Курсовая с практикой Педагогика/Психология Дошкольная дефектология

Курсовая с практикой на тему Формирование познавательных интересов у дошкольников с нарушениями зрения.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования познавательных интересов у дошкольников с нарушениями зрения 5
1.1. Сущность тифлопедагогики как работы с дошкольниками с нарушениями зрения 5
1.2. Специфика развития познавательных интересов в дошкольном возрасте 10
1.3. Особенности развития дошкольников с нарушениями зрения и их познавательных интересов 15
Глава 2. Формирование познавательных интересов у дошкольников с нарушениями зрения 21
2.1. Констатирующий этап диагностики сформированности познавательных интересов у дошкольников с нарушениями зрения 21
2.2. Формирующий эксперимент по развитию познавательных интересов у дошкольников с нарушениями зрения 29
2.3. Контрольный этап диагностики сформированности познавательных интересов у дошкольников с нарушениями зрения 33
Заключение 37
Список использованной литературы 39
Приложение 41

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования обусловлена тем, что количество детей со сложной структурой дефекта зрения возрастает с каждым годом. Слабовидящие дети – это дети с особыми образовательными потребностями, и знание специфики психофизического развития при зрительной патологии необходимо каждому взрослому, работающему с ребенком с нарушением зрения.
Целью работы является анализ формирования познавательных интересов у дошкольников с нарушениями зрения.
Объектом исследования являются дети с нарушениями зрения, в качестве предмета работы выступает формирование познавательных интересов у дошкольников с нарушениями зрения.
С учетом поставленной цели, а также сформулированных объекта и предмета исследования была сформулирована гипотеза: формирование познавательных интересов у дошкольников с нарушениями зрения будет эффективным только при осуществлении системной работы, которая ведется с учетом специфики социально-психологического развития детей с нарушениями зрения.
В соответствии с поставленной целью, задачами работы являются следующие:
1. Проанализировать сущность тифлопедагогики как работы с дошкольниками с нарушениями зрения.
2. Выявить специфику развития познавательных интересов в дошкольном возрасте.
3. Охарактеризовать особенности развития дошкольников с нарушениями зрения и их познавательных интересов.
4. Провести констатирующий этап диагностики сформированности познавательных интересов у дошкольников с нарушениями зрения.
5. Организовать формирующий эксперимент по развитию познавательных интересов у дошкольников с нарушениями зрения.
6. Описать контрольный этап диагностики сформированности познавательных интересов у дошкольников с нарушениями зрения.
Проблему своеобразия развития детей с глазной патологией и определение средств коррекции при нарушениях зрения освещают в своих работах отечественные ученые-тифлологи: Р. М. Боскис, Т. А. Власова, Л. С. Волкова, Л. П. Григорьева, В. З. Денискина, В. П. Ермакова, А. Г. Литвак, Л. И. Плаксина, Л. И. Солнцева, Б. К. Тупоногова, В. А. Феоктистова.
При написании работы использованы методы анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, дедукции и индукции.
Практической базой для исследования стал детский сад №19 города Крымска.
Практическая значимость работы обусловлена возможностью использования сформулированных рекомендаций и педагогических наработок при формировании познавательных интересов у дошкольников с нарушениями зрения.
Работа структурирована на введение, две главы, объединяющие шесть параграфов, каждый из которых, заключение, список использованных источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проведенное нами исследование носило теоретический и экспериментальный характер и было посвящено актуальной проблеме тифлопедагогики — раскрытию путей формирования познавательных интересов у дошкольников с нарушениями зрения. Выявлена актуальность изучения особенностей овладения детьми данной категории познавательными интересвами, определения содержания и форм коррекционной работы в данном направлении, методических подходов к ее реализации.
К слепым относят лица, у которых полностью отсутствует зрение либо острота остаточного зрения равна 0,05 и ниже на лучшем видящем глазу. Слабовидящие лица имеют сниженное зрение от 0,05 до 0,2 на лучшем видящем глазу с оптической коррекцией. Также к категории слабовидящих относят лиц с косоглазием и амбиопией. Одной из важнейших проблем современной дошкольной тифлопедагогики является подготовка детей дошкольного возраста, имеющих нарушенное зрение, к самостоятельной жизни, дальнейшему обучению, а также формирование у указанных объектов педагогического процесса совокупности необходимых навыков социально-адаптивного поведения, создание условий для максимально возможной самоактуализации и интеграции в социум, в чем немалую роль играет познавательный интерес дошкольников. Индивидуально-дифференцированный подход воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушением зрения предполагает всестороннее изучение каждого дошкольника с последующей разработкой соответствующих мер педагогического воздействия с учетом выявленных особенностей его развития. Мобилизация здоровых сил, поиск резервных возможностей способствуют успешному воспитанию и обучению, компенсации отклонений в его развитии. Образование является наиболее адекватной формой социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Правильно организованная образовательная среда оказывает на ребенка терапевтическое воздействие. Интеграция в общество – это базовый принцип обучения таких детей. А ступенчатость и вариативность – важные составляющие интеграционного подхода.
Опытно-экспериментальная работа по формированию познавательных интересов у дошкольников с нарушениями зрения прошла в три основных этапа. На констатирующем этапе нами была организована выборка испытуемых и подобран методический инструментарий для исследования, отвечающий его цели; также была проведена диагностика уровня мотивационной готовности к школе у дошкольников с нарушениями зрения. Полученные эмпирические данные были обработаны и систематизированы в таблицы, а также представлены для наглядности в виде диаграмм и гистограмм. Также на данном этапе была произведена математико-статистическая обработка эмпирических данных, заключающаяся в расчете корреляционного критерия Спирмена. На формирующем этапе была разработана и внедрена система мероприятий по формированию познавательных интересов у дошкольников с нарушениями зрения. На контрольном этапе была проведена повторная диагностика сформированности познавательных интересов у дошкольников с нарушениями зрения по тем же методикам, что и на констатирующем этапе. На основании произведенной обработки были сделаны выводы по содержанию исследования, а также дана информация о подтверждении гипотезы. По результатам исследования сделан вывод: дети с нарушениями зрения нуждаются в постоянной стимуляции восприятия, пробуждение интереса к окружающему миру, помощи в исследовании свойств предметов и явлений, их различных качеств и отношений, обеспечивает успешность развития познавательных интересов, формирование навыков дифференцирования определенных признаков, сравнение предметов и явлений, их обобщения. систематическая помощь взрослого закладывает предпосылки для формирования чувственного опыта, овладение навыками доступного полисенсорного восприятия окружающей среды на основе собственных познавательно-ориентирующих действий.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы формирования познавательных интересов у дошкольников с нарушениями зрения

1.1. Сущность тифлопедагогики как работы с дошкольниками с нарушениями зрения

Значимость зрения в жизни каждого человека неоспоримо, поскольку именно данный орган чувств помогает получать наибольшее количество информации об окружающей среде. Зрительное восприятие дает индивиду возможность адекватного отражения реальных свойств окружающей среды.
Любой вид человеческой деятельности, будь то предметно практическая, познавательная или трудовая деятельность, подразумевает использования зрения для восприятия признаков предметов, идентификации людей и объектов, осуществления контроля своих действий и реализации прочих функций. Если имеет место быть полная или частичная потеря зрения, то меняется сама сфера чувственного познания человека.
Под опосредованное влияние нарушенного зрения попадают ощущения, восприятие, представления, что позволяет говорить о зависимости психических процессов от степени зрительной патологии.
Исключение составляют мировоззрение, темперамент, волевые качества и некоторые иные компоненты психики инвалидов по зрению, на которые патология влияния не имеет. Особое значение это имеет на стадии формирования человеческой личности – в дошкольном возрасте.
Дети с нарушенным зрением испытывают необходимость в получении образовательных услуг специализированных организаций, а воспитательные процесс характеризуется особенности реализации некоторых дополнительных коррекционно-направленных мер, специфика которых зависит от степени и структуры зрительной патологии [8].
Тифлопедагогика представляет собой отрасль специальной педагогики, которая разрабатывает проблемы воспитания и обучения лиц, имеющих

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы