Курсовая с практикой на тему Формирование познавательного интереса у младших школьников во внеурочной деятельности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования познавательного интереса у младших школьников во внеурочной деятельности 6
1.1. Психологическая характеристика развития детей младшего школьного возраста 6
1.2. Особенности формирования познавательного интереса у младших школьников 11
1.3. Роль внеурочной деятельности в формировании познавательного интереса у младших школьников 18
Выводы по 1 главе 22
Глава 2. Методические аспекты формирования познавательного интереса у младших школьников во внеурочной деятельности 23
2.1. Методы и приемы формирования познавательного интереса у младших школьников во внеурочной деятельности 23
2.2. Средства формирования познавательного интереса у младших школьников во внеурочной деятельности 26
2.3. Формы организации внеурочной деятельности для формирования познавательного интереса у младших школьников 31
Выводы по главе 2 37
Заключение 38
Список литературы 40
Введение:
Введение новых образовательных стандартов в начальную школу неизбежно повышает социальную значимость процесса формирования по-знавательного интереса, поскольку государственные стандарты общего образования с необходимостью предполагают разработку моделей обуче-ния, гарантирующих их достижения. Однако, практикуемое поэлементное формирование познавательного интереса, недостаточное внедрение в учебный процесс современных технологий и методических средств не в со-стоянии полностью и эффективно обеспечить развитие познавательного интереса учащихся как личностного интегрального образования.
Развитие познавательного интереса является одной из актуальных проблем современной образовательной школы. Актуальность данной про-блемы объясняется тем, что методология и практика образования стали все больше и больше обращаться к личности обучающегося.
Познавательный интерес — это особая избирательная направленность личности на знания и избирательный характер, выраженный в определен-ной предметной области знаний. Проблема формирования познавательных интересов младших школьников — одна из важнейших задач современной школы. Как известно, устойчивый познавательный интерес формируется при сочетании эмоционального и рационального в обучении.
Формирование и развитие познавательных интересов — часть широ-кой проблемы воспитания всесторонне развитой личности. Если опреде-лить эту проблему более конкретно, то ее можно сформулировать следу-ющим образом: должен существовать способ, с помощью которого можно, добиваясь полного усвоения учащимися школьной программы, обеспечить развитие их познавательных способностей, не допуская при этом пере-грузки. Именно эта задача наиболее остро стоит перед школой, т.е. школа должна найти оптимальные пути ее решения.
Успешное усвоение знаний в младших классах невозможно без инте-реса к учебе. Основной формой обучения в школе является урок, но его жесткие временные рамки и насыщенность программным материалом, не всегда позволяют в полной мере развивать интеллектуальные и познава-тельные способности учащихся. Эту проблему помогает решить внекласс-ная работа.
Внеклассная работа учащихся сегодня является частью основного образования. Она направлена на расширение образовательного простран-ства ребенка, развитие новых видов учебной деятельности. Именно во вне-классной деятельности ученик может узнать свои возможности и раскрыть свои таланты, осознанно применить базовые знания в ситуациях, отличных от школьных.
Объект исследования: формирование познавательного интереса младших школьников.
Предмет исследования: методические аспекты формирования позна-вательного интереса младших школьников во внеурочной деятельности
Цель исследования: изучение методических аспектов формирования познавательного интереса младших школьников во внеурочной деятельно-сти.
Задачи исследования:
1. Составить психологическую характеристику развития детей младшего школьного возраста;
2. Определить особенности формирования познавательного интереса у младших школьников;
3. Вывить роль внеурочной деятельности в формировании познава-тельного интереса у младших школьников.
4. Определить методы, приемы, средства формирования познава-тельного интереса у младших школьников во внеурочной деятельности;
5. Выявить формы организации внеурочной деятельности для фор-мирования познавательного интереса у младших школьников.
Методы исследования: общенаучный, индуктивный, формирование выводов на основе анализа, обобщения, классификации, изучение источни-ков литературы по теме исследования.
Теоретическую основу исследования составили работы Л.В. Степа-новой, Т.А. Стефановской, Т.Г. Суминой, В.А. Титова, Г.И. Щукиной, М.С. Якимовой и др.
Практическая значимость исследования заключается в том, что вы-явление методической основы организации внеурочной деятельности для формирования познавательного интереса у младших школьников может помочь в организации внеурочной деятельности студентам педагогических направленностей и практикующим педагогам.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, за-ключения, списка литературы.
Заключение:
В ходе исследовательской работы мы решали поставленные перед нами задачи и пришли к следующим выводам, описанным ниже.
Психологами установлено, что свойства психики человека, основы интеллекта и всей духовной сферы появляются и формируются в основном в дошкольном и младшем школьном возрасте. В дальнейшем темпы пси-хического развития учащихся замедляются, а интерес к учебе падает из-за недостаточного внимания к развивающей стороне обучения.
Необходимость подготовки каждого растущего человека к творче-ству не нуждается в доказательствах. Современный мир характеризуется быстрыми, относительно резкими изменениями в обществе. Одной из клю-чевых ценностей является творческое, нешаблонное поведение, характери-зующееся оригинальными решениями проблем, быстрой адаптацией к условиям постоянно меняющегося мира и появлению новых технологий и средств.
Познавательный интерес, как один из видов интереса вообще, харак-теризуется особым познавательным отношением, окрашенным интеллекту-альной эмоцией, и непосредственным мотивом, исходящим от деятельно-сти. В учебном процессе познавательный интерес выступает как средство обучения, как мотив учения, как устойчивое качество личности школьника, направленное на овладение знаниями и способами познавательной дея-тельности.
С точки зрения научной значимости познавательный интерес являет-ся важным фактором совершенствования учебного процесса и одновре-менно показателем его эффективности и продуктивности, так как стимули-рует познавательную активность, самостоятельность, творческий подход к освоению материала, побуждает к самообразованию. Учитель направляет и руководит воспитанием и развитием младших школьников в процессе обучения, формированием всей совокупности его личностных образова-ний.
Познавательный интерес в развитии детей младшего школьного воз-раста выполняет различные функции: он выступает как средство активного и увлекательного обучения ребенка, как мощный мотив интеллектуального и долговременного протекания познавательной деятельности, как предпо-сылка успешного формирования личностной готовности к дальнейшему обучению.
Развитие познавательного интереса происходит поэтапно: любопыт-ство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес. Развитие познавательного интереса может происходить в двух направле-ниях: через содержание школьных предметов и через определенную орга-низацию познавательной деятельности.
При разработке внеклассных мероприятий необходимо учитывать, что необходимо использовать средства теории этапов формирования по-знавательного интереса. Важной частью работы по организации внеуроч-ной деятельности является вовлечение детей в кружки, секции, объедине-ния дополнительного образования. Необходимо помогать детям и их ро-дителям в раскрытии индивидуальных способностей и склонностей к тому или иному направлению деятельности, работать над повышением мотива-ции детей к занятиям различными видами внеурочной деятельности.
Существует познавательный интерес, который проходит несколько стадий: любопытство, любознательность и собственно познавательный ин-терес. Формирование познавательного интереса младших школьников но-сит поэтапный характер, поэтому мы определили следующие этапы: начальный, исследовательский и проверочный.
Проблема активизации познавательного интереса всегда интересова-ла, интересует и будет интересовать педагогов и психологов, учителей, по-тому что человек увлеченный нацелен на качественную работу, на дости-жение высоких результатов в работе. Ребенок совмещает полезное с при-ятным, учится достигать поставленных целей.
В настоящее время, в условиях совершенствования содержания и структуры современного образования, проблема формирования интереса к обучению и развития творческих способностей детей приобретает новое значение и требует дальнейшего рассмотрения.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы формирования познавательного интереса у младших школьников во внеурочной деятельности
1.1. Психологическая характеристика развития детей младшего школьного возраста
Младший школьный возраст определяется самым важным обстоя-тельством в жизни ребенка — его поступлением в школу. В это время про-исходит интенсивное биологическое развитие организма ребенка (цен-тральной и вегетативной нервной системы, костной и мышечной систем, деятельности внутренних органов). В основе такой перестройки лежит определенный эндокринный сдвиг, когда начинают работать «новые» эн-докринные железы и прекращают работу «старые».
Хотя физиологическая природа этого кризиса не совсем ясна, по мнению некоторых ученых, примерно к 7 годам активная вилочковая же-леза перестает функционировать, нарушая деятельность половых желез и некоторых других эндокринных желез, таких как гипофиз и кора надпо-чечников, которые начинают вырабатывать мужские гормоны, такие как андрогены и эстрогены. Такая физиологическая перестройка требует от детского организма больших усилий для мобилизации всех резервов [13].
В этот период повышается подвижность нервных процессов, преоб-ладают процессы возбуждения, что определяет такие характерные особен-ности младших школьников, как повышенная эмоциональная возбуди-мость и неусидчивость.
К 7 годам происходит морфологическое созревание лобных отделов больших полушарий головного мозга, что создает основу для большей, чем у дошкольников, гармонии процессов возбуждения и торможения, не-обходимой для развития целенаправленного, волевого поведения. По-скольку развитие мышц и способов управления ими не синхронизировано, дети этого возраста имеют особенности в организации движений. Развитие крупных мышц опережает развитие мелких, поэтому у детей лучше полу-чаются сильные и размашистые движения, чем мелкие и точные (например, письмо).