Курсовая с практикой на тему Формирование познавательных универсальных учебных действий в ходе реализации ФГОС НОО
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Проблема формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Педагогические условия формирования познавательных универсальных учебных действий 13
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 18
2.1. Методы и средства формирования познавательных УУД на уроках в начальной школе 18
2.2. Комплекс уроков с использованием занимательных упражнений по формированию познавательных УУД 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33
ПРИЛОЖЕНИЯ 37
Введение:
Актуальность исследования. Процесс формирования универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающие обучающихся умением учиться, представляют собой одну из основных задач современной системы образования. Достаточный уровень сформированности данных действий помогает избежать трудностей в процессе обучения. Концепция развития универсальных учебных действий в общеобразовательной системе отражает необходимость новых социальных запросов, сопутствующих процессу перехода нашей страны от индустриального к постиндустриальному информационному обществу, который подразумевает наличие знаний и высокого инновационного потенциала. Данная ситуация ставит перед образованием цель общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся, которое обеспечивало бы овладение учащимися ключевой компетенции – умения учиться [2].
В широком смысле понятие универсальных учебных действий включает процесс саморазвития и самосовершенствования при сознательном и активном присвоении знаний нового социального опыта. Рассматривая термин «универсальные учебные действия» более узко, можно охарактеризовать их как совокупность действий обучающегося, которые обеспечивают его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса [10].
Теоретические положения концепции Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, которые раскрывают основные психологические закономерности процесса развивающего образования и структуру учебной деятельности учащихся лежат в основе концепции развития универсальных учебных действий (УУД). Данная концепция разработана на основе системно деятельностного подхода и учитывает общие возрастные закономерности развития детей и подростков. Такие исследователи психолого-педагогической теории как Ю.К. Бабанский, JI.C. Выготский, П.Я. Гальперин, H.A. Лошкарева, A.A. Люблинская в своих работах указывали на важность вопросов формирования общеучебных действий. В работах таких ученых Д.В. Воровщикова, Г.К. Селевко, Д.В. Татьянченко, A.B. Усова уделено внимание отдельным видам общеучебных умений и методике их формирования. Д.Б. Эльконин и его ученики (В.В. Давыдов, Л.Е. Журова, B.В. Репкин, Г.А. Цукерман др.) разработали программу, формирующую общеучебные умения и навыки учащихся [20]. Различные подходы к проблеме формирования универсальных учебных действий учащихся младшей школы были рассмотрены в работах А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, O.A. Карабановой и др. [4].
Федеральный государственный образовательный стандарт предусматривает решение вопросов, способствующих формированию способности учащихся реализовывать универсальные учебные действия. «Концепция федеральных государственных стандартов общего образования» упоминает значимость развития личности учащихся, их познавательных способностей, формирования у них комплекса целостной системы универсальных знаний, умений, навыков. Исходя из вышесказанного, вытекают противоречия между потребностью общества в современных учениках и недостаточностью сформированности уровня познавательных универсальных учебных действий.
Проблема исследования: каковы психолого-педагогические условия формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников?
Объект исследования: процесс формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.
Предмет исследования: условия формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО.
Цель исследования: проверить эффективность психолого-педагогических условий, способствующих формированию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.
Заключение:
Организация образовательного процесса в соответствии с ФГОС НОО является требованием современности и ставит перед педагогами сложные задачи по своей новизне, особенно в части формирования УУД.
Универсальные учебные действия — система ценностных ориентаций младшего школьника, отражающих личностные смыслы, мотивы, отношения к различным сферам окружающего мира; совокупность действий младших школьников, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. УУД являются элементом преемственности урочной и внеурочной деятельности младших школьников.
В ФГОС НОО представлено четыре вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Познавательные универсальные учебные действия – это система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.
Это направление включает в себя логические, общеучебные действия, формулирование и решение проблемы. Для современного школьника крайне важно умение ориентироваться в потоке информации, которую он получает в ходе обучения. Для эффективного приобретения знаний необходимо переработать и усвоить материал, выполнить поиск недостающих сведений, осмыслить тексты. Школьник должен уметь выбирать наиболее результативные методы решения задач с учетом конкретных условий, контролировать и оценивать процесс и итоги своей деятельности, осуществлять рефлексию приемов и обстоятельств действий, а также формулировать, ставить проблемы.
Познавательные УУД на уроках предполагают следующие умения: читать и слушать, отбирая нужные сведения, находить их в дополнительных источниках, в материалах учебников, тетрадей, литературе. Осознавать задачу. Выполнять аналитические, синтезирующие, сравнительные, классификационные операции, формулировать причинно-следственные связи, делать выводы, обобщения. Осуществлять познавательные УУД в умственной и материализованной формах. Понимать сведения, представленные с модельном, схематичном, изобразительном видах, использовать знаковые и символичные средства при решении разнообразных задач.
Требования ФГОС НОО к формированию универсальных учебных действий младших школьников отражены в принципах: учета возрастных особенностей, преемственности с технологиями учебной деятельности; опора на традиции и положительный опыт организации; включение в активную жизненную позицию; свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка; системно-деятельностная организация внеурочной деятельности.
Познавательные УУД на уроках способствуют решению проблем поискового и творческого характера. В процессе изучения тем преподаватель может использовать следующие техники: Фантастическая добавка. Рассказывая тему, преподаватель может, например, перенести литературного или реального героя во времени, исключить его из произведения. В качестве «фантастического элемента» может выступать добавление какого-либо героя с последующим анализом предполагаемых событий. Интересным будет рассмотрение какой-либо ситуации с неординарной точки зрения, к примеру, глазами древнего египтянина или инопланетянина. Пересечение тем. Формирование познавательных УУД может предполагать придумывание или подбор задач, примеров, вопросов, которыми материал, поданный на текущем уроке, связывается с ранее изученным.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Проблема формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в психолого-педагогической литературе
Одной из основных целей образования является формирование универсальных учебных действий у обучающихся. Под универсальными учебными действиями, в широком смысле, понимается умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию. В узком смысле – совокупность способов действий, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса [9].
В состав универсальных учебных действий включают личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
Рассмотрим отдельно блок познавательных универсальных учебных действий. Существуют различные подходы к определению данного понятия. Выделим определения познавательных универсальных учебных действий, сформулированные в работах авторов, работающих по данной теме.
О.Ю. Андреева под познавательными действиями понимает такие, которые обеспечивают познание — умственный творческий процесс получения и постоянного обновления знаний, необходимых человеку [2].
Г.Д. Кириллова отмечает, что познавательные универсальные учебные действия могут быть определены, как система способов познания окружающего мира, построение самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по переработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации [10].
И.А. Лебедева, С.Б. Ронгинская под познавательными универсальными учебными действиями понимают умственные действия, направленные на планирование, осуществление, анализ своей познавательной деятельности и управление ею на основе способов деятельности, используемых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенных обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов [14].
По Н.Г. Федотовой и В.П. Марфусаловой познавательные действия – действия, обеспечивающие научно-ориентированное познание мира и развитие познавательных функций личности [24].
Наличие различных точек зрения в определении понятия познавательных универсальных учебных действий дают повод для проведения контент – анализа (табл.1) с целью выявления основных признаков, характеризующих данное понятие.
Контент-анализ показывает, что основным признаком познавательных универсальных учебных действий является «процесс познания», «поиск информации», «использование информации». Основываясь на соответствующих признаках, можно определить познавательные универсальные учебные действия как действия, обеспечивающие познание, которое включает в себя поиск необходимой информации, работу с полученной информацией и ее использование как в рамках образовательного процесса, так и в рамках жизненных ситуаций.
Авторы, исследующие тему «действия, обеспечивающие познание», то есть познавательные универсальные учебные действия, включают в их структуру различные компоненты.
Так, в проекте «Фундаментальное ядро содержания общего образования» под редакцией В.В. Козлова, А.М. Кондакова в блок универсальных действий познавательной направленности включают общеучебные, включая знаково-символические, логические, действия постановки и решения проблем [14].
Однако, данная структура познавательных универсальных учебных действий выделена для общего образования. Пооперационный состав познавательных универсальных учебных для различных ступеней общего образования в проекте «Фундаментальное ядро содержания общего образования» не выделен.
В работе А.М. Кирова знаково-символические действия выделены в отдельный вид универсальных учебных действий. Согласно А.М. Кировой «знаково-символические действия обеспечивают конкретные способы преобразования учебного материала» [12].
Е.А. Щеулова и Т.И, Митичева [27] в состав познавательных универсальных учебных действий для основного общего образования включают два компонента.
Первый: универсальные учебные действия как компоненты способа познавательной деятельности. Определенная и ограниченная совокупность учебных действий составляет сущность того или иного актуального развивающего способа деятельности; связанного или с проектным, или с исследовательским характером познания.
Второй: метапознавательные универсальные учебные действия, к которым относятся:
знаково-символические,
моделирование,
выбор наиболее эффективного способа решения задачи.
Выделенные два компонента познавательных универсальных учебных действий были получены путем анализа пособия «Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли» А.Г. Асмолова и др. [1] и с помощью внесения коррективов в состав познавательных универсальных учебных действий, а именно: в блок действий познавательной направленности не включили общеучебные действия. Общеучебные действия были выделены как отдельный компонент универсальных учебных действий.
Анализ различных подходов к определению структуры познавательных универсальных учебных действий в основной школе показывает, что наиболее полно компоненты познавательных универсальных учебных действий описал А.Г. Асмолов. На классификации А.Г. Асмолова базируются и иные классификации, представленные выше. В работе будем придерживаться структуры познавательных универсальных учебных действий, выделенной А.Г. Асмоловым, которая не противоречит требованиям к программе развития универсальных учебных действий, описанным в Федеральном государственном общеобразовательном стандарте основного общего образования второго поколения [4].
Раскроем содержание компонентов познавательных универсальных учебных действий, выделенных А.Г. Асмоловым и др. В состав познавательных универсальных учебных действий автор включает исследовательские действия, сложные формы опосредствования познавательной деятельности, переработку и структурирование информации, формирование элементов комбинаторного мышления, работу с научными понятиями и освоение общего приема доказательства [1].
Под познавательными исследовательскими действиями понимают совокупность таких действий, как постановка проблемы, аргументирование актуальности, выдвижение гипотезы, формулировка гипотезы, планирование исследовательских работ, выбор необходимого инструментария, поиск решения проблемы, проведение исследования с поэтапным контролем и коррекцией результатов, представление результатов исследования, оформления результатов деятельности как конечного продукта [1, 8].
Сложные формы опосредствования познавательной деятельности включают в себя символические действия, знаковые действия, а том числе моделирование.
Переработка и структурирование информации (работа с текстом, смысловое чтение) включает в себя умения ориентироваться в содержании текста, понимать его смысл, бегло просматривать текст, умения выделять главное и второстепенное, выстраивать последовательность описываемых событий, проводить рефлексию содержания текста (соотносить прочитанное с уже известными знаниями, оценить утверждения согласно своим представлениям о мире), осуществлять рефлексию на форму текста (оценить исполнение текста). Переработка и структурирование информации также может включать в себя представление текста в виде таблицы, «дерева» и других схематических средств. Умение работать с текстами заключается и в умении работать с метафорами. Умение работать с метафорами предполагает возможность понимать переносный смысл выражений, понимать и применять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов. Умение создавать и понимать метафоры предполагает работу с вербальными текстами [1]. Умение работать с текстами позволяет формировать такие компоненты исследовательской деятельности, как умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, представлять конечный результат исследования [1, 8].