Курсовая с практикой на тему Формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
Часть 1. Диагностика познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста 5
Часть 2. Содержание и методика формирования познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста 18
Часть 3. Динамика познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста 24
Выводы 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 33
Введение:
Актуальность темы исследования. Особое внимание в науке и практике уделяется проблеме развития познавательной деятельности, в частности, познавательного интереса дошкольников. Проблемы развития познавательного интереса в период дошкольного детства определяются поиском инновационных педагогических средств при организации педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении. На социально-педагогическом уровне актуальность проблемы развития познавательного интереса выражаются в разработке педагогических средств для организации воспитательного процесса в детском саду.
Познавательный интерес изучен в трудах многих педагогов и психологов. Вопросам познавательной активности, познавательного интереса, усвоения умений и знаний посвящены исследования многих ученых, среди которых А.Р. Аблитарова [1], Э.А. Баранова [6], Л.А. Венгер [11], В.С. Ильин [20], А.К. Маркова [28], Н.Г. Морозова [31], С.Л. Рубинштейн [38], К.Д. Ушинский [41], Г.И. Щукина [44], и многие другие. Познавательный интерес является стимулом для развития волевых качеств (Л.С. Выготский [13], Н.Г. Морозова [31], А.И. Сорокина [39] и др.). Познавательный интерес рассматривается в качестве источника умственной активности (Л.И. Божович [9]); условие повышения познавательной активности (Л.С. Выготский [13], А.А. Люблинская [27] и др.).
Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена выявленным противоречием между возрастающими требованиями к уровню развития познавательного интереса дошкольников и необходимостью отбора наиболее эффективных педагогических средств его формирования в условиях детского сада. Данное противоречие обусловило проблему исследования: каковы результативные педагогические средства формирования познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс формирования познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические средства формирования познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: формирование познавательного интереса у детей будет результативно, если использован комплекс педагогических средств: игровые формы организации занятий, дидактические игры, опыты, экспериментирование.
Цель работы: проверить результативность комплекса педагогических средств формирования познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1) определить критерии сформированности познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста;
2) разработать и реализовать комплекс педагогических средств формирования познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста;
3) оценить результативность комплекса педагогических средств.
Методы исследования: теоретические (анализ литературы по проблеме исследования); эмпирические (описание, эксперимент); интерпретационные методы (качественный анализ и интерпретация результатов исследования).
Структура работы. Курсовая работа включает введение, две главы, заключение, список литературы.
Заключение:
Ретроспективный анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить феномен познавательного интереса, рассматриваемый как активное природное свойство субъекта деятельности в процессе познания окружающей действительности, максимально развивающееся при реализации следующих педагогических средств: субъект-субъектное взаимодействие педагогов, детей и родителей, внедрение активных методов и форм организации познавательно-игровой деятельности, развитие рефлексивных способностей у старших дошкольников в процессе познания.
Феномен познавательного интереса трактуется учеными с различных подходов. Под познавательным интересом рассматривается «побудительная сила деятельности» (Д.И. Писарев); «сосредоточенность на предмете познания» (С.Л. Рубинштейн); «эмоционально-познавательное отношение к предмету познания, становящееся направленностью личности» (Н.Г. Морозова); «глубинный внутренний мотив поведения» (Б.Г. Ананьев, П.Я. Гальперин.
Познавательный интерес представляет собой избирательную направленность личности, целостное личностное образование, включающее интеллектуальные, эмоциональные и волевые процессы. В процессе развития познавательного интереса у дошкольников осуществляется последовательный переход от любознательности дошкольника к устойчивой познавательной направленности на предмет и процесс деятельности на основе участия ребенка в различных видах деятельности.
Возрастными особенностями познавательного интереса являются: актуализация активности в поиске информации; появление стремления в познании нового; интеллектуализация процесса познания; переход от чувственного познания мира к теоретическому; расширение спектра интересных объектов; углубление познавательных интересов.
Эмпирическое исследование проводилось с детьми 6–7 лет (старший дошкольный возраст) в количественном составе 20 человек. Компонентами измерения уровня развития у старших дошкольников познавательного интереса являлись мотивационный, когнитивный, эмоциональный, к определению сформированности каждого компонента подбирались соответствующие методики.
Результаты констатирующего этапа исследования выявили недостаточный уровень сформированности познавательного интереса у дошкольников по всем компонентам, что послужило основой для разработки и реализации программы формирующего эксперимента.
На формирующем этапе происходила экспериментальная проверка эффективности педагогических средств развития познавательного интереса у старших дошкольников. Методика работы с детьми включала подбор игр и упражнений применительно к каждому компоненту познавательного интереса.
В качестве наиболее эффективных средств развития познавательного интереса у старших дошкольников можно выделить дидактические и сенсорные игры, опыты и экспериментирование, продуктивную деятельность.
На контрольном этапе эксперимента выявлена положительная динамика. Наибольшей сформированностью отличается эмоциональный компонент познавательного интереса, что свидетельствует о том, что большинство детей отличается положительными эмоциональными реакциями при принятии задания и на всем протяжении решения задач, что подтверждается наличием мимики, вербализации.
Показатели мотивационного и когнитивного уровня практически распределились между высоким и средним уровнями, что доказывает результативность применяемых педагогических средств. Большинству детей свойственно устойчивое проявление заинтересованности познавательной деятельностью; проявление положительных эмоций в связи с процессом и результатом познавательной деятельности.
Таким образом, можем заключить, что цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Фрагмент текста работы:
<p>Актуальность темы исследования. Особое внимание в науке и практике уделяется проблеме развития познавательной деятельности, в частности, познавательного интереса дошкольников. Проблемы развития познавательного интереса в период дошкольного детства определяются поиском инновационных педагогических средств при организации педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении. На социально-педагогическом уровне актуальность проблемы развития познавательного интереса выражаются в разработке педагогических средств для организации воспитательного процесса в детском саду. <br />Познавательный интерес изучен в трудах многих педагогов и психологов. Вопросам познавательной активности, познавательного интереса, усвоения умений и знаний посвящены исследования многих ученых, среди которых А.Р. Аблитарова [1], Э.А. Баранова [6], Л.А. Венгер [11], В.С. Ильин [20], А.К. Маркова [28], Н.Г. Морозова [31], С.Л. Рубинштейн [38], К.Д. Ушинский [41], Г.И. Щукина [44], и многие другие. Познавательный интерес является стимулом для развития волевых качеств (Л.С. Выготский [13], Н.Г. Морозова [31], А.И. Сорокина [39] и др.). Познавательный интерес рассматривается в качестве источника умственной активности (Л.И. Божович [9]); условие повышения познавательной активности (Л.С. Выготский [13], А.А. Люблинская [27] и др.). <br />Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена выявленным противоречием между возрастающими требованиями к уровню развития познавательного интереса дошкольников и необходимостью отбора наиболее эффективных педагогических средств его формирования в условиях детского сада. Данное противоречие обусловило проблему исследования: каковы результативные педагогические средства формирования познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста.<br />Объект исследования: процесс формирования познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста.<br />Предмет исследования: педагогические средства формирования познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста.<br />Гипотеза исследования: формирование познавательного интереса у детей будет результативно, если использован комплекс педагогических средств: игровые формы организации занятий, дидактические игры, опыты, экспериментирование.<br />Цель работы: проверить результативность комплекса педагогических средств формирования познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста.<br />Задачи исследования:<br />1) определить критерии сформированности познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста;<br />2) разработать и реализовать комплекс педагогических средств формирования познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста;<br />3) оценить результативность комплекса педагогических средств.<br />Методы исследования: теоретические (анализ литературы по проблеме исследования); эмпирические (описание, эксперимент); интерпретационные методы (качественный анализ и интерпретация результатов исследования). <br />Структура работы. Курсовая работа включает введение, две главы, заключение, список литературы.</p>