Курсовая с практикой на тему Формирование познавательной активности школьников в процессе обучения
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ 5
1.1. Сущность понятия «познавательная активность» 5
1.2. Основные возрастные особенности младшего школьного возраста 8
1.3. Методы и формы формирования познавательной активности 11
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 13
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ 14
2.1. Диагностика начального уровня сформированности познавательной активности школьников 14
2.2. Игровые технологии, способствующие формированию познавательной активности в младшем школьном возрасте 19
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28
ПРИЛОЖЕНИЯ
Введение:
Актуальность. Формирование познавательной активности школьников в процессе обучения является одной из вечных проблем в педагогике. Познавательная активность учащихся является главным фактором результативности процесса обучения, поскольку она стимулирует развитие самостоятельности, поисково-творческий подход к овладению содержанием образования, побуждает к самообразованию.
ФГОС НОО ставит задачу воспитания детей, обладающих развитой познавательной активностью, способных рационально действовать и принимать решения в различных, и нестандартных ситуациях [25].
Прежде всего, познавательная активность подкрепляет такой учебный материал, который является для учащихся новым, неизвестным, который активизирует их воображение и заставляет удивляться. Удивление — сильный стимул познания, его первичный элемент. Удивляясь, человек как бы стремится заглянуть вперед. Он находится в состоянии ожидания чего-то нового. В связи с этим больше внимания уделяется проблеме развития познавательной активности у детей младшего школьного возраста т. к. уровень её решения на этом возрастном этапе определяет эффективность обучения на следующих этапах образования.
При формировании познавательной активности решается вопрос о том, как учить, какие методы использовать и в какой последовательности. Специально выделяются условия, реализация которых позволяет учителю гарантировать достижение поставленной цели.
Степень разработанности.
— рассмотрены игровые технологи как методы формирования познавательной активности у младших школьников (Ф.Н. Блехер, А.С. Ибрагимова, Н.М.Конышева, Б.Т. Лихачев ) [3];
— изучены игровые технологии в учебном процессе (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Е.С. Рапацевич) [5];
— исследована познавательная активность как избирательная направленность личности (В.М. Григорьев, О.А. Дьячкова, Ф.И.Фрадкина, Г.П. Щедровицкий, Г.И. Щукина) [31, 32];
— рассмотрена психология игровых технологий в учебном процессе (Д.Б. Эльконин, И.А. Каиров, Ф.Н. Петров) [33].
Проблема исследования «Как формировать познавательную активность в процессе обучения?».
Цель исследования: определение методов и форм, которые способствую формированию познавательной активности школьников в процессе обучения.
Объект исследования: познавательная активность младших школьников в процессе обучения.
Предмет исследования: методы и формы формирования познавательной активности.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «познавательная активность».
2. Определить основные возрастные особенности младшего школьного возраста.
3. Рассмотреть методы и формы формирования познавательной активности.
4. Подобрать игровые технологии, которые способствуют формированию познавательной активности в младшем школьном возрасте.
Для решения задач использованы следующие методы исследования:
— теоретический анализ педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
— эмпирические целенаправленное педагогическое наблюдение за процессом формирования познавательной активности в учебном процессе. (анкетирование, опрос).
Структура исследования. Работа состоит из введения, 2 главы (5 параграфов), заключения, список литературы
Заключение:
Итак, в ходе выполнения работы были получены следующие результаты:
1. Было определено, что «познавательная активность» – это личностное свойство, которое выражается в готовности ребенка к познавательной деятельности и инициативность в ней. Признаками познавательной активности является: отношение к содержанию, характеру учебно-познавательной деятельности; стремление к самопознанию; стремление к учению; неустанный интерес к поиску новых знаний; творческая реализация полученных знаний и умений.
2. В результате анализа психолого-педагогической литературы нами выявлены особенности развития младших школьников (превалирование наглядно-образной формы мышления; повышенные эмоциональность, восприимчивость, впечатлительность; неустойчивость интересов; непроизвольность внимания; деятельностная активность и т.д.), определяющие специфику процесса развития и воспитания учащихся данного возраста.
3. Констатирующий этап опытно-практической работы был проведен с целью определения исходного уровня познавательной активности младших школьников. В опытно-практической работе участвовали 18 учащихся 2 «А» класса.
На основе анализа литературы (А.М. Матюшкин, Т.П. Михневич, М.Н. Скаткин) были сформулированы критерии и показатели познавательной активности, в соответствии с ними структура познавательной активности, включает мотивационный, содержательно-операциональный и эмоционально-волевой критерии.
Анализ результатов диагностики развития познавательной активности у учащихся 2 класса показал, что очень немногие учащиеся имеют высокий уровень развития познавательной активности, большинство характеризуются наличием среднего и низкого уровня развития познавательной активности.
Кроме того, в процессе проведения опытно-практической были некоторые трудности, которые заключались в следующем:
пониженный уровень самостоятельности обучающихся в учебе;
невнимательность при прочтении вопросов, неточность в исполнении заданий;
недостаток умений использовать знания из
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
1.1. Сущность понятия «познавательная активность»
В педагогической литературе существует большое количество исследований, посвященных проблеме развития познавательной активности детей младшего школьного возраста. Несмотря на это, авторы не могут прийти к единому описанию понятия «познавательная активность» и описывают его с различных точек зрения.
В педагогике познавательную активность определяют, как деятельностное состояние личности, которое характеризуется стремлением к умственному напряжению, учению и проявлению волевых усилий в процессе овладения знаниями [1, c.14].
Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Д. Локк, Ж.Ж. Руссо определяли познавательную активность как естественное стремление учащегося к познанию. По мнению Я.А. Коменского «всеми возможными способами нужно воспламенять в детях горячее стремление к знанию и к учению» [14, c.5].
Ряд ученых (Л.Н. Клименко, М.И. Лисина) рассматривают познавательную активность в тесной связи с таким понятием, как самостоятельность. Под познавательной активностью они понимают:
самостоятельную, инициативную деятельность ребенка, направленную на познание окружающей действительности;
самостоятельную деятельность по добыванию нужной информации, вычленению проблем и поиску пути их решения [13; 17].
В своем исследовании О.О. Денина отождествляет понятия «познавательная активность» и «познавательная деятельность». По мнению ученого, между этими понятиями больше общего, чем различного. Активность проявляется через деятельность. Деятельность всегда характеризуется большей или меньшей степенью активности. Согласно О