным. С изменением возраста изменяются правильность и полнота отражения им в собственной речи фактов, связей или признаков, что существуют в действительности.
Словарная работа – это существенное звено во всем процессе расширения общественных представлений, так как она напрямую связана с нравственным воспитанием детей и с процессом познания, помогает понять слова – названия социальных явлений. Слово обеспечивает содержание общения. Свободная устная (а также и письменная) речь прежде всего опирается на владение достаточным словарным запасом.
Чтобы раскрыть значение и сущность словарной работы с детьми, ее место в общей системе работы по развитию речи, необходимо рассмотреть характеристику слова, его роль в речи и языке.
В современной научной литературе слово принято рассматривать как знак, что обозначает результат мышления, познания. В слове сокрыт познавательный опыт. Язык в качестве средства общения является, прежде всего, языком слов. Словами называют отвлеченные понятия или конкретные предметы, ими выражаются отношения и чувства. Лингвисты выделяют следующие обязательные свойства слова: грамматическое оформление, фонетическая выраженность, семантическая валентность (наличие значения, а также способность слова сочетаться с другими словами).
Отсюда вытекает особенно важный методический вывод о необходимости овладения словом в единстве его грамматического, лексического значений и языковой формы (морфологической, звуковой) на основе активного использования в речи.
Главная особенность слова – это единство его грамматического и лексического значений. Лексические значения являются сгустками человеческих знаний о каких-либо сторонах действительности, без их усвоения овладение речью как орудием мышления и средством общения невозможно. Значение слова имеет сложное строение.
В первую очередь в нем можно выделить предметную отнесенность, то есть обозначение предмета, его номинацию. В семантике слова различают также и вторую сторону – систему обобщений и абстракций, скрываемую за словом, систему отношений и связей, которая в нем выражается. К примеру, слово стол указывает на какой-то определенный предмет – стол, но одновременно с этим выделяет существенный признак предмета – наличие настила от корня стил, настилать, постилать, а также обозначает столы любого вида, любой формы.
Также происходит соотношение наглядных образных компонентов слова с абстрактными, которые обобщают в различных словах разное. Человек использует слова, выбирая одно значение из ряда возможных. Реальное употребление слова постоянно является процессом выбора нужного значения из целой системы возникающих альтернатив [20, с. 22].
С физиологической точки зрения слово – это универсальное средство сигнализации, что может заменить все раздражители, возможные для человека. Усвоение слова – это образование временной нервной связи между ним и образом объекта реального мира. Данные связи образуются в коре головного мозга по законам, которые были открыты И. П. Павловым. Слово лишь тогда становится заменителем реального предмета, когда в основе него есть конкретные представления.