Курсовая с практикой на тему Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе изучения окружающего мира
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе изучения окружающего мира 4
1.1. Особенности курса «Окружающий мир» в начальной школе 4
1.2. Психолого-педагогические особенности младшего школьного возраста 8
1.3. Особенности развития познавательного интереса в младшем школьном возрасте 11
Глава 2. Практические аспекты формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе изучения окружающего мира 14
2.1. Описание и результаты исследования 14
2.2. Рекомендации по формированию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе изучения окружающего мира 18
Заключение 26
Список использованных источников 28
Приложения 31
Введение:
В педагогической практике познавательный интерес рассматривается как средство повышения познавательной активности школьника, как эф-фективный инструмент для учителя, позволяющий ему сделать процесс обучения привлекательным, выделить в преподавании те аспекты, которые могут привлечь невольное внимание учащихся заставит вас думать, беспо-коиться и волноваться, с энтузиазмом работать над учебным заданием. «Смертный грех учителя — быть скучным» (Гербарт). Этот афоризм часто определяет понимание учителем места познавательного интереса в обуче-нии, который он рассматривает как инструмент оживления учебного про-цесса в своих руках.
Перед современной школой, и особенно начальной, стояли задачи, направленные на обучение учащихся новым ценностным ориентациям, во многом связанным с восприятием окружающей действительности, ее оцен-кой, человеческой деятельностью и поведением в природной среде и в об-ществе.
Осуществлению этих задач способствуют многие предметы, но об-разовательная среда «Мир» предоставляет наибольшие возможности, ко-торые представлены как часть федерального компонента государственного образовательного стандарта для начальных школ. Эта образовательная область предоставляет знания, которые помогают учащимся выработать целостное представление о мире, школьники понимают его материальность и познание и способствуют развитию личности ребенка.
Одним из способов повышения познавательного интереса современ-ных школьников является использование различных образовательных технологий. Из множества образовательных технологий были выбраны следующие игровые технологии, групповые технологии и информационно-коммуникационные технологии.
Одним из направлений изменения начального образования, в част-ности активизации познавательного интереса, является включение совре-менных информационных технологий в образовательный процесс. Их ис-пользование помогает учителям перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к активному, в котором ребенок становится активным субъектом образовательного процесса, который спо-собствует осознанному обучению учащихся.
Понятие «игровая педагогическая технология» включает в себя до-вольно обширную группу методов и приемов для организации педагоги-ческого процесса в виде различных педагогических игр.
В отличие от игр, в общем, педагогическая игра имеет существен-ную особенность — четко определенную цель обучения и соответствующий педагогический результат, который может быть обоснован, четко обозна-чен и характеризуется когнитивной направленностью.
Объект исследования – познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.
Предмет исследования – формирование познавательных универ-сальных учебных действий у младших школьников в процессе изучения окружающего мира.
Цель – изучить формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе изучения окружаю-щего мира.
Задачи:
1)Рассмотреть особенности курса «Окружающий мир» в начальной школе
2) Изучить психолого-педагогические особенности младшего школь-ного возраста
3) Рассмотреть особенности развития познавательного интереса в младшем школьном возрасте
4) Провести диагностику сформированности познавательных уни-версальных учебных действий у младших школьников
5) Предложить рекомендации по формированию познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.
Заключение:
«Обществознание» — это в первую очередь идеологический курс, который формирует основу мировоззрения младших школьников и дает наиболь-шие возможности для развития их личности.
Курс «Окружающий мир» — это реализация комплексного подхода к изучению окружающего мира.
Знание природы находится во взаимосвязи социально-нравственного опыта младших школьников с целостным взглядом на мир.
«Интерес — это активная когнитивная ориентация человека на кон-кретный объект или явление реальности, обычно ассоциируемая с пози-тивным и эмоционально окрашенным отношением к познанию объекта или овладению конкретной работой».
Многие считают, что интерес избирателен и влечет за собой тенден-цию обращать внимание на объекты определенного рода.
Познавательный интерес — важнейшее образование личности, кото-рое формируется в процессе жизни человека, формируется в социальных условиях его существования и никоим образом не присуще человеку с рождения.
Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка являются их произвольность, продуктивность и устойчивость.
Чтобы умело использовать имеющиеся резервы, необходимо адапти-ровать их к работе в школе и дома, научить их учиться, быть вниматель-ным, усердным. Для поступления в школу у ребенка должны быть доста-точно развиты самоконтроль, трудовые навыки, умение общаться с людь-ми, ролевое поведение.
В младшем школьном возрасте развивают и те основные человече-ские характеристики познавательных процессов (внимание, восприятие, память, воображение, мышление и речь), необходимость которых связана с поступлением в школу.
Из «естественных» (по мнению Л. С. Выготского) эти испытания к концу младшего школьного возраста должны быть «культурными», то есть превращаться в высшие психические функции, произвольно и косвен-но.
Информационные технологии обучения (ИТО) как совокупность электронных средств и методов их эксплуатации, используемых для реа-лизации учебной деятельности.
Игровые технологии — это одна из уникальных форм обучения, поз-воляющая сделать интересной и увлекательной не только работу школьни-ков на креативно-поисковом уровне, но и повседневные шаги по препода-ванию учебных предметов.
Вызов условного игрового мира делает позитивно заряженным эмо-ционально-игровое действие, активизирует все психологические процессы и функции ребенка.
Игра способствует использованию знаний в новых ситуациях, таким образом, учащиеся усваивают материал, проходя через те практики, кото-рые приносят разнообразие и интерес к процессу обучения.
Групповая работа очень привлекательна для младших школьников.
Но первый опыт его организации может оказаться неудачным (по-сторонний шум, медленные темпы прогресса, неспособность детей дей-ствовать сообща), и тогда учитель частично или полностью отказывается от такой подготовки.
Между тем групповая работа является уникальной формой органи-зации урока. Он обеспечивает прямое взаимодействие между учениками (дети выполняют задачу вместе в группах или парах) и делает руководство учителя косвенным.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе изучения окружающего мира
1.1. Особенности курса «Окружающий мир» в начальной школе
Особенность этого курса заключается в реализации комплексного подхода к изучению окружающего мира. Знание природы находится во взаимосвязи социально-нравственного опыта младших школьников с це-лостным взглядом на мир.
Образовательная цель курса разработана в соответствии с концеп-цией обновления содержания общего среднего образования (начальная ссылка), исходя из приоритета общего развития личности младшего школьника, его познавательных и духовных потребностей. Обучение пере-стает быть самоцелью и служит средством личного развития. Целью курса является формирование у учащихся начальных классов широкой целост-ной научной картины мира, которая постепенно, от класса к классу, обо-гащается знанием новых фактов, углубляющих существующие знания о мире.
Задачами данного курса являются развитие знаний об объектах, яв-лениях и закономерностях мира и методах познания, знакомство с про-блемами взаимодействия человека с природой, природой, наблюдением, мышлением детей, воспитание бережного отношения и Любовь к природе, навыки экологически грамотного поведения, нравственные нормы отно-шений младших школьников, а также предусматривают установление свя-зи между знанием природы и социальной жизнью, в которую входит ребе-нок. Выделенные программные темы актуальны для социального опыта детей младшего школьного возраста и обеспечивают его социализацию в нашей стране — России, государственных символах России, правах граж-дан, источниках обучения и духовного обогащения человеческих, куль-турных и исторических ценностей.
При изучении учебного материала большое место занимает непо-средственное наблюдение за природными объектами и явлениями, окру-жающими их, знакомство с памятниками духовной и материальной куль-туры, поездки в музеи, библиотеки, на памятные исторические места.
Курс соответствует обязательному минимуму содержания обучения. Причиной выбора содержания и разработки методической системы учеб-ника послужил принцип переменной и персональной подготовки. Такой подход предусматривает разнообразные методические приемы, про-граммное разнообразие познавательной деятельности школьников в про-цессе усвоения контента. В связи с изменчивостью методик и заданий в учебнике предусмотрены дифференциация и индивидуализация обучения в зависимости от разных уровней развития учащихся, образовательных по-требностей разных групп учащихся и их личностных характеристик. Ин-струменты учебника включают всех учащихся в мероприятия, направлен-ные на выработку самостоятельного подхода к извлечению знаний.
Разработанная учебная система методов и заданий имитирует раз-нообразные виды деятельности, которые «постоянно» посещает ученик, — в интеллектуальной сфере (анализ, сравнение, абстракция, обобщение, поиск решений, «открытый»), духовный (оценочный, рефлексивный), практиче-ский, коммуникативный (участие во фронтальной аудиторной работе, вза-имные дискуссии, диалоги с преподавателем, работа в группах, защита коллективно разработанного проекта, диалоги с одноклассниками). Боль-шое место в образовательной деятельности организации непосредственно-го наблюдения за окружающими природными явлениями, объектами, зна-комства с памятниками истории и культуры. Учебное пособие выполняет функцию управления познавательной деятельностью школьников. [6, с. 57]
Программное обеспечение учебного материала представлено в двух частях учебника и структурировано по разделам. В начале этого раздела приводится краткая информация, раскрывающая факт.
Книга содержит основные тексты по программным темам курса, а также дополнительный материал (отмечен звездочкой *) для расширения кругозора, развития познавательных интересов детей. Учебное пособие рассчитано на разный прогресс в овладении знаниями разных групп детей. Преподаватель может использовать текстовый материал для различных работ по разработке плана: выборочный анализ текстовой информации, делать выводы, делать обобщения, оценивать, выражать-отражать поло-жение, изучать факты, явления, культурные и нравственные ценности. Ис-тории для большего количества плана делают учебник более интересным для детей. Учитель использует их для самостоятельного изучения учени-ками небольших абстрактных сообщений и включает в урок рассказы де-тей, чтобы обогатить содержание и раскрыть темы. Эти тексты также ис-пользуются для формирования у учащихся навыков работы с литератур-ными источниками, служат развитию речи, умению планировать рассказ.
Сделать краткую запись, а также разумную, ясную, лаконичную, чтобы донести содержание текстовой информации до школьников, чтобы определить вопросы для обсуждения. Эти формы работы развивают ком-муникативные навыки, умение вести конструктивный диалог. Учебное по-собие предоставляет преподавателю возможность реализовать его диффе-ренцированное использование: наметить тексты для совместной работы в классе в качестве основного учебного текста, объединить материал для са-мостоятельной работы на дому, выполнить задания в качестве дополни-тельного материала для чтения, развить любопытство учащихся. Учебник включает в себя обобщающие тексты — резюме, обобщающие знания по ключевым программным темам курса. Они предоставляют школьникам основу для повторения и закрепления покрываемого материала.
Авторы постарались обеспечить эмоциональную окраску процесса познания окружающего мира. С этой целью в программу включены худо-жественные и познавательные тексты, показывающие «Что интересно», «Для любопытных». В процедурном блоке этой функции выполняются проблемные задачи, включающие поиск, вариационные решения задачи, моделирующие «чудеса», конфликтную ситуацию, вновь собранные и по-вторно освоенные концептуальные знания. Эмоциональная окраска обуче-ния оказывает реальное влияние на усвоение содержания, обеспечивает комфорт выполнения упражнений, чувство успеха для разных групп детей, в том числе для плохо подготовленных к обучению. Разработанная систе-ма заданий обеспечивает дифференциацию обучения, программирует раз-нообразные занятия, стимулирующие детей в классе и при выполнении са-мостоятельной работы на дому. В учебнике разработаны задания наблю-дения, сравнения, моделирования отношений природных объектов, для группировки, систематизации, выполнения заданий, оценки, решения за-дач, практической работы, задач творческого характера. [19]