Курсовая с практикой Педагогика/Психология Теория обучения и воспитания

Курсовая с практикой на тему Формирование познавательной активности школьников в процессе обучения

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ 5

1.1. Сущность понятия «познавательная активность» 5

1.2. Основные возрастные особенности младшего школьного возраста 8

1.3. Методы и формы формирования познавательной активности 11

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 13

ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ 14

2.1. Диагностика начального уровня сформированности познавательной активности школьников 14

2.2. Игровые технологии, способствующие формированию познавательной активности в младшем школьном возрасте 19

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28

ПРИЛОЖЕНИЯ

  

Введение:

 


Актуальность. Формирование познавательной активности школьников в процессе обучения является одной из вечных проблем в педагогике. Познавательная активность учащихся является главным фактором результативности процесса обучения, поскольку она стимулирует развитие самостоятельности, поисково-творческий подход к овладению содержанием образования, побуждает к самообразованию.

ФГОС НОО ставит задачу воспитания детей, обладающих развитой познавательной активностью, способных рационально действовать и принимать решения в различных, и нестандартных ситуациях [25].

Прежде всего, познавательная активность подкрепляет такой учебный материал, который является для учащихся новым, неизвестным, который активизирует их воображение и заставляет удивляться. Удивление — сильный стимул познания, его первичный элемент. Удивляясь, человек как бы стремится заглянуть вперед. Он находится в состоянии ожидания чего-то нового. В связи с этим больше внимания уделяется проблеме развития познавательной активности у детей младшего школьного возраста т. к. уровень её решения на этом возрастном этапе определяет эффективность обучения на следующих этапах образования.

При формировании познавательной активности решается вопрос о том, как учить, какие методы использовать и в какой последовательности. Специально выделяются условия, реализация которых позволяет учителю гарантировать достижение поставленной цели.

Степень разработанности.

— рассмотрены игровые технологи как методы формирования познавательной активности у младших школьников (Ф.Н. Блехер, А.С. Ибрагимова, Н.М.Конышева, Б.Т. Лихачев ) [3];

— изучены игровые технологии в учебном процессе (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Е.С. Рапацевич) [5];

— исследована познавательная активность как избирательная направленность личности (В.М. Григорьев, О.А. Дьячкова, Ф.И.Фрадкина, Г.П. Щедровицкий, Г.И. Щукина) [31, 32];

— рассмотрена психология игровых технологий в учебном процессе (Д.Б. Эльконин, И.А. Каиров, Ф.Н. Петров) [33].

Проблема исследования «Как формировать познавательную активность в процессе обучения?».

Цель исследования: определение методов и форм, которые способствую формированию познавательной активности школьников в процессе обучения.

Объект исследования: познавательная активность младших школьников в процессе обучения.

Предмет исследования: методы и формы формирования познавательной активности.

Задачи исследования:

1. Раскрыть сущность понятия «познавательная активность».

2. Определить основные возрастные особенности младшего школьного возраста.

3. Рассмотреть методы и формы формирования познавательной активности.

4. Подобрать игровые технологии, которые способствуют формированию познавательной активности в младшем школьном возрасте.

Для решения задач использованы следующие методы исследования:

— теоретический анализ педагогической и методической литературы по проблеме исследования;

— эмпирические целенаправленное педагогическое наблюдение за процессом формирования познавательной активности в учебном процессе. (анкетирование, опрос).

Структура исследования. Работа состоит из введения, 2 главы (5 параграфов), заключения, список литературы

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 


Итак, в ходе выполнения работы были получены следующие результаты:

1. Было определено, что «познавательная активность» – это личностное свойство, которое выражается в готовности ребенка к познавательной деятельности и инициативность в ней. Признаками познавательной активности является: отношение к содержанию, характеру учебно-познавательной деятельности; стремление к самопознанию; стремление к учению; неустанный интерес к поиску новых знаний; творческая реализация полученных знаний и умений.

2. В результате анализа психолого-педагогической литературы нами выявлены особенности развития младших школьников (превалирование наглядно-образной формы мышления; повышенные эмоциональность, восприимчивость, впечатлительность; неустойчивость интересов; непроизвольность внимания; деятельностная активность и т.д.), определяющие специфику процесса развития и воспитания учащихся данного возраста.

3. Констатирующий этап опытно-практической работы был проведен с целью определения исходного уровня познавательной активности младших школьников. В опытно-практической работе участвовали 18 учащихся 2 «А» класса.

На основе анализа литературы (А.М. Матюшкин, Т.П. Михневич, М.Н. Скаткин) были сформулированы критерии и показатели познавательной активности, в соответствии с ними структура познавательной активности, включает мотивационный, содержательно-операциональный и эмоционально-волевой критерии.

Анализ результатов диагностики развития познавательной активности у учащихся 2 класса показал, что очень немногие учащиеся имеют высокий уровень развития познавательной активности, большинство характеризуются наличием среднего и низкого уровня развития познавательной активности.

Кроме того, в процессе проведения опытно-практической были некоторые трудности, которые заключались в следующем:

 пониженный уровень самостоятельности обучающихся в учебе;

 невнимательность при прочтении вопросов, неточность в исполнении заданий;

 недостаток умений использовать знания из

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

1.1. Сущность понятия «познавательная активность»

В педагогической литературе существует большое количество исследований, посвященных проблеме развития познавательной активности детей младшего школьного возраста. Несмотря на это, авторы не могут прийти к единому описанию понятия «познавательная активность» и описывают его с различных точек зрения.

В педагогике познавательную активность определяют, как деятельностное состояние личности, которое характеризуется стремлением к умственному напряжению, учению и проявлению волевых усилий в процессе овладения знаниями [1, c.14].

Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Д. Локк, Ж.Ж. Руссо определяли познавательную активность как естественное стремление учащегося к познанию. По мнению Я.А. Коменского «всеми возможными способами нужно воспламенять в детях горячее стремление к знанию и к учению» [14, c.5].

Ряд ученых (Л.Н. Клименко, М.И. Лисина) рассматривают познавательную активность в тесной связи с таким понятием, как самостоятельность. Под познавательной активностью они понимают:

 самостоятельную, инициативную деятельность ребенка, направленную на познание окружающей действительности;

 самостоятельную деятельность по добыванию нужной информации, вычленению проблем и поиску пути их решения [13; 17].

В своем исследовании О.О. Денина отождествляет понятия «познавательная активность» и «познавательная деятельность». По мнению ученого, между этими понятиями больше общего, чем различного. Активность проявляется через деятельность. Деятельность всегда характеризуется большей или меньшей степенью активности. Согласно О

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы